Отношения США и Пакистана со времени обретения последним независимости в 1947 году отличались цикличностью. Периоды тесного сотрудничества, когда внешнеполитические интересы двух стран совпадали (1947-1969 и 1978-1988 гг. – противостояние с СССР и 2001-2011 гг. – операция США в Афганистане), сменялись периодами острых противоречий вплоть разрыва торговых отношений (1970-1977 гг. – вызван социалистическим курсом пакистанского правительства, 1988-2000 гг. – пакистанской ядерной программой).
Тем не менее, в последние годы отношения между Исламабадом и Вашингтоном достигли уровня стратегического партнерства. Активное сотрудничество ЦРУ и пакистанской межведомственной разведки в годы операции СССР в Афганистане (1979-1989) было возобновлено в 2000-е годы, когда поддержка Пакистана стала важной для проведения США собственной кампании в Афганистане. С 2002 года возросли до 2,5 млрд. долл. объемы ежегодной американской экономической помощи Пакистану. В 2003 году США списали долг Пакистана в размере 1 млрд. долл. В 2004 году Пакистан стал основным союзником США вне НАТО - это сделало возможным передачу стране американских военных технологий.
Вместе со сменой американской администрации в 2008 г. произошел пересмотр военной стратегии в регионе. В результате Пакистан и Афганистан стали рассматриваться как единый театр военных действий. Было усилено сотрудничество США с Исламабадом в борьбе с террористическими группировками на пакистанской территории. В 2009 г. стороны заключили соглашение о предоставлении Пакистану помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение пяти лет. Укрепление связей между ЦРУ и пакистанской разведкой увенчалось негласной договоренностью о нанесении военной авиацией США авиаударов объектам террористической инфраструктуры в пакистанской «зоне племен» на границе с Афганистаном. Интенсивность бомбардировок с использованием беспилотных самолетов достигала 120 ударов в год. Нередко авиаудары сопровождались гибелью гражданского населения. Это вызывало резкий рост антиамериканских настроений в Пакистане.
Отношения Исламабада и Вашингтона омрачались также спекуляциями на тему связей пакистанской разведки с террористическими организациями в Афганистане, в частности с группировкой Джалалуддина Хаккани. Растущее недоверие между двумя странами привело к тому, что США перестали делиться информацией о планируемых ударах. Операция сил специального назначения США в Абботтабаде (северный Пакистан) в мае 2011 года, в результате которой был убит Усама бин Ладен, была проведена без привлечения разведслужб Пакистана. Несмотря на заявления госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы о важной роли пакистанской разведки в этой операции, залогом ее успеха стал именно тот факт, что она была проведена втайне от Исламабада.
В результате американо-пакистанские отношения вновь стали ухудшаться. Стороны были на грани разрыва отношений, когда в сентябре 2011 г. в ходе операции НАТО на территории Пакистана, в результате ошибки наводчика «дружественным огнем» было убито 24 пакистанских солдата. В ответ Исламабад блокировал пути снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане через свою территорию. Сообщение было восстановлено лишь в июле 2012 года после того, как Хиллари Клинтон выразила соболезнования по поводу гибели пакистанских военных. Охлаждение отношений привело значительному к сокращению американской помощи Пакистану - с 4,5 млрд. до 1,5 млрд. долл. в год.
Завершение операции НАТО в Афганистане вновь ставит США и Пакистан в ситуацию, когда они утрачивают общие интересы. Тем не менее, между двумя странами наблюдается заметное улучшение отношений. В августе 2013 г. по результатам визита госсекретаря Джона Керри в Пакистан было объявлении о возобновлении стратегического диалога. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф совершил официальный визит в Вашингтон в октябре 2013 года; министры иностранных дел двух стран провели двусторонний саммит в январе 2014 года.
Сближение объясняется заинтересованностью США в скорейшем завершении афганской кампании. Пакистан играет в этом важную роль: во-первых, от Исламабада зависит транзит грузов НАТО к пакистанским портам на Аравийском море, во-вторых – стабильность Афганистана после ухода американцев. Однако следует ожидать роста противоречий между США и Пакистаном в связи с желанием Исламабада не допустить распространения влияния Индии в Афганистане. Вашингтон также недоволен улучшением пакистано-китайских отношений на фоне углубления сотрудничества между Вашингтоном и Дели.
Если ранее исчезновение общих интересов между двумя странами приводило к вытеснению Пакистана на периферию американского внимания, то сегодня проводимая США политика «азиатского поворота» во многом зависит от налаживания стабильных отношений с Исламабадом. Многие в США считают необходимым пересмотр американской стратегии в отношении Пакистана для предотвращения втягивания последнего в орбиту Китая.
Интересы США в Азии подразумевают стабильное развитие региона. По мысли Вашингтона это будет способствовать росту экономических связей и, в итоге, регионального и американского благосостояния. Поэтому Вашингтон заинтересован не только в стабилизации пакистано-индийских отношений, но и в улучшении экономической ситуации в самом Пакистане, который может играть важную роль в качестве транзитной страны между ближневосточными экспортерами ресурсов и растущими экономиками в Азии.
В Пакистане складывается благоприятная для США внутриполитическая ситуация. С июня 2013 года, когда пост премьер-министра в Исламабаде занял Наваз Шариф, был возобновлен мирный процесс с Индией и налажен диалог с правительством Афганистана. Для улучшения энергетической ситуации в стране Исламабад пошел на укрепление отношений с Саудовской Аравией и возобновил сотрудничество с Ираном. Осознавая зависимость экономики от внешних финансовых ресурсов, пакистанские власти признали необходимость замены внешней помощи на инвестиции. Получило новый импульс взаимодействие с США на уровне бизнес-сообществ. Смогут ли американо-пакистанские отношения преодолеть цикличность покажет развитие событий в Афганистане после завершения операции НАТО.
Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией.
Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.
На днях представители российской оппозиции опубликовали доклад «Путин. Война», в котором рассказывают об идущей, по их мнению, войне России против Украины. Сама российская власть попыталась нивелировать инфоповод в информационном пространстве. Однако это было напрасно, поскольку ознакомление с текстом работы позволяет сделать вывод о его крайне низком качестве.
В ходе состоявшегося саммита США-АСЕАН попытки Вашингтона найти общие интересы с партнерами не привели к конкретным результатам. Освободившееся место судь в Верховном Суде стало очередным поводом для дискуссий между республиканцами и демократами, которые сразу ввели проблему в рамки предвыборного дискурса. Была артикулирована задача бороться с экстремистской пропагандой, лежащей в основе успеха международного терроризма, - на этот раз на встрече с крупнейшими кинематографистами.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.