На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.
ПРЕМИУМ
18 сентября 2015 | 19:03

Дайджест внешней политики США за неделю (11 - 17 сентября)

1. Негодование Вашингтона по поводу военной активизации России в Сирии на этой неделе сменилось более нюансированной позицией. Несмотря на высокий уровень недоверия к действиям Москвы, сохраняющийся среди американского руководства, Белый Дом, Госдепартамент и Пентагон не исключили возможности того, что Россия и США будут согласовывать свои действия по борьбе с ИГ.

2. На необходимости изменения стратегии США по борьбе с ИГ настаивают и американские ястребы, которые в последние дни не только заставили Пентагон признаться в фактическом провале программы по обучению и вооружению сирийской оппозиции, но и обратили внимание на ведущееся расследование о сознательных искажениях разведданных в угоду политическим интересам.

3. Чикагский совет по международным делам на этой неделе опубликовал ежегодное исследование общественного мнения, в котором выяснил отношение американцев к внешней политике. В то время, как большинство поддержали более активную роль США на мировой арене, мнения разделились в зависимости от партийной принадлежности о характере данной роли, а также по вопросам экологии и миграции.

 

На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.

Возможность американо-российского сотрудничества по Сирии

Если первой реакцией Вашингтона на военное укрепление России было откровенное негодование, то в последние дни целый ряд представителей как Госдепартамента, так и Пентагона, не исключили возможности координации действий двух сторон. После трех телефонных разговоров, состоявшихся на этой неделе между американским Госсекретарем и российским Министром иностранных дел Сергеем Лавровым, Джон Керри заявил:

«Я не знаю, откуда вы взяли, что я не получил прямого ответа (о намерениях России в Сирии). Я никогда не подразумевал этого и не делал таких заявлений. У меня состоялось три разговора, во время которых я получил целый ряд довольно прямых ответов. Вопрос заключается в том, будут ли дальнейшие действия России соответствовать полученным мной ответам. (Россия утверждает), что она сосредоточена исключительно на (борьбе с) Исламским государством, и именно для этого она наращивает свое присутствие. Конечно, существуют серьезные вопросы по этому поводу. Я не готов принять (этот ответ) за чистую монету, поскольку мы видим, какие типы самолетов и какие виды вооружений (поставляет Россия), и, очевидно, это вызывает более серьезные вопросы о том, что происходит».

Несмотря на высокий уровень недоверия, продемонстрированный Госсекретарем, он, тем не менее, продолжил:

«Однако в сегодняшнем разговоре российская сторона предложила провести переговоры с участием военных и организовать встречу, чтобы, в частности, согласовать действия для избежания потенциальных конфликтных ситуаций, а также чтобы разъяснить взаимные позиции по поводу дальнейшего развития событий и наших целей».

Пентагон, в свою очередь, подчеркивая, что ответственным за диалог с Москвой является именно Джон Керри, заметил, что, если возникнет необходимость, глава Минобороны Эштон Картер может связаться с российскими коллегами:

«В первую очередь, позвольте напомнить, что мы заморозили военный диалог с Россией после событий в Крыму и Украине. И в данный момент я не готов сообщить о каких-либо планах Секретаря (Эштона Картера) связаться со своими коллегами. В настоящее время за переговоры с Россией отвечает Госсекретарь Керри. И мы планируем, что так будет и дальше. Если ситуация изменится, мы вам сообщим. Если по какой-то причине секретарь посчитает необходимым связаться со своим российским коллегой, он это сделает. В данный конкретный момент этого не происходит. Повторю еще раз: этим занимает Госсекретарь Керри, который, в свою очередь, находится в постоянном контакте с Секретарем Картером. Поэтому мы полностью осведомлены о развитии событий».

Помимо признания возможности диалога с Москвой на этой неделе произошло заметное изменение и в риторике Вашингтона. К уже типичному обвинению России в оказании поддержки режиму Башара Асада добавились уточнения.

Во-первых, официальные лица при каждом удобном случае подчеркивают, что не стоит расценивать действия России как «удар исподтишка». По их словам, Россия всегда присутствовала в Сирии, и никогда не скрывала своей поддержки режиму Асада. Во-вторых, представители Пентагона признали наличие у России опасений по поводу укрепления Исламского государства. Так, заместитель Министра обороны Кристин Вортмут отметила:

«Россия, как никто другой, заинтересована в стабильности Сирии, и она также опасается усиления ИГ. Там проживает множество чеченцев и (Москва), так же как и мы, обеспокоена притоком боевиков из ИГ. Поэтому Россия заинтересована в более стабильной Сирии, и добиться этого, на наш взгляд, можно посредством налаживания сотрудничества с нами и другими странами, которые хотят, чтобы (в Сирии) произошла мирная передача власти».

Что еще более показательно, Кристин Вортмут фактически повторила слова Владимира Путина, признав, что в настоящий момент наиболее боеспособной силой в противостоянии ИГ является сирийская армия:

«Согласно получаемым мной оценкам, на сегодняшний день режим (Асада) сохраняет превосходство в военном отношении. Это самый сильный военный актор на поле боя. И поддержка, которую он получает от Ирана и России, остается значительной. Сегодня наше мнение таково, что режим не будет свергнут в ближайшее время».

Некоторые уточнения просочились и в категорические требования Вашингтона по поводу смещения режима Асада. Отвечая на вопрос о возможности сотрудничества США с режимом, Кристин Вортмут отметила:

«Мы по-прежнему считаем, что наилучшим выходом из ситуации будет удаление Асада из правительства посредством передачи политической власти. При этом, однако, необходимо сохранить структуру правительства, чтобы избежать возникновения хаоса в театре военных действий. Россия, учитывая ее отношения с режимом, могла бы оказать помощь в поиске подобного решения. Это было бы ценным вкладом с ее стороны».

В настоящий момент Вашингтон занял выжидательную позицию, наблюдая за развитием ситуации в Сирии и, главным образом, дальнейшими действиями России.

Признавая необходимость кооперации как минимум на тактическом уровне (если Россия перейдет к более активным действиям), США, тем не менее, вряд ли пойдут на явное объединение усилий по борьбе с ИГ, для чего было бы необходимо не только отказаться от тезиса о свержения режима Асада, но и фактически возобновить сотрудничество по военной линии с Россией, закрывая глаза на проблему Крыма.

Скорее всего, окончательное решение по поводу формата взаимодействия с Москвой произойдет во время визита Владимира Путина в Нью-Йорк. После того, как российская сторона изъявила желание организации прямой встречи двух глав государств, пресс-секретарь Белого Дома ответил:

«Мне кажется, Президент (Обама) дал понять, что он считает полезным регулярное общение с Президентом Путиным. Очевидно, что их мнения расходятся по большинству вопросов, которые они обсуждают, но, по крайней мере, это обсуждение проходит в откровенной и деловой обстановке. И поэтому, я подчеркиваю, нельзя исключать, что подобный разговор состоится в ближайшее время. Но на данный момент я не могу объявить о каких-либо конкретных планах».

Профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне Анжела Стент в этой связи отметила:

«Будет лучше, если диалог о взаимодействии состоится, чем отказаться от него просто потому, что общая ситуация в мире накаляется. Если (США) откажутся от встречи, то это подаст сигнал о том, что мы считаем, что нам не о чем разговаривать по поводу ситуации в Сирии».

Американская стратегия по борьбе с ИГ

Помимо необходимости решать вопрос с активизацией России в Сирии, правительство страны было вынуждено отбивать атаки вашингтонских ястребов, чье давление на этой неделе заметно усилилось сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, сенатский комитет по вооруженным силам под председательством известного своими взглядами Джона Маккейна провел своеобразный «разбор полетов» по ситуации в Ираке и Сирии. В результате двухчасового слушания генерал Ллойд Остин, командующий Центральным командованием ВС США, фактически признался в провале американской программы по обучению и оснащению сирийских вооруженных формирований для противодействия ИГ. Данная программа была запущена в декабре прошлого года, и на ее реализацию было выделено полмиллиарда долларов. При этом планировалось к концу 2015 года обучить более 5000 солдат сирийской оппозиции. По словам генерала Остина, за прошедшее время удалось сформировать группу из 54 солдат, однако в июле после нападения  боевиков «Фронта Нусра» группа «перестала существовать в качестве функционирующей боевой единицы». Сегодня в строю осталось лишь 4-5 человек. В настоящее время подготовку проходят еще от 100 до 120 человек. Провал связывают, с одной стороны, с нежеланием самих сирийцев проходить подготовку, с другой – с крайне жестким процессом отбора потенциальных «курсантов».

Не удивительна крайне резкая реакция сенаторов. Представительница республиканской партии из Нью-Хэмпшира Келли Айотт отметила:

«Давайте уже не будем себя обманывать. Это просто смешно!»

Ее однопартиец из штата Алабама Джефф Сейшенс был еще более категоричен:

«Нам необходимо признать, что это полный провал. Уже давно надо было что-то предпринять по этому поводу».

Негодование высказали и представители демократов. Сенатор из Миссури Клэр Маккаскилл была более многословна:

«Про американских военных можно сказать две вещи: одна хорошая, другая плохая. Хорошее заключается в том, что если им дать задание, то они обязательно найдут способ его выполнить. Плохая – если это задание невыполнимо, то они ни за что не признаются в этом. Так в какой же момент времени, несмотря на все наши благие намерения, мы уже признаемся? И как вы объясняете ваш запрос на выделение 600 млн долларов для реализации этой программы в будущем году?».

Кроме этого, представители Пентагона под давлением Джона Маккейна подтвердили возможность изменения стратегии по использованию подготовленных бойцов. Вместо формирования отдельного боевого юнита, сегодня рассматривается возможность прикрепления «небольшого количества (хорошо подготовленных) бойцов к уже сформированным подразделениям в северной Сирии».

Во-вторых, все больший резонанс приобретает расследование о возможных манипуляциях в оценке успешности американской кампании по борьбе с ИГ.

В последнее время многие конгрессмены стали сомневаться в откровенности высшего руководства страны, которое, несмотря на отсутствие конкретных результатов, продолжало настаивать на верности выбранной стратегии в Ираке и Сирии.

В результате, месяц назад в Пентагоне было начато расследование, в ходе которого, по словам Бриджет Серчак, представителя генерального прокурора Пентагона, «будет выявлено, имели ли место фальсификации, искажения фактов, сознательные задержки, утаивание фактов или неверная трактовка разведывательной информации». При этом вина за искажение данных возлагается на подразделение военной разведки (Central Command), глава которой генерал Стевен Гроув «подозрительно часто» советовался со своим начальником – Джеймсом Клаппером, директором национальной разведки.

Опасения по поводу искажения фактов в угоду политическим целям вызывают ассоциации с событиями 2003 года непосредственно перед началом иракской кампании. Старший демократ в комитете по делам разведки Палаты представителей Адам Шифф заметил:

«Вспоминая, как предоставление неверных разведывательных данных привело к войне в Ираке, нам необходимо сделать все возможное, чтобы на этот раз все голоса были услышаны, а оценки экспертов никогда больше не преломлялись через политическую призму».

Наконец, масла в огонь добавило признание бывшего президента Финляндии и лауреата нобелевской премии мира 2008 года Мартти Ахтисаари, опубликованное газетой «Гардиан». В интервью он вспоминает события 2012 года, когда, по его словам, Запад, вопреки предостережениям России, упустил момент для изменения ситуации в Сирии. 22 февраля он был делегирован «Группой старейшин», состоящей из бывших глав государств и выступающей за права человека и поддержание мира, для согласования позиций постоянных членов Совета Безопасности.

«Самой запоминающейся была моя встреча с Виталием Чуркиным (постпредом России в ООН), потому что я его хорошо знаю. Хотя мы и не соглашаемся по большинству вопросов, но мы можем говорить откровенно. Я объяснил ему, что я здесь делаю, и он ответил: "Мартти, садись, я тебе расскажу, что мы должны предпринять". Он отметил три вещи. Первое – мы не должны поставлять оружие оппозиции. Второе – нам необходимо незамедлительно способствовать установлению прямого диалога между оппозицией и Асадом. Третье – мы должны найти элегантный способ для Асада отойти в сторону. Здесь не может быть никаких сомнений, потому что потом я вернулся и повторно задал этот вопрос».

После этого Мартти Ахтисаари передал российское предложение представителям США, Великобритании и Франции.

«И за этим ничего не последовало, - вспоминает Ахтисаари, - потому что, как мне кажется, все они и многие другие были убеждены, что не пройдет и пары недель, как Асада сместят, поэтому и делать ничего не надо».

(По состоянию на 16 сентября) Госдепартамент и российское постпредство в ООН отказались от комментариев. Первый сослался на то, что пока не ознакомился со статьей, второе – на то, что это была частная дипломатическая беседа.

Мнение рядовых американцев о внешней политике

На этой неделе, в преддверии Республиканских дебатов, Чикагский совет по международным делам (The Chicago Council on Global Affairs) опубликовал исследование, в котором провел анализ общественного мнения американцев по поводу внешней политики США.

В целом, за последний год произошло значительное увеличение доли респондентов, поддерживающих активное вовлечение страны в международные дела. С рекордно низких за последние 50 лет значений, оно достигло 64%, причем рост наблюдался вне зависимости от политической ориентации респондентов. Тем не менее, Демократы и Республиканцы по-разному видят характер данного вовлечения. В то время, как первые выступают за более активное участие США в международных организациях, вторые поддерживают применение вооруженных сил для обеспечения американских интересов.

И те, и другие считают, что США должны избегать военного противостояния с Россией (впрочем, так же, как и с Китаем). Отвечая на вопрос «Выберите основные вызовы, с которым столкнутся США в ближайшие 10 лет», лишь 32% американцев назвали «территориальные амбиции России», поставив эту проблему практически в самый конец списка. При этом 64% поддерживают налаживание дипломатического диалога с Москвой, в то время как всего 40% считают необходимой поставку вооружений Украине (главным образом – Республиканцы). Абсолютное большинство (две трети респондентов) выступают против размещения американских войск, даже если Россия захватит всю Украину. Однако практически половина поддержит данный шаг, если речь будет идти о Литве, Латвии и Эстонии.

Наиболее опасными угрозами для США американцы считают возможность совершения теракта на территории страны экстремистскими группировками (72%), международный терроризм и кибератаки на американские сети (по 69%), рост исламистского экстремизма в Ираке и Сирии (64%) и возможность недружественного государства заполучить ядерное оружие (59%).

Самыми противоречивыми вопросами, фактически расколовшими американское общество по партийной принадлежности, стали проблема иммиграции и изменения климата.

В то время как большинство Республиканцев считают, что приток иммигрантов и беженцев представляет опасность для США, а половина поддерживает принудительное выселение всех нелегальных иммигрантов, 8 из 10 Демократов выступают за предоставление таким лицам пути к получению гражданства.

Обратная ситуация наблюдается в отношении проблемы изменения климата. 56% демократов (и всего 12% республиканцев) выступают за принятие срочных мер в этой области, вне зависимости от финансовых потерь для страны. Республиканцы, напротив, считают, что необходимо сначала убедиться в масштабах последствий климатических изменений, и до тех пор не предпринимать никаких действий, которые могли бы нанести ущерб экономике.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 июня 2016 | 13:25

Особая роль Москвы в нагорно-карабахском урегулировании

Сама апрельская эскалация не была чем-то неожиданным для всех, кто следил за динамикой армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Рост числа инцидентов и жертв (включая не только военнослужащих, но и гражданских лиц) уже не первый год является отчетливым трендом. Что же касается дипломатического формата, то ни Ереван, ни Баку не демонстрировали вчера и не демонстрируют сегодня приверженности к компромиссам и уступкам.

28 ноября 2015 | 13:00

Блокадное продолжение: Выборы в Приднестровье ухудшат положение республики

В воскресенье, 29 ноября, в Приднестровье пройдут местные выборы, итог которых, каким бы он ни был, обострит ситуацию в республике. На протяжении нескольких месяцев здесь усиливается турбулентность: этому способствует блокада со стороны соседей и углубление экономического кризиса. Политические и экономические проблемы в совокупности вполне могут поставить под вопрос само существование ПМР как независимого государства.

23 декабря 2014 | 18:15

Беларусь возвращается к иллюзии внешнеполитического балансирования

С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.  

28 июня 2014 | 16:55

Контуры стратегии России в отношениях с Украиной

Украина - единственная из постсоветских стран, отношения с которой носят жизненный характер для интересов России. Общее индустриальное наследие удерживает на плаву ВВП Украины и делает Россию заинтересованной в стабильности западного соседа. Тесная взаимозависимость вынуждает Москву и Киев искать компромисса. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова