18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Как и в случае с недавним европейским турне, американскому лидеру, вместо церемониальных прощаний с коллегами и партнерами, пришлось вести активную переговорную деятельность, чтобы заверить союзников США в неизменности внешнеполитичеким приоритетов Вашингтона.
Наибольшее беспокойство американских партнеров по АТЭС было вызвано отказом избранного президента Дональда Трампа продолжать работу над проектом Транстихоокеанского партнерства (ТТП), призванного выполнять функцию сдерживания Китая в регионе. Маловероятно, что Трамп откажется от одного из центральных предвыборных обещаний, которое обеспечило ему поддержку избирателей т.н. «Ржавого пояса». Более того, миллиардер уже заявил о намерении выйти из ТТП в первый день после инаугурации, т.е. 21 января 2016 г. На саммите АТЭС Обама пытался успокоить партнеров, однако аргументов для этого было не так много. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…сейчас ряд стран региона начали колебаться, и склоняться в сторону китайской Зоны свободной торговли в АТР, которая будет функционировать по китайским правилам и, как считают многие, под китайским экономическим началом. И, к сожалению для Обамы, тут он никаких гарантий союзникам относительно жизнеспособности американской альтернативы не дал — президент лишь призвал не хоронить ТТП раньше времени и дать Трампу время разобраться в ситуации».
Другой проблемой, явно волновавшей страны региона, стали неоизоляционистские высказывания Трампа, исходя из которых, США самоустранялись от обязанности обеспечивать безопасность своих партнеров. Здесь Барак Обама также не мог дать исчерпывающие ответы на обеспокоенность американских союзников в регионе. Впрочем, по мнению Геворга Мирзаяна, их скептицизм вызван не только громкими заявлениями Трампа, но и политикой уходящей американской администрации:
«Кроме того, никто сильнее не подорвал веру в альянсы с США, чем сам Барак Обама. Именно 44-й президент поставил рекорд по сдаче союзников, причем даже не в рамках выгодного для интересов США варианта обмена. Это Хосни Мубарак, Петр Порошенко, Михаил Саакашвили, отчасти Муаммар Каддафи, который имел гарантии безопасности от США, Реджеп Эрдоган, Беньямин Нетаньяху (чьи интересы Обама слил ради несостоявшейся попытки примирения с исламистами и состоявшейся сделки с Ираном) и короли Саудовской Аравии (вторые жертвы иранской сделки)».
Несмотря на успокаивающие заявления президента США, множество аспектов американского внешнеполитического курса в азиатско-тихоокеанском регионе остаются в состоянии значительной неопределенности. Страны регионы с гораздо бóльшим вниманием прислушиваются к сигналам от формирующейся команды избранного президента Трампа, чем к Бараку Обаме, находящемуся в статусе «хромой утки».
Спустя год после возвращения в Россию в Севастополе необыкновенно спокойно. На улицах и в местных СМИ чувствуется удовлетворение от обретенной повседневной стабильности. В этом большой контраст по сравнению с Москвой и другими частями России, где кипят страсти и постоянно взвешиваются достижения и утраты последнего года.
У украинской гражданской войны нет военного решения. Сторонам придется решать свои проблемы за столом переговоров. Главная проблема в том, какова будет повестка дня этих переговоров.
Москва не ставит под угрозу жизненные интересы США и сотрудничает по большинству ситуаций, где у Вашингтона есть интерес. Однако США наперед просчитывают ситуации, в которых Москва может напрямую столкнуться с ними по важному вопросу.
Прошедшая неделя прошла под знаком поиска путей решения сирийского кризиса, но к этой проблеме добавился трагический инцидент с крушением российского самолета. Есть ли связь между этими явлениями – пока остается под вопросом. Мировые лидеры настороженно отнеслись к возможности теракта и, по всей видимости, готовы сотрудничать с российской стороной.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.