ПАЛО-АЛЬТО, США. - Эскалация кризиса на Украине привлекает внимание все большего числа американцев. По данным опросов общественного мнения, число следящих за происходящим в этой стране за апрель выросло в два раза – с 25 до 50%. Однако этот интерес вызван не ростом веса Украины в системе приоритетов США, а внутриполитической дискуссией по поводу действий администрации США в ходе украинского кризиса. Это подтвердили ход и результаты заседания Комитета по международным делам Конгресса, состоявшегося 6 мая 2014 года.
Ответ перед конгрессменами за политику администрации держали представитель госдепартамента Виктория Нуланд, министерства обороны Эвелин Фаркас и министерства финансов Даниэл Гласер. Несмотря на заявленную тему - «Предотвращение российской интервенции и поддержка демократического государства» - во время дискуссии обсуждались вопросы внутренней политики США. Межпартийное противостояние, усилившееся в преддверии промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2014 года, проявилось в критике чиновников администрации со стороны сенаторов-республиканцев Джона Маккейна и Роберта Коркера. Недовольство сокращением оборонного бюджета звучало со стороны Эвелин Фаркас и некоторых сенаторов. В дебатах также принял участие лидер консервативного «Движения чаепития» республиканец Марко Рубио. Его внимание было обращено не на поиск выхода из ситуации на Украине, а на получение преимущества в борьбе за пост президента в 2016 году. Рост внимания в США к украинскому кризису обуславливается его ролью во внутриполитических дискуссиях.
Исходя из выступлений чиновников американского правительства, очевидно, что действия США в отношении событий на Украине приобрели вид последовательной стратегии. Виктория Нуланд назвала три ее составляющих. Во-первых, США оказывают политическую, экономическую и военную - исключительно нелетальными средствами - поддержку новому украинскому правительству. Во-вторых, Вашингтон дает гарантии помощи восточноевроевропейским партнерам НАТО, а также Молдове и Грузии, в случае нападения на них России. И в-третьих, путем ужесточения согласованных с ЕС санкций США стремятся увеличить издержки наступательной внешней политики для России, оставляя при этом возможность для диалога.
Предложенной администрации стратегии не хватает последовательности и долгосрочного видения. США безоговорочно поддерживают киевское правительство и закрывают глаза на действия правых радикалов в его составе. Вашингтон ставит на проведение выборов 25 мая на Украине, но не предлагает решения для системных проблем украинских экономики и общества. США ожидают российского вторжения на Юго-Восток Украины и готовятся противодействовать повторению «Крымского сценария». Неучтенным остается то, что радикалы могут выйти из-под контроля Киева, вероятный будущий президент Петр Порошенко может не удержать власть до конца своего срока, а события на Юго-Востоке могут пойти не по крымскому, а по «боснийскому сценарию».
Пока же США мобилизуют международное сообщество для помощи Украине. Организация выборов 25 мая проходит под контролем ОБСЕ. Основное бремя экономической помощи понесут МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк. Из предполагаемых 27 млрд. долл. финансовой помощи в течение следующих двух лет отдельные страны - США, Япония, Канада и государства ЕС - потратят лишь 10%. Достижение консенсуса между европейскими странами по поводу санкций поручено Германии. Однако Вашингтон запаздывает с реакцией на ближайший этап украинской драмы – энергетический кризис в ЕС, вызванный кражей российского газа, поставляемого по территории Украины.
Несмотря на формулирование стратегии и отдельные успехи в ее продвижении, администрацию США обвиняют в непоследовательности и нерешительности. Причиной этому стали противоречия в подходе Вашингтона, который формировался по мере развития ситуации на Украине. Во-первых, жесткая риторика американского руководства не соответствует имеющимся в его распоряжении рычагам давления. Низкий приоритет Украины в иерархии интересов США противоречит их стремлению сохранить контроль за развитием событий. Ситуация усугубляется всеобщим ожиданием от США активных действий.
Во-вторых, последовательное избегание в официальной риторике характеристики внутренних сил украинской политики противоречит необходимости эти силы учитывать. США активно участвуют в украинской внутренней политике, но избегают давать оценки действиям украинских националистов. Это дает критикам США повод упрекать Вашингтон в организации переворота в Киеве и потворствовании насилию.
В-третьих, противоречие возникает из стремления США дискредитировать Россию, на фоне попыток перевести отношения с Москвой в конструктивное русло. С одной стороны, американская администрация осознает, что без учета интересов России невозможна стабилизация Украины. С другой - под влиянием настроений внутри страны Вашингтон не может не реагировать на политику Москвы в Крыму. Опасаясь, что превентивные меры будут способствовать эскалации напряженности и сделают невозможным дипломатическое разрешение конфликта, Вашингтон вынужден выжидать и в результате - опаздывать.
Процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик». в целом процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик».
В Варшаве понимают, что требование возврата Восточной Польши вызовет обсуждение вопроса о западных территориях. О возможности реституции польские власти никогда всерьез не задумывались, а сейчас уже вполне определенно можно сказать, что «поезд ушел». Если это и можно было сделать, то в начале 90-х годов, когда аналогичный процесс состоялся в Чехии и Прибалтике.
Поскольку в экономической сфере евроинтеграция не дает ясных положительных перспектив, Варшава стремится искать политический выход из положения. Для Гжегожа Схетины это, прежде всего, - необходимость сплочения перед лицом внешней угрозы.
В условиях отсутствия известных светских лидеров недовольство властями могут легко монополизировать радикальные группы, включая и джихадистов. До определенной степени Азербайджан спасает отсутствие консолидации и идеологические разногласия между ними. Впрочем, для дестабилизации может хватить и относительно немногочисленных и разрозненных выступлений.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.