Иван Лошкарёв
Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия.
ПРЕМИУМ
25 октября 2014 | 12:20

Сценарии смены правительства после парламентских выборов на Украине

Избирательная кампания на Украине набирает обороты. Пока нет оснований полагать, что какая-либо из партий получит большинство мест в парламенте. Тем не менее, наиболее крупной фракцией станут представители пропрезидентского Блока Петра Порошенко. Основная борьба развернется за 2 и 3 места на выборах. Есть основания полагать, что партия со вторым результатом на выборах получит право выдвинуть кандидатуру на пост премьер-министра (в менее оптимистичных прогнозах – председателя Верховной Рады). Однако, пока не ясно, кто станет субъектом консультаций по кандидатуре главы правительства, а значит неопределенным остается и исход таких консультаций.  

Руководитель пропрезидентской партии и №2 в предвыборном списке Блока Петра Порошенко Юрий Луценко в ряде выступлений на этой неделе подчеркивал, что глава государства намерен активно участвовать в подборе кандидатуры премьер-министра:

«Я хотел бы напомнить, что наиболее успешные реформы в Польше проходили тогда, когда президент, спикер и глава правительства принадлежали к одной политической силе. В стране не та ситуация, чтобы тратить много времени на дискуссии. Да, собственно, и дискуссировать не о чем. Все политики знают, что и как нужно делать. Тем не менее, они продолжают порочную практику партийных квот, торгов, интриг вокруг назначения на должности, либо раздела бюджетного пирога».

Президент Петр Порошенко нацелен на проведение некоторых реформ – прежде всего, в экономической сфере. Однако, четкой программы и видения будущего у него, как и большинства украинских политиков, нет.

Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия. Поэтому в числе наиболее вероятных кандидатов на пост главы правительства называют Владимира Гройсмана – вице-премьера по вопросам регионального развития и ЖКХ, а также №4 в избирательном списке БПП. Гройсман является земляком президента Порошенко и плотно взаимодействовал с аграрным бизнесом его отца в бытность мэром г. Винница. Слабость такого кандидата в премьеры – отсутствие опыта работы на государственной службе (не считая последних 8 месяцев) и недостаточная компетентность в макроэкономических вопросах. Однако в команде президента на этот случай есть Виктор Пинзенник – дважды министр финансов (2005-2006, 2007-2009) и известный сторонник монетаризма. Пинзенник вполне способен продолжить экономическую политику нынешнего правительства, включающую в себя отказ от регулирования валютных курсов, компенсацию инфляции дополнительными эмиссиями гривны и сокращение бюджетных расходов. 

Тем не менее, другие политические силы не в восторге от подобного расклада сил. Например, Народный фронт действующего главы правительства Арсения Яценюка проводит избирательную кампанию под слоганом «парламентские выборы – это выборы премьер-министра». Позаимствовав предвыборный лозунг Юлии Тимошенко 2007 года, Яценюк дает понять, что не выходит из борьбы за пост премьера, хотя и отказался от общей избирательной платформы с пропрезидентскими силами. В этой связи, №2 в избирательном списке Народного фронта журналист Татьяна Черновол раскритиковала тезис Луценко об однопартийности президента, премьера и спикера, обвинив БПП в стремлении к авторитаризму:

«Понимаете, не нужно двигаться по тезисам Януковича, так как если двигаться по тезисам Януковича – это, на самом деле, узурпация власти. Если двигаться по тезисам Януковича, то можно и пойти по пути Януковича, - разве мы на Майдане стояли за узурпацию власти?»

Народный фронт, как и большинство украинских партий, выступает за тесное сотрудничество с ЕС, а также эксплуатирует тему «войны» и неприязни к России. Милитаристская риторика для Яценюка и его соратников становится точкой невозврата, поскольку для них становится невозможно объяснить возможное изменение внешнеполитических приоритетов ни избирателям, ни коллегам по парламенту. В известном смысле, популизм Народного фронта перерастает в политическую идеологию.

В украинской политике антироссийская риторика в долгосрочной перспективе способна приносить выгоду – в этом состоит расчет команды Яценюка. Однако, кандидат в премьер-министры от такой партии не слишком удобен для украинского президента, который осторожно пытается сохранить возможность компромисса с Москвой.

В ситуации, когда расклад сил в парламенте вынудит Блок Петра Порошенко к формированию широкой коалиции, шансы Яценюка возрастают. В таком случае, в украинской политике ничего не изменится: все основные политики будут соревноваться в изощренности антироссийских формулировок, а украинский президент негласно будет пытаться уговорить Москву на компромиссы в усеченном варианте. Напряженность между Яценюком и Порошенко не исчезнет, но маловероятно, что украинский лидер будет конвертировать свое недовольство в информационное и бюрократическое противостояние с правительством – как в 2007-2009 гг. Более вероятно, что Арсения Яценюка в правительстве будет уравновешивать большинство из числа министров, выдвинутых БПП.   

Юлия Тимошенко, №2 в списке ВО «Батькивщина», также претендует на пост главы правительства, хотя для этого ей придется собрать, по сути, антипрезидентскую коалицию из 3-4 фракций. Тимошенко нашла юридические основания для критики премьерских запросов БПП:

«Сегодня наше первая задача – чтобы новая украинская власть, наконец, дала возможность демократии жить, разграничила исполнительную ветвь власти, законодательную, судебную – и все. И не соединять это в одно. Потому что это - конец, могила демократии. […] 103-я статья Конституции прямо предусматривает, что президент не может быть членом партии. […] Почему? Потому что Конституция предполагает, что президент над всеми, он – гарант Конституции, у него не может быть никакого полярного интереса, он не может стоять на стороне любой партии. … Что сегодня делается? В нарушение статьи 103-ей Конституции президент решил получить большинство в парламенте. Он сам не может баллотироваться по Конституции - он создал такую систему квазибаллотирования. Он назвал партию своими именем: партия Петра Порошенко. И он де-факто пошел на выборы. Посмотрите все ролики. Все ролики с президентом, президент баллотируется. Нельзя так делать».

Все же, есть основания полагать, что украинский президент остановится на компромиссной фигуре. Во-первых, кандидатуры Гройсмана, Яценюка и Тимошенко почти в одинаковой степени неприемлемы для Москвы. Все эти деятели активно поддерживали протесты на Майдане и отметились дежурными по меркам украинской политики антироссийскими заявлениями. С учетом сложных переговоров Москвы, Киева и Брюсcеля по газовым вопросам, а также, принимая во внимание осторожную и не до конца сформировавшуюся линию Порошенко на возобновление диалога с Кремлем по проблематике Донбасса, украинскому лидеру важно продемонстрировать если не дружелюбие, то хотя бы нейтральность по отношению к России.

Во-вторых, кандидатуры Гройсмана и Тимошенко слишком явно нарушают негласный баланс сил между олигархами. Тандем Дмитрия Фирташа-Сергея Левочкина распределил выразителей своих интересов как минимум по четырем избирательным спискам (БПП, Радикальная партия, «Сильная Украина» и Оппозиционный блок) и стремится защитить свои интересы в сфере приватизации крупных предприятий и регулирования рынка энергоносителей. Вовлечение Порошенко в эти вопросы через Гройсмана для них (как  и для олигархов Игоря Коломойского и Игоря Еремеева) нежелательно, как и приход к власти откровенно враждебной Юлии Тимошенко. Поэтому в СМИ в последнее время активно обсуждается возможность неожиданной коалиции БПП и «Сильной Украины», называются кандидатуры Сергея Тигипко (крупный финансист, лидер «Сильной Украины») или Валерия Хорошковского (№2 в списке «Сильной Украины», бывший министр финансов и экс-глава Службы безопасности Украины) в качестве премьера. Оба политика отличаются прагматичностью, а их бизнес-интересы напрямую зависят от хороших отношений с действующими властями. Но подобные сообщения направлены на получение дополнительной поддержки избирателей, а также отражают общую неопределенность ситуации.

Хотя назначение премьера из оппозиционной партии продемонстрировало бы стремление Порошенко объединить электорат страны и добиться «национального примирения», в нынешних условиях репутационные издержки от назначения премьером членов правительства периода правления Януковича могут отказаться для президента слишком велики.

Кроме того, Хорошковский и Тигипко подпадают под нормы о люстрации, так как входили в первое правительство Николая Азарова. Однако президент Порошенко может использовать активно распространяющиеся слухи об его контактах с «Сильной Украиной» с целью надавить на остальные политические силы условно демократического лагеря и добиться их уступок по кандидатуре премьер-министра. А оптимальным кандидатом для крупного бизнеса может стать Юрий Косюк (аграрный олигарх из Черкасской области и 1-ый заместитель главы Администрации президента). Косюк не связан напрямую с бизнесом Порошенко и с топливно-энергетической сферой, а также может вполне устроить Москву.

Таким образом, наиболее вероятными кандидатами в премьер-министры Украины можно назвать Арсения Яценюка, Владимира Гройсмана и Юрия Косюка. Тем не менее, вполне возможно появление новых и неожиданных кандидатур на пост главы правительства. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

29 мая 2018 | 16:33

Дайджест внешней политики Германии 22-29 мая

Напряженные переговоры Хайко Мааса с Майком Помпео и Джоном Болтоном зафиксировали противоречия Вашингтона и Берлина по иранской ядерной сделке и торговым вопросам. США подтвердили намерение выйти из соглашения и ввести пошлины на европейские сталь и алюминий. Ориентированный на укрепление евроатлантических связей Маас выглядел разочарованным и неуверенным. Гораздо лучше чувствовала себя Ангела Меркель, совершившая визит в Китай. 

2 июня 2017 | 11:21

Дайджест внешней политики США (26 мая – 1 июня)

Заключительное коммюнике саммита G7 стало компромиссом между новым руководством США и ведущими экономиками мира. Дебаты между группами влияния относительно Парижского соглашения увенчались победой Стива Бэннона, автора идеи «Америка первая». Визит вьетнамского премьер-министра в Вашингтон продемонстрировал намерение текущего руководства США продолжать курс на укрепление отношений через развитие двустороннего диалога.

1 декабря 2014 | 08:21

Успехи и неудачи государственного строительства ЛНР и ДНР

Процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик». в целом процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик».

7 февраля 2015 | 10:28

Почему Вашингтон хочет отправить на Украину оружие?

Оживление дискуссии по данному вопросу свидетельствует об усилении позиций сторонников более конфронтационной политики в отношении России как среди внешних критиков Белого дома, так и в самом правительстве. Среди причин - январское обострение ситуации на юго-востоке Украины, по мнению критиков, демонстрирующее неэффективность политики Обамы, а также внутриполитическая игра накануне начала предвыборной президентской гонки.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова