Артем Соколов
На Мюнхенской конференции по безопасности Зигмар Габриэль обратился к проблеме партнерских отношений с заокеанским союзником. Уже привычную риторику про необходимость усиления ЕС в качестве международного игрока дополнили рассуждения о выстраивании доверительных партнерских отношений с Вашингтоном. Габриэль отметил, что ЕС выступает за их равноправный характер и не позволит никому вносить в свои ряды раскол.
ПРЕМИУМ
20 февраля 2018 | 12:18

Дайджест внешней политики Германии 13-19 февраля

На Мюнхенской конференции по безопасности Зигмар Габриэль обратился к проблеме партнерских отношений с заокеанским союзником. Уже привычную риторику про необходимость усиления ЕС в качестве международного игрока дополнили рассуждения о выстраивании доверительных партнерских отношений с Вашингтоном. Габриэль отметил, что ЕС выступает за их равноправный характер и не позволит никому вносить в свои ряды раскол, упомянув в связи с этим Россию, Китай и США. Несмотря на позитивный характер переговоров с Сергеем Лавровым и озвученную перспективу поэтапного снятия санкций, ФРГ недвусмысленно обозначила своим приоритетом в сфере безопасности, в первую очередь, усиление единства ЕС и эффективную совместную работу объединенной Европы с США.

Переговоры Ангелы Меркель и Терезы Мэй

16 февраля премьер-министр Великобритании Тереза Мэй провела переговоры с канцлером Ангелой Меркель в Берлине. Главной темой переговоров стал Брексит и различные вопросы международных отношений.

На состоявшейся совместной пресс-конференции Мэй заявила, что Великобритания готова начать второй этап переговоров по Брекситу, в ходе которого будут согласованы экономические параметры будущего взаимодействия ЕС и Великобритании. Несмотря на выход Великобритании из ЕС, у Берлина и Лондона остается много площадок для сотрудничества: НАТО, G7, G20 ‒ которые позволят сохранить двухсторонние отношения на высоком уровне. Меркель, в свою очередь, подтвердила готовность в ходе переговоров действовать сообща с другими государствами ЕС и выработать оптимальный формат будущих отношений с Лондоном. Стороны также подтвердили свою поддержку иранской ядерной сделки и обсудили украинский и сирийский кризис.

Несмотря на позитивный и дружелюбный настрой лидеров Великобритании и ФРГ, журналисты увидели за их выступлениями лишь набор общих фраз. Первые вопросы из зала отличались показательной прямотой:

«Госпожа премьер-министр, понимаете ли Вы, что Ваш партнер разочарован тем, что Вы все еще не в состоянии обозначить детали будущего партнерства, и у Вас нет здесь единства с другими членами кабинета?»

Меркель оставалось лишь вступиться за коллегу, ответив, что ни о каком разочаровании не может быть и речи, и она с интересом следит за ходом дискуссий в британском правительстве.

Журналисты также указали, что для Меркель это была уже четвертая пресс-конференция с зарубежными партнерами за 24 часа, поздравив ее с «возвращением» после продолжительного затишья. Канцер подтвердила, что коалиционные переговоры вносили свои коррективы в её график, хотя и указала на свое посещение конференции ЕС-Африка и выступление на Давосском форуме как пример международной активности в период переговоров. Впрочем, теперь, по словам Меркель, ее расписание окончательно установлено.

Делегация ФРГ на Мюнхенской конференции по безопасности

С 16 по 18 февраля в Мюнхене прошла ежегодная конференция по безопасности. Участниками форума стали свыше 2000 человек. ФРГ на конференции представляли глава МИД Зигмар Габриэль и министр обороны Урсула фон дер Ляйен.

Повышенное внимание российских СМИ вызвали переговоры Габриэля с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на полях конференции. По заявлениям участников, разговор носил конструктивный характер, и стороны сверили свои позиции по основным вопросам двухсторонних отношений. Успешно прошел и совместный деловой завтрак с представителями немецкого бизнеса.

При этом Габриэль фактически сорвал очередные переговоры в «нормандском формате», неожиданно уехав в Берлин. Впрочем, глава французского МИД также заранее объявил о невозможности присутствовать на переговорах, оставив вместо себя своего представителя. Несмотря на декларируемую готовность Москвы и Киева перенести время переговоров, согласовать его так и не удалось. Сложно сказать, был ли этот жест Германии и Франции адресован Киеву, чье желание выполнять Минские соглашения вызывает у европейцев все больше вопросов, или отражал перенос внимания Берлина и Парижа к инициативе по миротворческому контингенту.

Подробно освещая переговоры министров иностранных дел России и ФРГ, российские СМИ почти не уделили внимания самому выступлению Габриэля, центральной темой которого стало развитие отношений США и ЕС. По Габриэлю, именно укрепление сотрудничества Европы и США является ответом на современные вызовы безопасности:

«На мой взгляд, существуют два важнейших решения на вызовы нашего времени:

1. Сильная и дееспособная Европа.

