Ольга Ребро
В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  
ПРЕМИУМ
20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Еврочиновники выдвинули амбициозную программу, в рамках которой планируется достижение трех основных целей:

  1. сократить выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с 1990 годом;
  2. увеличить долю возобновляемой энергетики в структуре энергопотребления как минимум на 27% по сравнению с 1990 годом;
  3. возобновить деятельность, направленную на повышение энергоэффективности, разработать и внедрить новые показатели и внести необходимые изменения в систему управления в целях обеспечения конкурентоспособности и безопасности энергетической системы ЕС.

Евросоюз также выдвинул задачу сокращения выбросов парниковых газов на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 г. к 2050 году. Увеличение доли возобновляемой энергетики позволит ЕС справляться с выполнением обязательств, принятых Брюсселем в соответствии с Киотским протоколом, а также усилить свои позиции на предстоящей конференции по изменению климата в Париже, запланированной на 2015 год.

Прогноз достижения заявленных показателей
Согласно докладу о ценах и стоимости производства электроэнергии, представленному Еврокомиссией одновременно с энергетической стратегией, в последние годы стоимость электроэнергии значительно выросла в большинстве стран-членов ЕС. Причиной этого стали как повышение налогов и сборов, так и увеличение сетевых затрат. Дальнейшее повышение повышение стоимости негативным образом отразится на конкурентоспособности европейских предприятий. 

Повышение энергоэффективности и дальнейший переход к альтернативным источникам энергии по планам Брюсселя станет драйвером для дальнейшего развития инновационных и наукоемких производств в странах ЕС. Другим способом снижения сетевых затрат станет повышение прозрачности регулирования в области энергетики. Тем самым планируется сформировать благоприятную инвестиционную среду для реализации инфраструктурных проектов.

Одной из главных задач энергетической политики ЕС в среднесрочной и долгосрочной перспективе является обеспечение энергетической безопасности за счет диверсификации поставщиков и источников энергии, а также продвижения энергетических интересов союза в отношениях с третьими странами.

Учитывая тот факт, что в условиях кризиса ЕС удалось добиться существенного снижения выбросов при сохранении роста ВВП, заявленные показатели на 2020 год вполне достижимы. По оценкам экспертов ЕС, к 2012 году объем выбросов парниковых газов сократился на 18% по сравнению с уровнем 1990 года и может сократиться на 24% и 32% по сравнению к 2020 году и 2030 году соответственно. 

Успехи Евросоюза в сфере возобновляемой энергетики не столь очевидны, а заявленный показатель ее доли в энергопотреблении (27%), вероятнее всего, не будет достигнут к 2020 году. Размер возобновляемой энергетики достиг 13% в 2012 году. Вероятно, он возрастет до 21% и 24% к 2020 году и 2030 году соответственно. 

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении планов повышения энергоэффективности. Затруднения, которые возникают при реализации планов ЕС по повышению энергоэффективности и переходу на возобновляемые источники обусловлены различиями в инфраструктуре и структуре энергетики стран-членов, а также отсутствием необходимых юридических механизмов в системе управления ЕС, которые позволяли бы надлежащим образом оценивать и корректировать политику стран-членов в отношении данного вопроса. 

Влияние энергетической стратегии ЕС на внешних участников европейского рынка
Энергетическая стратегия ЕС предполагает несколько сценариев развития ситуации, однако все они учитывают сохранение зависимости от импорта энергоресурсов из других стран. Даже при учете запланированного снижения доли невозобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности, сокращение объема добычи собственных углеводородов странами ЕС приведет в среднесрочной и долгосрочной перспективе к росту объема импорта газа при сохранении или незначительном снижении объема импортируемой нефти. Таким образом, достижение заявленных показателей энергетической стратегии мало повлияет на объем внешних поставок углеводородов в Евросоюз. Европа продолжит предпринимать попытки по диверсификации поставок газа, в том числе за счет организации поставок из Африки, стран Ближнего Востока, а также за счет новых поставок СПГ из США. Отсутствие необходимой инфраструктуры для открытия новых маршрутов не позволяет утверждать, что структура поставок существенно изменится в ближайшее десятилетие. 

Одним из возможных способов сокращения выбросов парниковых газов является строительство новых атомных электростанций. В опубликованной концепции не выражена четкая позиция ЕС относительно того, как предполагается развивать атомную энергетику до 2020 года. Есть основания полагать, что этот вопрос будет обсуждаться в ходе предстоящих в 2014 году консультаций руководителей стран-членов. После аварии на атомной электростанции “Фукусима-1” в Японии в 2011 году, сторонники развития атомной энергетики в ЕС испытывают давление со стороны экологов и общественности. Однако, эксперты ЕС в рекомендациях по развитию атомной энергетики союза, указывали на необходимость строительства новых АЭС в связи с завершением срока эксплуатации ряда старых станций. Многие страны ЕС - Польша, Чехия, Великобритания, Франция, Италия, Финляндия, Болгария, Венгрия и Румыния - заявили о планах по строительству новых АЭС на своей территории.

Атомная энергетика может послужить подспорьем в процессе сокращения выбросов углекислого газа. Однако с точки зрения перехода к возобновляемые источники, проекты стран ЕС по развитию атомной энергетики столкнутся с серьезным противостоянием со стороны представителей Еврокомиссии. То же касается и отдельных инфраструктурных проектов в энергетике, которые реализуются при участии третьих стран, в том числе России. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии для успешной реализации заявленных планов - как с юридической и практической точки зрения будут решаться вопросы регулирования энергетической политики стран-членов.  
 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

13 ноября 2017 | 19:48

Дайджест внешней политики Германии 7-13 ноября

Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль на прошлой неделе обрушился с очередной волной критики на американского президента Дональда Трампа. По мнению Габриэля, трансатлантическая солидарность уже никогда не достигнет былого уровня. Вокруг предварительных коалиционных переговоров, наконец, начинают озвучиваться позитивные прогнозы. Впрочем, не умолкают и голоса скептиков, пророчащих «Ямайке» нежизнеспособность.

20 мая 2016 | 14:00

Политика Качиньского вызывает массовые протесты внутри страны и раздражение в ЕС

Почти регулярными стали массовые протестные демонстрации. Причем выходят на них не только представители оппозиции, но и простые граждане, возмущенные антидемократическими тенденциями в политике правящей партии «Право и справедливость». Предварительные работы по реформированию государственной системы уже вызвали яростное сопротивление, а продолжение этой линии неминуемо спровоцирует настоящий общественный раскол. К счастью для Качиньского, в то время как его партия монолитна, оппозиция находится в кризисе.

18 сентября 2015 | 19:03

Дайджест внешней политики США за неделю (11 - 17 сентября)

На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.

4 мая 2018 | 11:19

Дайджест внешней политики США (27 апреля – 2 мая)

После визита Ангелы Меркель в Вашингтон администрация Трампа согласилась продолжить торговые переговоры с ЕС. Майк Помпео через несколько часов после своего вступления в должность уже был в штаб-квартире НАТО, где вернул на повестку дня Альянса политику открытых дверей и необходимость противостояния России. Визит президента Нигерии в Вашингтон позволил поставить точку в скандале вокруг заявлений Трампа в адрес населения африканских стран.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова