Внезапный реванш радикальных исламистов в северных районах Ирака в июне 2014 года дал толчок обсуждению возможности сотрудничества США и Ирана по иракскому вопросу. Учитывая, что режим Нури Аль-Малики поддерживается одновременно американцами и иранцами, а бойцы группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) могут считаться противниками и тех и других, американские аналитики пришли к выводу, что между США и Ираном необходима «разрядка». Эксперты ведущих американских и британских изданий отмечают, что Иран остается «островком стабильности» на Ближнем Востоке и что Тегеран и Вашингтон имеют общие стратегические цели на Ближнем Востоке: подавление суннитского радикализма и стабилизация ситуации в регионе.
Госсекретарь США Джон Керри, комментируя возможное сближение с Тегераном, описал условия такого сотрудничества: «Мы открыты для любых конструктивных процессов, которые могут свести к минимуму насилие, сохранить Ирак, его территориальную целостность, и выявить присутствие иноземных террористических сил, разрывающих страну». В схожем ключе мыслят и британские партнеры американцев, также ощущающие ответственность за происходящее в Ираке. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг подтвердил намерение вновь открыть британское посольство в Тегеране.
Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Кроме того, стабильность шиитского правительства в Багдаде, территориальная целостность Ирака и борьба с ИГИЛ – все это по-настоящему интересует только Тегеран. Вашингтон может примириться с появлением на территории страны трех независимых государств (шиитского, суннитского и курдского), и даже с усилением ИГИЛ, воюющей против войск Башара Асада в Сирии. Поэтому заявления американцев о возможности привлечения к урегулированию в Ираке Тегерана свидетельствуют о готовности использовать иранское влияние в своих интересах.
Американская политика на Ближнем Востоке последнее время не знает успехов. Вашингтон нередко оказывается не готов к развитию событий или делает неверную ставку, которую позже приходится менять. Это ведет к стратегическому оппортунизму (как в кризисах в Египте и Сирии) и отсутствию результатов (посреднические усилия в палестино-израильском урегулировании). Поэтому попытка использовать ресурсы Ирана в Ираке нацелена на исправление в целом безрадостной картины и укрепление репутации США на Ближнем Востоке.
Вашингтон рассчитывает, что возможный успех в переговорах по ядерной программе Ирана станет доказательством лидерской и миротворческой роли США в регионе, а урегулирование в Ираке при иранском участии должно стать подтверждением того, что США держат ситуацию под контролем. Лично для Барака Обамы и Джона Керри – это едва ли не последний шанс оправдать свою внешнюю политику на Ближнем Востоке и оставить важное для любого американского политика «наследие».
Несмотря на заинтересованность США в таком развитии событий, сближение в полной мере вряд ли возможно. По иракскому вопросу Иран будет стремиться действовать самостоятельно. Возможный американский авиаудар по позициям исламистов мог бы облегчить задачу, однако Багдада и Тегеран справятся и без него. Важно то, сотрудничество с Вашингтоном навредит имиджу Тегерана в регионе. В июне 2014 года заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Абдоллахиян заявил: «Мы не обсуждаем с американцами последние события в Ираке, и не нуждаемся в сотрудничестве с США в этом вопросе». В конечном счете, кризис в Ираке позволяет Тегерану укрепить свое влияние в этой стране, наладить контакты с представителями иракских курдов и ослабить ИГИЛ.
Возможный поворот США в сторону Ирана вызывает озабоченность американских партнеров в регионе (в первую очередь Израиля и Саудовской Аравии) и сомнения в политических и экспертных кругах в Вашингтоне. Возможный кандидат на пост президента от Демократической партии Хилари Клинтон отметила, что в отношениях с Ираном нужно «четко понимать, во что мы ввязываемся». Аргументы против сближения с Ираном состоят в том, что это усилит позиции Тегерана в регионе и негативно отразится на репутации Вашингтона в регионе. Эксперты опасаются, что в результате США могут потерять рычаги давления на Тегеран по вопросу о ядерной программе и окончательно упустить инициативу в сирийском конфликте.
Несмотря на замечания политиков и экспертов, весьма вероятно американская администрация продолжит начавшееся еще до иракских событий сближение с Ираном. Политика Барака Обамы продолжает быть конъюнктурной: вместо реализации долгосрочной стратегии, США вынуждены реагировать и использовать текущие обстоятельства. «Разрядка» в отношениях с Ираном также носит инстинктивный и тактический характер. При этом такой шаг трудновыполним и не так выгоден, как представляется в Вашингтоне. Ввиду особого международного статуса США и регионального положения Ирана даже постановка вопроса о пересмотре отношений отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.
На прошедшей неделе Конгресс США наконец смог согласовать бюджет на предстоящие два года. Однако, отражая интересы республиканцев и демократов парламентариев и Белого дома, документ все же оставил недовольными тех, кто возмущен закрытым характером переговоров, и считает, что принятый бюджет не решает актуальных проблем страны. Также Госдепартамент и Пентагон рассказали о политике и тактике Вашингтона в отношении ситуации в Сирии, вызвав множество дополнительных вопросов и несогласия - как .внутри США, так и на Ближнем Востоке. Параллельно с этим, фондом "Наследие" был представлен доклад "Индекс военного потенциала США", в котором был сделан вывод о продолжающемся сокращении военной мощи страны на фоне увеличивающихся международных угроз.
Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов. Кроме того, по словам политика, планы Анкары ввести смертную казнь закроют ей двери в ЕС. Вероятнее всего, президент страны Реджеп Эрдоган оставит угрозы из Брюсселя без внимания.
Большое значение для двусторонних отношений имеет традиция взаимодействия, унаследованная от времен холодной войны. В научной среде и дипломатическом корпусе обеих стран все еще хватает тех, кто хорошо помнит те времена. Это предельно ответственные люди, понимающие к чему может привести настоящий конфликт России и США. Вопрос в том, будут ли столь же ответственны те, кто придет им на смену.
18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Американскому лидеру не удалось предоставить партнерам Вашингтона о АТЭС гарантии продолжения работы над ТТП со стороны администрации Дональда Трампа.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.