В США продолжается переходный период, связанный с завершением относительно умеренного президентства Барака Обамы. Ошибок в отношении России было немало, но не было намеренной эскалации на Украине и в Сирии. Продолжит ли новый президент – вероятнее всего, Хиллари Клинтон (хотя сюрпризы после Брекзита исключать нельзя) – эту политику? Ответ повисает в воздухе. Думаю, его не вполне знает и сама Хиллари. Как тип политика-оппортуниста, она думает сейчас только о победе на выборах. Жесткой риторики в отношении России будет предостаточно, ее от Хиллари ожидают многие. Но выборы – одно, а бремя решений во времена глобального кризиса – нечто совсем иное. Не исключено, что после выборов вернется прагматизм.
Тем временем, Владимир Путин маневрирует и предлагает Европе и США замирение на новых условиях. Эти условия включают признание сфер российского влияния на Украине и в Сирии, движение к окончанию войны санкций и ценностей.
На поиски замирения указывают недавние заявления об Америке – «единственной сверхдержаве», тон консультаций с европолитиками, призывы к «диалогу» с НАТО и пр.
Впрочем, особых надежд на замирение в Кремле не возлагают. Для них это не «разрядка» и не «пальмовая ветвь», а что-то вроде стратегической паузы. Порох держат сухим, и паузу используют для активной подготовки к возможной эскалации на Украине и в Сирии. Не исключено и открытие новых фронтов в Средней Азии и других местах. Свидетельств активной подготовки предостаточно. Элементами возможного жесткого ответа могли бы стать размещение комплексов «Искандер» в Калининграде и Крыму, усиление военной поддержки Башара Асада в Сирии, новые асимметричные меры на Украине, в Молдове и Прибалтике, концентрация войск на западных границах и пр. Почва для реализации этих мер уже готовится, в том числе, в дипломатии. Начался поиск пост-брекзитских вариантов в Европе, активизированы связи на Ближнем Востоке и, что особенно важно, нормализованы отношения с Турцией.
Владимир Путин показал свои карты и ждет хода Хиллари. Последняя, в отличие от Обамы, кажется, не склонна считать, что Россия близка к экономическому коллапсу и потому никуда от США не денется. Это, впрочем, не обязательно хорошо.
Стратегическая пауза продлится примерно до января-февраля 2017. До этого времени вряд ли можно ожидать прорывов по Украине, Сирии, санкциям или войне ценностей.
Дальше – новая развилка в отношениях с Западом: либо структурная конфронтация уступит место взаимовыгодному компромиссу, либо же вспыхнет с новой силой.
Основная причина «спроса на интеграцию» в постсоветских странах – кластерный характер экономики, сложившийся в период советской индустриализации. Промышленные комплексы регионов и республик строились не как автономные системы, а как составные части единого экономического организма.
Уильям Уолфорт – один из наиболее авторитетных специалистов в области теории международных отношений, основоположник теории неоклассического реализма. Помимо теории международных отношений, он также специализируется на изучении проблем международной безопасности, холодной войны, внешней политики США и России. С профессором Уолфортом мы обсудили практическое применение теорий международных отношений, успешные попытки прогнозирования политических процессов.
По логике Брюсселя и Вашингтона страны постсоветского пространства имеют суверенное право выбирать, в какие политические, экономические и военные союзы им входить. Однако крупные страны, которые оказались вне НАТО, задают вопрос: какова роль этой организации на континенте и против кого она намерена обороняться? В результате, в Европе между Россией и НАТО начинается игра с «нулевой суммой» - и не Москва ее начала.
Запрос на нормализацию более или менее очевиден. Как очевидно и то, что возврат к временам «стратегического партнерства» не представляется возможным. На сегодняшний день было бы крайне важным возобновление полноценного диалога по всему спектру сюжетов, связанных с безопасностью (включая предотвращение инцидентов и быстрое реагирование на них) и формированием принимаемых правил для «согласия на несогласие».
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.