Андрей Джага
Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.
ПРЕМИУМ
31 марта 2014 | 11:07

Петр Порошенко: профиль кандидата в президенты Украины

Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины. Петр Порошенко может стать политиком, который сможет объединить расколотую страну.

Порошенко родился 26 сентября 1965 года в городе Болград Одесской области. В 1989 г. окончил факультет международных отношений и международного права Киевского университета имени Тараса Шевченко. Стал успешным бизнесменом, создав в 1990-е базис несколько предприятий в области АПК и машиностроения. В парламент Порошенко пошел в конце 1990-х, став депутатом в 1998 году. В Верховной Раде III созыва вошел во фракцию СДПУ (о), где также были Виктор Медведчук и Григорий Суркис. Через два года покинул СДПУ (о) и возглавил партию «Солидарность». В 2001 г. Порошенко успел принять участие в создании Партии Регионов, но потом быстро покинул ее, так как не хотел оставаться на вторых ролях. В 2002 г. Порошенко стал членом фракции «Наша Украина». 

Порошенко много вложил в победу Виктора Ющенко и “Оранжевой революции”. Он стал ее главным финансовым донором и активным участником. «Пятый канал» Петра Порошенко был в 2004 г. главным рупором Майдана и источником альтернативной информации для населения Украины. За свою поддержку Порошенко ждал от Ющенко должность премьер-министра. Но Ющенко обещал эту должность не только Порошенко, но и Юлии Тимошенко. В результате в 2005 г. Порошенко получил кресло главы Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), но проработал на этой должности только полгода. Его попытка в июне 2006 г. сесть в кресло спикера парламента была безуспешной. В 2007 г. был избран Председателем Наблюдательного совета Национального банка Украины. В 2009 г. Порошенко был назначен Министром иностранных дел Украины, а в 2012 г. Янукович назначил Порошенко Министром экономического развития и торговли Украины. 28 октября 2012 г. Петр Порошенко был избран народным депутатом Верховной Рады Украины.

Несмотря на то, что Порошенко не был среди рейтинговых лидеров оппозиции, он принимал активное участие в событиях в Киеве в декабре 2013 – феврале 2014 года. Во время первых столкновений между Беркутом и радикалами на Банковой 1 декабря, Порошенко покинул сцену Майдана и отправился на Банковую отговаривать протестующих от штурма. Такая активность и работа «на местах» сразу отличили его от лидеров оппозиционных фракций в Парламенте, так называемой «тройки» (Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Оляг Тягнибок). На протяжении событий Порошенко принимал активное участие в освобождении заключенных митингующих, чем заработал имидж решительного и деятельного политика. Не будучи в «тройке», он принимал активное участие в дипломатических контактах оппозиции с Западом, встречаясь с европейскими политиками в Киеве и Мюнхене. Также, Порошенко пытался играть активную роль в Крымском вопросе. Он был единственным украинским политиком, который поехал в Крым на переговоры с местными властями, хотя и безуспешно. Подобные действия на фоне разочарования в «тройке» дали Порошенко высокий рейтинг накануне старта президентской кампании.

Порошенко зарекомендовал себя как политик с про-европейскими взглядами. Будучи министром иностранных дел, Порошенко активно работал над проектом Соглашения об Ассоциации. В своих интервью Порошенко называет две главные проблемы для Украины – это экономика и безопасность. Он категорически против федерализации, видя в этом угрозу сепаратизма. Петр Порошенко считает, что интеграция в НАТО необходима для Украины, но это не первостепенный приоритет. Пока же нужно сфокусироваться на подписании международного договора, который бы гарантировал территориальную целостность Украины и в котором были бы заложены механизмы оказания помощи в случае агрессии.

С экономической точки зрения, Порошенко выступает за либеральные реформы, борьбу с коррупцией и невмешательство государства в дела экономики. Он поддерживает экономическое сближение с ЕС и европейскую перспективу. С точки зрения персональных бизнес интересов, Порошенко имеет активы, как на Западе, так и в России. Радикально портить экономические отношения с Москвой ему не выгодно. Также Порошенко понимает интересы других олигархических структур, которые могут быть серьезными оппонентами и даже подстрекать сепаратизм, если их интересы не будут учтены. В случае разрыва экономических отношений с Россией главным оппонентом будет Ринат Ахметов и донецкая элита, которая понесет большие убытки.

В сложившейся ситуации Петр Порошенко может стать тем политиком, который будет приемлем для главных олигархических структур и региональных элит. Последние опросы показывают, что у кандидата сравнительно высокий рейтинг по всей Украине. Порошенко абсолютный лидер в западных, северных и центральных областях. Лидирует он и на юге страны. В Днепропетровске и Запорожье за Порошенко готовы голосовать 17-18%. Единственный кандидат с похожей равномерной поддержкой - Виталий Кличко, но он заявил о поддержке Порошенко и снятии с выборов в его пользу.  

При ряде условий фигура Порошенко может стать символом единства народа и легитимным президентом всей страны, а не отдельного региона. Используя свой старый опыт, он может наладить отношения с региональными элитами. У Порошенко сохранились хорошие отношения со многими членами Партии регионов - он даже рассматривался Виктором Януковичем как возможный компромиссный премьер-министр. Порошенко пользуется поддержкой многих депутатов из партии Батькивщина, которые были против выдвижения Тимошенко на пост президента. Таким образом, Порошенко может объединить разные группы БЮТ и ПР. Порошенко заявляет о своей открытости к сотрудничеству и консолидации сил с другими властными группами. Имея авторитет, необходимые навыки и финансовые ресурсы Порошенко может стать дееспособным лидером, которому придется преодолевать политический раскол Украины.

Автор - магистр Института международных отношений (Киев, Украина).

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 февраля 2018 | 22:33

Дайджест внешней политики Германии 20-26 февраля

Состоявшийся в Берлине съезд ХДС подтвердил решимость партии Меркель сформировать коалиционное правительство с социал-демократами. Делегаты почти в полном составе проголосовали за GroKo и одобрили будущих министров «Большой коалиции». Никаких вопросов не вызвала даже кандидатура действующего министра обороны Урсулы фон дер Ляйен, учитывая, что в последнее время руководство бундесвера критикуется за провал военной реформы.

10 октября 2015 | 21:00

Дайджест внешней политики России за неделю 2-9 октября

На прошедшей неделе в центре внимания были активизация военной операции России против ИГИЛ, перенос местных выборов в ДНР и ЛНР, а также ухудшение отношений между Москвой и Анкарой.

15 января 2018 | 22:28

Дайджест внешней политики Германии 9-15 января

Политическая жизнь Германии на несколько дней практически полностью сосредоточилась в Доме Вилли Брандта в Берлине, где представители политической элиты Германии, в том числе и канцлер Ангела Меркель, пытались договориться о формировании нового правительства. Итогом стал 28-ми страничный документ, отражающий хрупкий компромисс между ХДС-ХСС и СДПГ. Успех переговорщиков омрачен нарастающей оппозицией по отношению к руководству среди социал-демократов.

15 сентября 2015 | 17:31

Чрезвычайные разногласия участников международных форматов по украинскому кризису

По политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова