Андрей Сушенцов
В связи с крушением лайнера Малазийских авиалиний в международных СМИ звучат обвинения в адрес ополчения на Востоке Украины и косвенно – в адрес России. Москва больше других заинтересована в установлении истины вокруг катастрофы. Неторопливость и рассудительность России основана на уверенности – самолет сбили не ополченцы.
ПРЕМИУМ
20 июля 2014 | 05:25

О чем говорят 10 вопросов Антонова

В связи с крушением лайнера Малазийских авиалиний в международных СМИ и заявлениях некоторых лидеров стран Запада звучат обвинения в адрес ополчения на Востоке Украины и косвенно – в адрес России.

Москва больше других заинтересована в установлении истины вокруг этой трагедии. Она не торопится с оценками и настроена на поиск фактов. Неторопливость и рассудительность России основана на уверенности – самолет сбили не ополченцы.

Главную российскую гипотезу о причинах крушения лайнера назвал в своем интервью телеканалу "Россия 24" 19 июля 2014 года заместитель министра обороны России Анатолий Антонов. До 2011 года он возглавлял Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД России и руководил российской делегацией на переговорах по новому договору об СНВ. За рубежом и в России Антонов заслужил репутацию профессионала высочайшего класса. Без преувеличения, это самый крупный военный эксперт и государственный чиновник, который может аргументированно представить точку зрения России по вопросу о гибели лайнера. Выбор этой фигуры показывает, что Москва стремится к объективному разбирательству, а не пропаганде одной точки зрения.  

Антонов изложил российскую версию произошедшего в небе над Донецком в виде 10 вопросов, обращенных к руководству Министерства обороны Украины. Вот эти вопросы:

1. Власти Украины определили виновников трагедии мгновенно - по их мнению, это ополченцы. Что лежит в основе этих выводов?

2. Может ли официальный Киев сообщить все детали использования систем "Бук" в районе боевых действий. Зачем эти системы развернуты, если у ополченцев нет самолетов?

3. Каковы причины бездействия украинских властей по формированию международной комиссии? Когда она начнет действовать?

4. Готовы ли представители вооруженных сил Украины представить международным экспертам документы по учету ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух" в боекомплектах зенитных ракетных комплексов?

5. Будут ли предоставлены данные средств объективного контроля о перемещении самолетов ВВС Украины в день трагедии международной комиссии?

6. Почему украинские диспетчеры допустили отклонение самолета к северу, в сторону так называемой антитеррористической операции?

7. Почему не было полностью закрыто для гражданских самолетов воздушное пространство над зоной боевых действий? Тем более, что в этом районе не существовало сплошного поля радиолокационных средств навигации?

8. Может ли сегодня официальный Киев прокомментировать сообщение в соцсетях якобы от испанского диспетчера, работающего на Украине, что сбитый "Боинг" сопровождали два военных украинских самолета?

9. Почему Служба безопасности Украины начала работы с записями переговоров украинских диспетчеров с экипажем "Боинга" и с данными украинских радаров без международных представителей?

10. Как были учтены уроки предыдущей аналогичной катастрофы российского Ту -154 над Черным морем?

О чем говорят эти вопросы? Ориентация вопросов 2, 4, 5 и 8 указывает на главную гипотезу Москвы – самолет сбит украинскими военными с помощью ракеты класса земля-воздух или воздух-воздух. Вопросы 1, 3, 6 и 7 показывают, что Москва считает уничтожение самолета намеренной провокацией с целью дискредитировать Россию и ополченцев. Вопросы 9 и 10 показывают, что Москва осведомлена о попытках Киева скрыть следы своей акции.

Последнее обстоятельство должно особенно тревожить Киев. Москва знает о действиях украинских сил - иногда больше, чем министерство обороны Украины. С помощью технических средств Россия ведет мониторинг неба над Украиной и учет действующих систем радиолокации, которые поддерживают работу зенитно-ракетных комплексов. Кроме того, Москва сможет опереться на негласное содействие ряда украинских военных, не готовых жертвовать жизнью ради удовлетворения амбиций киевского правительства.

В 2001 году, когда в ходе учений в Крыму украинские средства ПВО по халатности сбили российский лайнер, Москва после долгого разбирательства представила неопровержимые доказательства вины Украины – несмотря на то, что лайнер не удалось поднять со дна Черного моря.

Сейчас снова ситуация на стороне сил, заинтересованных в объективном расследовании обстоятельств трагедии. Обнаруженные «черные ящики» Боинга прольют свет на причину гибели лайнера – как и в 2001 году экипаж мог успеть сообщить о поражении самолета ракетой. Также могут найти подтверждение сообщения об украинских военных самолетах, по некоторым данным сопровождавших лайнер.

Характер повреждений самолета укажет на тип вооружения, которым он был сбит. При особой удаче на месте катастрофы будут обнаружены остатки самой ракеты с серийным номером, который прямо укажет на последнее место ее хранения. Опережая находку, министерство обороны Украины говорит о том, что самолет был сбит ополченцами с помощью украинского оружия из Крыма. Фрагменты ракеты неизбежно укажут на ее украинское происхождение.

В ходе расследования инцидента в 2001 году эксперты ЦРУ подтвердили, что российский самолет уничтожил именно пуск ракеты, которая оставила за собой дымный след, зафиксированный спутниками-шпионами. Такие ракеты также имеют «электронный почерк», который фиксируется средствами радиоэлектронного наблюдения. Эти аргументы заставили премьер-министра Украины Анатолия Кинаха подтвердить причастность украинских военных к гибели российского самолета. Однако в нынешних обстоятельствах США могут не проявить добрую волю.

Твердость, с которой Москва задает вопросы, основана на уверенности - самолет сбили не ополченцы. Все уничтоженные ими до сих пор самолеты и вертолеты были поражены с помощью переносных зенитно-ракетных систем, максимальная высота действия которых составляет 5 тыс. метров (гражданский лайнер шел на высоте 11 тыс. метров). Аргумент Киева о поставках Россией ополчению совершенных систем (вроде ЗРК «БУК») не выдерживает критики - это сложная техника, для управления которой нужны подготовленные специалисты с большим опытом. В августе 2008 года в Грузии управление «БУКом» осуществляли обученные украинские экипажи - слишком долго было учить грузинских военных. Таких специалистов нет у ополчения и невероятно, чтобы российские военные управляли этой системой. «БУК» трудно незаметно развернуть и еще труднее незаметно использовать. После развертывания, местоположение системы легко установить и захватить ее вместе с документацией и экипажем. Или уничтожить артиллерийским огнем, которым покрывается вся территория под контролем ополчения. Последние недели ополчение отступает, и линия фронта движется непредсказуемо, что делает значительным риск захвата ценных трофеев украинскими вооруженными силами. По этой же причине участие граждан России в управлении такой сложной техникой исключено. Наконец, поставки «БУКов» невозможны как раз потому, что могли привести к уничтожению гражданского лайнера.   

Задавая твердые вопросы, Москва не торопит ответы. Она уверена, что они неизбежно появятся – рано или поздно. Россия не мечется между версиями, она знает, что именно произошло в небе над Донецком. И приложит все усилия, чтобы об этом стало известно миру.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова