Долгое время Индия не высказывала своей позиции относительно украинского кризиса, но с интересом наблюдала за развитием событий. Поддержка России со стороны Индии пришла неожиданно. Нью-Дели устами советника по национальной безопасности Шив Шанкара Менона заявил, что у России есть легитимные интересы в Крыму. Вскоре Индия совместно с другими странами БРИКС выступила против инициативы Австралии по введению запрета на участие России в форуме «группы двадцати», который она принимает у себя в этом году, и осудила введение санкций в отношении России.
Индия также не поддержала резолюцию Генеральной ассамблеи ООН по Украине и воздержалась при голосовании наряду с другими странами БРИКС. Позиция Индии не обусловлена союзнической преданностью Индии к России - индийцы всегда были прагматиками. Более того, позиция Дели уже испортила и без того сложные и важные для Индии отношения с США, а также вновь обострила проблему Кашмира. Издержки решения Дели деликатно поддержать Россию, кажется, превышают выгоды. Однако это решение было принято в рамках долгосрочной внешнеполитической стратегии Индии и «в долгую» Дели выигрывает.
Индию беспокоит стремительное усиление военных и экономических возможностей соседней КНР, с которой у Дели напряженные отношения с 1962 года, когда две страны воевали друг с другом из-за спорных территорий. До сих пор поражение Индии от Китая в той войне воспринимается как национальный позор. Сегодня, несмотря на высокий уровень связей между Индией и КНР и развитую взаимную торговлю (65,4 млрд. долл. в год), Китай в Индии называют «главным геополитическим противником».
Китай также связан непростыми отношениями с США. Две страны соперничают в экономической и военной сферах на Тихом океане. Одним из явных проявлений противоречий между США с КНР стали взаимные кибератаки, военные демонстрации и форсирование строительства военного флота Китая. Это обусловило заинтересованность США в тесных контактах с Индией.
С начала 2000-х годов индийское досье перестало быть на периферии американских интересов и отношения двух стран начали развиваться. В 2008 году стороны заключили «ядерную сделку», в соответствии с которой Индия и США договорились сотрудничать в сфере ядерной энергетики. Соглашение было заключено, несмотря на то, что Индия в нарушение договора о нераспространении стала обладателем ядерного оружия. Однако американо-индийское сближение было кратковременным. Между странами не просматривается перспектива заключения военного союза, а расходящиеся интересы множатся.
Ключом к пониманию политики Дели является провозглашенный во внешней политике страны курс на поддержание «стратегической автономности». Ключевой задачей Индии стало создание условий, в которых ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам. Дели стремится выйти за пределы Южной Азии, используя систему коалиций и договоренностей с другими державами. Индия ищет союзников, которые смотрят на международные отношения и свое место в них сходным образом.
Выбор курса на автономию был обусловлен тем, что Индия так и не смогла получить гарантий безопасности от США на случай конфликта с КНР, с которой – и это понимают в Дели - тесно связан Вашингтон. Индия не готова бросить прямой вызов Китаю и не хочет его преждевременно провоцировать. Тем временем Индия стремится укрепить отношения с другими центрами силы в Евразии - Японией, Ираном и Россией. По плану Дели это усилит дипломатический и экономический вес Индии в треугольнике с КНР и США.
Позиция Индии по Украине не случайна. В действиях России Индия видит пример той же стратегической независимости, к которой сама стремится в отношениях с соседями. Однако в 2014 году Индию ждет смена правительства – ожидается приход к власти оппозиционной и националистической Индийской народной партии. Смена кабинета министров станет тестом для курса Дели на «стратегическую автономию».
На прошедшей неделе Конгресс США наконец смог согласовать бюджет на предстоящие два года. Однако, отражая интересы республиканцев и демократов парламентариев и Белого дома, документ все же оставил недовольными тех, кто возмущен закрытым характером переговоров, и считает, что принятый бюджет не решает актуальных проблем страны. Также Госдепартамент и Пентагон рассказали о политике и тактике Вашингтона в отношении ситуации в Сирии, вызвав множество дополнительных вопросов и несогласия - как .внутри США, так и на Ближнем Востоке. Параллельно с этим, фондом "Наследие" был представлен доклад "Индекс военного потенциала США", в котором был сделан вывод о продолжающемся сокращении военной мощи страны на фоне увеличивающихся международных угроз.
Иордания стала первой арабской страной, куда совершил официальный визит Хайко Маас. Центральной темой переговоров стал вопрос беженцев. Совместная платформа ХДС и ХСС WerteUnion одобрила «Консервативный манифест», в котором провозгласила необходимость обновления обеих партий на основании христианско-консервативных ценностей и идей рыночной экономики. Лидер ХСС Хорст Зеехофер продолжает предлагать меры по ужесточению миграционной политики.
По мере интенсификации переговоров о подготовке соглашения по строительству «Турецкого потока», в западных СМИ все активнее муссируется тематика отхода Турции от принципов демократии и солидарности со странами НАТО. Подобные соображения связаны, в первую очередь, с трансформации режима в Турецкой Республике и ее взаимодействием с Россией.
В феврале 2017 г. Вашингтонский офис Центра Карнеги за международный мир выпустил исследование об отношениях России и США, озаглавленное «Иллюзии и реальность. Двадцать пять лет американской политике в отношении России, Украины и Евразии». В докладе анализируется история российско-американских отношений за последние четверть века, дается прогноз их развития в кратко- и среднесрочной перспективе.