14-15 сентября главы дипломатических ведомств Франции и ФРГ Жан-Марк Эйро и Франк Вальтер Штайнмайер нанесли официальный визит на Украину. Целью визита стало обсуждение выполнения Минских договоренностей украинской стороной. Высокопоставленные европейские дипломаты посетили подконтрольную Киеву часть Донбасса, провели переговоры с украинскими властями и представили дорожную карту по выполнению Минских соглашений.
К большому разочарованию украинского политического истэблишмента Эйро и Штайнмайер дали понять, что в выполнении Минских соглашений мяч находится на стороне Киева и ему давно пора совершить свою подачу. О том, как и в какой последовательности это стоит сделать, европейские дипломаты прописали в своей дорожное карте. В соответствие с ней, процесс будет состоять из трёх этапов. Во-первых, необходимо развести между собой конфликтующие стороны и разработать законы, прописанные в ходе вторых минских переговоров (закон о выборах, закон об особом статусе Донбасса). Во-вторых, необходимо обеспечить принятие этих законов, расширение миссии ОБСЕ на Донбассе и расширить зоны отвода войск. Наконец, в-третьих следует принять закон о выборах, завершить реформу Конституции, провести амнистию, организовать выборы и вернуть под контроль Украины границу между непризнанными республиками и Россией.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что представленный план действий практически полностью созвучен с позицией Москвы, которая ожидает от Киева, прежде всего, выполнения политической части Минских соглашений. В свою очередь, Киев требует полного контроля над территориями ДНР и ЛНР перед организацией выборов и проведением необходимых реформ.
Впрочем, хотя план Эйро-Штайнмаера и вызвал шквал критики со стороны украинской политической элиты, президент страны Петр Порошенко имел возможность спокойно выслушать европейских гостей, благоразумно соглашаясь с их доводами. Представляя себя в качестве миротворца, он мог переложить ответственность за срыв Минских соглашений на Верховную Раду, в которой тон задают ультранационалистические депутаты и «профессиональные патриоты». Нынешний состав украинских законодателей исключает любую возможность позитивного голосования по любому из пунктов соглашений. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«Для того чтобы преодолеть негативный настрой парламента, Петру Порошенко нужно давить на своих депутатов, заниматься «тушкованием», вступать в противоестественный с майданной точки зрения союз с осколками Партии регионов – и президент объясняет европейским партнерам, что на такие шаги он пойти не может. Собственно, Запад признает сложность вопроса с Радой, иначе бы поставил принятие законов необходимым условием для выдачи третьего транша».
По мнению властей в Киеве, время работает в их пользу. Один из главных игроков на украинском геополитическом поле – США, сейчас заняты предвыборной гонкой и заинтересованы в сохранении здесь статуса-кво как минимум до января 2017 г. Ожидаемая победа Хиллари Клинтон принесет новую динамику в кризис на Украине, которая будет иметь явную антироссийскую направленность. Именно этого и ждет Киев, отчаянно сопротивляясь усилиям европейцев ускорить выполнение Минских соглашений.
Впрочем, подобные ожидания могут оказаться напрасными. Новая американская администрация едва ли захочет начать свою работу с обострения конфронтации с Россией и, скорее всего, сначала предложит Москве некий компромиссный вариант, отличный от того, что добиваются депутаты Рады. Кроме того, в первой половине 2017 г. во Франции состоятся выборы президента, а в Германии выборы депутатов Бундестага, что вероятнее всего также внесет определенные коррективы во внешнеполитический курс этих стран. С учетом результатов последних земельных выборов в ФРГ, в ходе которых в Берлине прекратила существование правящая коалиция ХДС и СДПГ, а правые популисты из «Альтернативы для Германии» набрали впечатляющие 14,2%, поражение партии Меркель на общегерманских выборах может стать реальностью. Возможно, сейчас Киев упускает последнюю возможность урегулировать кризис на Донбассе с помощью или за счет удобных европейских партнеров.
Для создания торгового блока со странами Азии Бараку Обаме предстоит уладить ряд внутриполитических противоречий. Против заключения Траснтихоокеанского партнерства значительная группа конгрессменом демократической партии, выходцев из штатов, в которых сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей экономики.
После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.
Протесты в Иране внесли коррективы в происходящую в Вашингтоне дискуссию относительно продления «ядерной сделки», решение по которому администрация должна принять на следующей неделе. Первым внешнеполитическим решением Вашингтона в новом году стало продление заморозки части военной помощи Пакистану. Начало диалога между Южной Кореей и КНДР США восприняли крайне настороженно, усмотрев в этом попытку Пхеньяна «вбить клин» между Вашингтоном и Сеулом.
Три сюжета прошлой недели: появление ВКС России в Иране, очередной этап предвыборной гонки в США и политическая нестабильность в Венесуэле - как эти события повлияли на международные отношения? Разбираемся вместе с нашими экспертами.