2. Совместная работа всего Запада: сильных и модернизированных США и ЕС.

Для нас, европейцев, должно быть ясно, что мы должны стоять вместе для утверждения в мире наших ценностей, сохранения безопасности и процветания».

Учитывая участившуюся за последнее время критику американского руководства, тезисы Габриэля можно рассматривать как приглашение Вашингтона к новому диалогу по ревизии атлантической солидарности в новых условиях. Одним из его условий следует считать признание ЕС как равноправного и независимого партнера:

«Никто не должен позволять себе раскалывать ЕС: ни Россия, ни Китай, ни даже США. Европа – уверенный партнер, который хочет сотрудничать с США на основе доверия и равноправия, а не в качестве последователя».

Рассуждая о реформе ЕС, Габриэль отметил, что эта организация создавалась для конкретной цели – предотвратить войны на европейском континенте, и цель эта была успешно достигнута. Однако теперь перед ЕС стоят другие задачи, которые можно выполнять с использованием накопившегося опыта. Габриэль обозначил следующие три задачи, стоящие перед ЕС:

«[Во-первых,] Евросоюз должен стать единым сплоченным пространством, внутри которого решены все конфликты, разразившиеся за последние 10 лет.

Во-вторых, государства-члены ЕС должны выработать общее понимание своих внешнеполитических интересов и то, как они будут отражаться на политике Евросоюза.

В-третьих, мы должны развивать европейскую стратегию и инструменты её реализации таким образом, чтобы в этом могли принять участие все члены ЕС в соответствии со своими возможностями в рамках общего курса».

Что касается выработки европейской стратегии, то накануне конференции Габриэль в интервью газете Bonner General Anzeiger пожаловался, что в ФРГ отсутствуют собственные полноценные аналитические центры:

«У нас нет традиций работы think-tank центров. После Второй мировой войны у нас не было запроса на геополитику или геостратегию. По уважительным причинам мы оставили это для англичан, французов и американцев».

Вероятно, руководство ФРГ будет прорабатывать идею создания нового аналитического центра в Германии, целью которого и станет формирование единой европейской стратегии.

России в речи Габриэля было уделено сравнительно небольшое место и, в основном, о ней говорилось в контексте украинского кризиса. Глава немецкого МИД поприветствовал инициативу по вводу миротворческого контингента в зону конфликта, впоследствии предположив даже возможное поэтапное снятие санкций в случае успеха миссии и улучшение самого характера отношений России и ЕС:

«Возможно, со временем русские будут видеть в нас не только врагов».

Главной угрозой явно рассматривается Китай, который, по мнению Габриэля, остается единственной державой с продуманной стратегией. Инициатива «Шелкового пути» была обозначена как прямая угроза наращивания КНР своего влияния на огромном пространстве от Тихого океана до Атлантики.

Выступление Урсулы фон дер Ляйен запомнилось признанием абсолютного приоритета угроз в киберпространстве над всеми прочими видами угроз. Под киберугрозами фон дер Ляйен обозначила и предполагаемое вмешательство России в американские выборы, и атаки на инфраструктурные объекты, и международный терроризм. Дополнительный интерес к её речи был вызван информацией от газеты Die Welt, по данным которой министр обороны ФРГ рассматривается в качестве вероятного кандидата на пост генерального секретаря НАТО. Несмотря на то, что информация еще нуждается в подтверждении, кандидатура фон дер Ляйен выглядит логичной. Министр обороны ФРГ имеет репутацию классического «атлантиста» и имеет прочные позиции внутри ХДС. Она возглавляет военное ведомство с 2013 г., успев приобрести, таким образом, значительный опыт в сфере военного управления. При этом фон дер Ляйен часто критикуют за чрезмерное увлечение военно-социальными вопросами в ущерб технической модернизации бундесвера. Её уход в руководство НАТО может рассматриваться и как отставка с повышением.

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 октября 2016 | 23:29

Ответственность за провал российско-американских соглашений по Сирии лежит на США

Российско-американские соглашения по Сирии, достигнутые в ходе напряженных переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова, в полном соответствие с прогнозами скептиков не выдержали проверку временем. Значительная доля ответственности за произошедшее лежит на администрации Барака Обамы, которая предпочла не конфликтовать с Пентагоном и ЦРУ, торпедировашими достигнутые в Женеве договоренности, а переложить всю вину на Россию.

7 августа 2015 | 00:40

Дайджест внешней политики США за неделю (31 июля - 7 августа)

Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.

3 апреля 2014 | 15:38

Пружины внутренней политики Южной Осетии

Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.

10 мая 2015 | 22:00

Азербайджан и ЕАЭС: параллельные курсы

Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова