Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Среди экспертов в основном сформировалось понимание того, что, несмотря на ряд громких заявлений в ходе предвыборной кампании, Трамп-президент не будет заинтересован в немедленном воплощении своих обещаний в жизнь. Все его решения должны до поры до времени отражать позицию республиканской партии, иначе миллиардер рискует преждевременно попасть под процедуру импичмента, которой ему уже угрожают демократы. Соответственно, ожидать роспуска НАТО или немедленного строительства стены на американо-мексиканской границе преждевременно.
При этом даже одна лишь смена внешнеполитической риторики на более предметную, чего так ожидают от Трампа, может внести ряд позитивных изменений. Это касается, например, политики США в Закавказье, где Вашингтон сталкивается с интересами таких стран как Россия и Иран. Так, оценивая ситуацию вокруг Грузии, аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов отмечает:
"То, что Грузия благодаря конструктивным российско-американским отношениям будет занимать более взвешенную позицию, не будет использовать противоречия Запада с Россией для других целей, как это делал Саакашвили, в этом ничего плохого не вижу, честно говоря… Мы увидим, что если российско-американские отношения будут улучшаться, то Грузии от этого будет только лучше".
Маловероятно, что новая американская администрация готова признать за Россией наличие в Закавказье своей эксклюзивной зоны интересов. Резкий уход США в изоляционизм будет воспринят внутри страны и во всем мире как показатель слабости, а это совсем не то, за что выступал Трамп. Вместо этого наиболее вероятной стратегией представляется поиск новых компромиссов и красных линий, которые смогли бы упорядочить имеющиеся противоречия и обеспечить определенные выгоды для Москвы и Вашингтона. Именно прагматизация отношений, по мнению Сергея Маркедонова, может стать новой основой российско-американского диалога в Закавказье:
«Полагаю определенная прагматизация отношений возможна. Она не предопределена, но шанс есть. То же самое касается Грузии, понятное дело, что Трамп не скажет, что «мы признаем Абхазию и Южную Осетию» и не будет восторженно поддерживать путинский подход. Но он и его команда могут согласиться какие-то сюжеты не эксплуатировать. Скажем, Москва не будет педалировать тему присоединения Южной Осетии. А Трамп и его партнеры достаточно скептически будут относиться к идее членства Грузии в НАТО, не будут излишне продвигать этот тезис».
В любом случае, позитивные изменения буду невозможны, если первые попытки конструктивных переговоров быстро зайдут в тупик. Трамп может выглядеть удобным переговорщиком, однако он не станет бороться за сохранение диалога, когда поймет бессмысленность дальнейших разговоров. И, само собой, любые уступки с его стороны будут иметь немалую цену.
Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада.
Прогерманский вариант европеизма сейчас уже не вступает в конфликт с характерным для Польши атлантизмом. В последние годы в Польше рассматривают Берлин как остов европейской интеграции, а польско-германское партнерство превратилось в настоящий тандем.
Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.
Ухудшение российско-турецких отношений после того, как был сбит штурмовик Су-24, запрет на туристические поездки в Египет вследствие теракта над Синаем, участие в саммите "Группы 20" в Анталье и встрече ФСЭГ в Иране, новые противоречия в отношениях между Москвой и Киевом, а также другие важнейшие события внешней политики России и их последствия за ноябрь 2015 года.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.