1 марта президент Трамп сообщил о своем намерении установить 25% тариф на ввоз стали и 10% тариф на ввоз алюминия. У этого события есть бюрократическая предыстория. В середине февраля Министерство торговли США опубликовало рекомендации для президента относительно регулирования доступа импортной стали и алюминия на американский рынок. Министерство предложило президенту на выбор несколько вариантов протекционистских решений. С целью защиты сталелитейной промышленности хотели ввести: либо тариф 24% на импортную сталь из всех стран; либо тариф 53% на продукцию из 12 стран, включая Китай и Россию, в сочетании с квотой для всех остальных стран, равной величине их прошлогоднего экспорта; либо квоту 63% от величины прошлогоднего экспорта для каждой из стран-экспортеров. С целью защиты алюминиевой промышленности планировали установить: либо тариф 7,7% для всех экспортеров; либо тариф 23,6% на алюминий из Китая, России, Гонконга, Венесуэлы и Вьетнама в сочетании с квотой для всех остальных стран, равной величине их прошлогоднего экспорта; либо квоту 86,7% от величины прошлогоднего экспорта для каждой из стран-экспортеров. Цель ограничений состоит в том, чтобы нарастить выпуск на американских металлургических предприятиях до 80% от их производственной мощности – уровня загрузки, который гарантирует выживание отрасли в долгосрочной перспективе и обеспечивает сырьевую самодостаточность национальной экономики.
Получается, что из спектра предложенных ранее вариантов Трамп выбрал относительно мягкий.
Почему Вашингтон готов пожертвовать свободой торговли? Это связано с тем, что ситуация в металлургии признана неудовлетворительной с точки зрения национальной безопасности: многие предприятия закрыты или работают не в полную силу, опытные специалисты увольняются, рыночная доля американских производителей сжимается, а значит чрезмерно растет зависимость страны от внешних поставок сырья (импортируется 30% потребляемой стали и 91% первичного алюминия), столь необходимого для снабжения военных и инфраструктурных проектов. Больше всего американские власти беспокоятся из-за китайского влияния на конъюнктуру мирового рынка металлов.
В правительственных документах, где обосновывается политика протекционизма, много раз повторяется тезис об исключительной роли Китая, крупнейшего в мире производителя стали и алюминия, в ослаблении американской промышленности. Например в такой формулировке: «основная причина нынешнего упадка алюминиевой промышленности США – стремительное увеличение производства в Китае», причем «китайское алюминиевое производство в значительной степени невосприимчиво к влиянию рыночных факторов». Действительно, китайские поставщики прямо или косвенно подконтрольны государству и благодаря этому охотно прибегают к демпингу, ведь в случае финансовых затруднений всегда могут черпать из резервуара государственных субсидий. В результате они буквально наводнили глобальную экономику дешевым сырьем, создали избыток товара и нарушили механизм конкурентного ценообразования.
Но введение тарифов, в первую очередь, ударит не по Китаю, а по союзникам США – Канаде, ЕС, Южной Корее. Доли в американском импорте металлов сейчас распределены следующим образом: на рынке стали – Канада 16%, Бразилия 13%, Южная Корея 10%, Мексика 9%, Россия 9%; на рынке алюминия – Канада 43%, Россия 10%, ОАЭ 9%, Китай 9%, Бахрейн 3%. Все страны Евросоюза вместе взятые формируют около 15% американского импорта стали; самый крупный европейский поставщик металлов в США – Германия (3% стали и 0,8% алюминия). Китай с его 2% в американском импорте стали и 9% в импорте алюминия будет затронут не так уж сильно. Для него это не столько экономическая санкция, сколько политический сигнал, опасный прецедент, который может побудить и другие страны последовать примеру США.
Экспортеры по-разному реагируют на демарш Белого дома. Канадцы надеются, что их страна будет освобождена от уплаты тарифов. В конце концов, обещания Трампа еще не оформлены в нормативный акт и такая вероятность есть. Чиновники Евросоюза угрожают введением тарифов на мотоциклы Harley-Davidson, виски, апельсиновый сок из Флориды и джинсы Levi's. Пекин может отказаться от закупок сои, нанеся серьезный урон аграрному сектору США. Китай – крупнейший в мире покупатель американской сои, емкость этой ниши в монетарном выражении достигает $14 млрд.
Формально США своими действиями регламент ВТО не нарушают: член ВТО может вводить новые тарифы, если того требуют соображения национальной безопасности. Однако раньше не было принято использовать эту лазейку. Вашингтон разбалансировал статус-кво. Теперь и Китай, и Индия, и кто угодно еще смогут поступать так же.
В общем, протекционизм создаст США множество проблем. Урезание импорта не обойдется без увеличения внутренних цен на металлы и соответственно – на продукцию металлоемких производств, например автомобилестроения. Если, в свою очередь, рост цен приведет к падению спроса, тогда следует ожидать увольнений на этих предприятиях. Спасение рабочих мест в металлургии обернется потерей таковых в машиностроении. Ответ уязвленных экспортеров скорее всего спровоцирует новые ограничения со стороны Вашингтона и американская экономика будет дальше замыкаться в себе.
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.
Россия имеет значительный потенциал развития возобновляемой энергетики, который ограничивается структурой производства и потребления энергии. Однако государственная политика по стимулированию развития возобновляемой энергетики открывает для бизнеса перспективы реализации крупных программ.
В вопросе о национализации киевское правительство будет стремится действовать в рамках правового поля. Поэтому это решение будет принято при учете позиции Евросоюза.
Это было самое триумфальное выступление Обамы за все шесть лет его правления. Что удивительно, поскольку всего три месяца назад Демократическая партия потерпела чувствительное поражение на выборах в Конгресс, а в ходе избирательной кампании кандидаты стремились дистанцироваться от непопулярного президента, чей рейтинг был крайне низок. И тем не менее Обаме удалось выстроить речь так, что она звучала как перечень его достижений.