Андрей Сушенцов
При этом у России нет стратегической цели на противостояние с Западом и она не намерена сама себя изолировать. На Украине Москва не оспаривает сложившийся после холодной войны порядок. После «крымского шока» с опозданием, но и американские политики осознали, что Россия реагирует на нарушение своих жизненных интересов и защищается.
ПРЕМИУМ
24 июля 2014 | 11:00

Обвинять Россию безопасно и бесполезно

Москва готова «перетерпеть» санкции

Текст подготовлен при сотрудничестве с Lenta.ru

В течение недели после катастрофы авиалайнера Малайзийских авиалиний под Донецком руководство России подверглось беспрецедентному международному давлению. Опираясь на сомнительные доказательства, представленные Украиной, западные политики и ведущие СМИ поспешили указать на ополчение Юго-Востока как на виновных в трагедии. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон резюмировал обвинения в емкой формуле:

«Если самолет сбили ополченцы, то Россия должна ответить за это».

А глава Freedom House Дэвид Крамер с высоты своего духовного опыта вынес моральное суждение и поставил Владимира Путина в один ряд с Муаммаром Каддафи, Саддамом Хуссейном и Ким Чен Иром.

Масштабный натиск, которому подверглась Москва, сопоставим с обвинениями в адрес Ирака в 2002 году (якобы обладал ОМУ) и Сирии в 2013-м (якобы применила химическое оружие). Цель обвинений — под угрозой международной изоляции заставить Москву отказаться от поддержки сопротивления на юго-востоке Украины.

Обвинять Россию на Западе относительно безопасно. Российские экономические связи с США слабы, а гораздо более существенные отношения с ЕС пока не обросли структурами влияния — фондами, мозговыми центрами, телеканалами, социологическими службами. В ответ на привычную критику России в ЕС и США не возразит уязвленное русское лобби и потупит глаза бизнес-сообщество. Именно поэтому за день до катастрофы малайзийского «Боинга» США относительно легко приняли новый пакет чувствительных санкций. Под впечатлением от трагедии Совет министров иностранных дел ЕС и Европарламент на этой неделе обсуждают оружейное эмбарго против России. В Вашингтоне тем временем республиканцы готовят законопроект о «противодействии российской агрессии». В совокупности это угрожает затруднением доступа нашей страны к мировым финансовым рынкам и современным гражданским технологиям. И может затормозить модернизацию экономики.

Однако обвинять Россию не только безопасно, но и бесполезно. Москва руководствуется максимой замминистра иностранных дел СССР Юлия Квицинского:

«Существуют переговоры, в которые Россия может позволить себе не вступать».

Политическое руководство в Москве держит руль ровно, несмотря на шторм. Стратегическая задача России — сохранив экономические отношения с Западом, поддержать русских юго-востока Украины, которые надеются на Москву в противостоянии с киевским правительством.

Первая задача очевидна и непреложна — только устойчивый рост экономики и постоянное повышение ВВП на душу населения позволит избежать угроз безопасности и целостности государства в долгосрочной перспективе. Вторая задача важнее, потому что касается коллективного «я» россиян — солидарность с соотечественниками на юго-востоке Украины, которым киевские власти отказывают в праве на жизнь. Совместить две политические линии непросто, но Москве помогают три обстоятельства.

Во-первых, обвинения Украины в адрес ополченцев в связи с крушением «Боинга» оказались плохо аргументированы. До сих пор не предъявлены убедительные доказательства их вины, а обвинение строится на нескольких сфабрикованных видеозаписях и раздраженных репликах членов миссии ОБСЕ. Более того, 23 июля выяснилось, что и США не обладают собственными доказательствами вины ополченцев и опираются на представленные Украиной материалы. Пока слова Барака Обамы подкреплены только скриншотами из социальных сетей и сфабрикованными Киевом видео. Представленные Генеральным штабом ВС и ВВС России аргументы о причастности Украины к крушению лайнера, несомненно, более убедительны.

Во-вторых, Москва готова «перетерпеть» санкции, потому что справедливо считает — они не окажут глубокого влияния на российскую экономику. Взаимосвязь России и ЕС такова, что сокращение контактов больно ударит по обоим. Кроме того, такую большую стран, как Россия, трудно изолировать. Попытки искусственно ограничить ее доступ к рынкам финансов или технологий вызовут реакцию со стороны крупных стран вне Запада и ускорят создание альтернативных центров силы. США и ЕС не хотят форсировать этот процесс.

Наконец, в России осознают, что нынешний антироссийский всплеск недолговечен.

Москва привыкла к тому, что на Западе невнимательны к ее нуждам и особенностям, не понимают хрупкости России, а потому неверно трактуют мотивы ее поведения.

Это побуждает российских политиков опираться в своих действиях исключительно на национальные интересы, а не на одобрение зарубежных партнеров. Учитывая, что у США нет долгосрочной политики в отношении России, американский курс в будущем вновь будет формироваться под влиянием возникающих в мире проблем и обстоятельств. А значит, содействие Москвы снова будет востребовано. Россия и Запад имеют богатый опыт кризисов в отношениях, и происходящее сейчас не выходит за рамки исторической нормы.

Россия не видит, чем новый этап отношений с Западом («соперничество») будет отличаться от предыдущего («избирательное сотрудничество и игнорирование»). Конкурентная борьба продолжится. Сохранятся разногласия по вопросу о роли НАТО в европейской безопасности. Позиционный район ПРО США в Европе будет продолжать раздражать Москву. Вашингтон планирует ограничить доступ России к технологиям — но разве не это он делал, воспрепятствовав продаже «Сбербанку» концерна «Опель» в 2009 году? Факты дискриминации российских энергетических компаний на рынках США и ЕС известны давно. Наконец, не считая Россию врагом, США и ЕС поддерживали антироссийские режимы в поясе ее границ. Эта линия сопровождалась интенсивной торговлей, взаимными инвестициями и сотрудничеством сторон по Афганистану, Ирану, Сирии и КНДР, а также освоению космоса, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. В конечном счете, запертые в коротких электоральных циклах государства Запада продолжат прежнюю линию в отношениях с Москвой.

При этом у России нет стратегической цели на противостояние с Западом и она не намерена сама себя изолировать. На Украине Москва не оспаривает сложившийся после холодной войны порядок. После «крымского шока» с опозданием, но и американские политики осознали, что Россия реагирует на нарушение своих жизненных интересов и защищается.

Эта политика продолжается и на юго-востоке Украины. Россия не позволит Киеву навязать силой свою волю русскоязычному населению юго-востока и станет оказывать поддержку ополчению. Одновременно Москва продолжит развивать сложившиеся экономические связи с партнерами в Европе и США.

Стратегия России долгосрочна и подкреплена ресурсами, а ее цели стабильны. Кризис вокруг малайзийского лайнера показывает, что Москва умеет держать удар.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

16 ноября 2016 | 17:07

Китайское направление внешнеполитической программы Трампа

Внешнеполитическая риторика Дональда Трампа и в ходе президентской гонки, и после её завершения отводила значительное место американо-китайским отношениям. По мнению миллиардера, Поднебесная является основной угрозой для американского лидерства. России важно правильно отреагировать на новую американскую систему приоритетов в сфере национальной безопасности.

16 мая 2016 | 21:00

Выгоды Москвы от агрессивной политики НАТО в Европе

Соединенные Штаты используют углубление военной инфраструктуры НАТО в Европе для усиления контроля за европейскими государствами. Через институты НАТО Вашингтон получает серьезные рычаги влияния на весь процесс принятия стратегических внешнеполитических решений не только в странах-членах Альянса, но и в государствах, претендующих на это членство.

27 мая 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (20-26 мая)

Снятие американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам завершило двадцатилетний процесс нормализации отношений, что, тем не менее, вызвало недовольство среди правозащитников и китайских СМИ. Исторический визит Барака Обамы в Хиросиму является необходимым дипломатическим шагом на фоне недовольства местного населения по поводу американской базы в Окинаве. Попытки спикера сделать процесс принятия бюджета более своевременным и открытым привели к неразберихе, с которой он пообещал разобраться сразу по возвращении Конгресса после недельных каникул.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова