Андрей Джага
Коррупция и неэффективность государственного аппарата воспринимаются Брюсселем как угрозы, которые потенциально являются более опасными для Украинского государства, чем тлеющий конфликт на Донбассе.
ПРЕМИУМ
16 июня 2015 | 15:11

Приоритеты Евросоюза в Украинском кризисе

Последний всплеск насилия на востоке Украины вновь поднял вопрос о путях эффективного урегулирования конфликта. Минские соглашения хоть и помогли снизить интенсивность боевых действий, но пока не смогли разрешить конфликт. Стороны увязли в длительном переговорном процессе, пытаясь договориться о путях имплементация соглашений. Ситуацию также ухудшает вопрос трактовки Минских соглашений.

Брюссель озадачен. Как должна вести себя Европа в этой сложной ситуации? Эксперты соглашаются в том, что достичь выигрышного для всех сторон компромисса практически невозможно. Одновременно, игнорирование ключевых интересов России только усугубит ситуацию.

Политическое урегулирование ограниченного конфликта требует ограничения целей игроков. И Брюссель вынужден расставить для себя приоритеты.

Москва, отчасти, это уже сделала. Закрытие проекта «Новороссия», заявления в поддержку целостности Украины на востоке – все это показатели ограничения целей Кремля. Риторика Москвы в целом стала более примирительной, если сравнивать с ситуацией лета 2014 года. Таким образом, отказываясь от «Новороссии» Москва предлагает заморозку конфликта. Россия готова поддержать урегулирование, помочь Киеву вернуть контроль над восточной границей при условии, что ДНР/ЛНР сохранят свой статус внутри децентрализованного государства с широкими правами автономии. Это гарантирует Кремлю наличие рычагов влияния над стратегическими вопросами внешней политики Украины – прежде всего о ее нейтралитете. А значит с интересами Москвы будут считаться.

Брюссель также понимает необходимость ограничения своих задач в конфликте. Исходя из предыдущего опыта, европейцы опасаются, что главным вызовом для безопасности региона может стать провал реформ в Украине, которые создадут куда более сложные проблемы.

Хотя Украину не считают несостоявшимся государством, вопрос эффективности ее государственного аппарата поднимается все чаще.

Евросоюз особенно волнуют проблемы с коррупцией. Некоторые эксперты уверены, что главная причина провалов прозападных правительств, например, в Афганистане, - это тотальная коррупция. Неэффективность правительства последнего, слабость и жестокость по отношению к собственному народу создавали благоприятную среду для деятельности Талибана и аффилированных с ним структур. Коррумпированный и неэффективный режим в Киеве может спровоцировать новые протесты, которые могут оказаться фатальными для государства. В тоже время война на востоке воспринимается как одно из главных препятствий для реформ в Украине. Она отвлекает ресурсы и является универсальным оправданием для неэффективных реформ и коррупции Киева. Именно поэтому в Брюсселе хотят достичь хотя бы временного урегулирования конфликта и сосредоточиться на реформах. Подобное урегулирование будет «холодным миром», санкции не будут сняты и отношение к России в ЕС резко не изменится.

Но в этом подходы Москвы и Брюсселя совпадают. Брюссель готов ограничить свои приоритеты, желая реализовать необходимые реформы хотя бы на той части Украины, с которой он граничит. Брюссель понимает, что Киев критически нуждается в экономической поддержке, но он не хочет отправлять деньги в коррумпированное государство. Европа желает видеть в Украине эффективно функционирующие государство с минимальным уровнем коррупции. Если замораживание конфликта на востоке Украины ускорит реформы – территориальной целостностью можно пожертвовать. Таким образом, в своих приоритетах Брюссель все больше склоняется акценту на успешных реформах в Украине.

Важно заметить, что Москва также заинтересована в стабилизации ситуации в Украине – будет ли она достигнута путем реформ или иным образом. Какими бы ни были сиюминутные отношения между государствами, они обречены географией на соседство. Политически и экономически стабильное Украинское государство будет более надежным партнером для планирования длительных отношений.

Готов ли Киев ограничить свои цели? Пока украинское общество верит в самый опасный миф – возможность достижения победы силой – вряд ли киевские политики будут готовы рискнуть своими рейтингами.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

1 июня 2015 | 19:31

Ближневосточное досье: Алжир и Ливия в мае 2015

Главным пунктом повестки дня для Алжира и Ливии остаются проблемы безопасности, связанные с ливийским кризисом и деятельностью ИГИЛ и Аль-Каиды. Алжир настойчиво позиционирует себя как государство, способное самостоятельно справляться с вызовами, угрожающими стране. Между тем, в ливийском кризисе наметилась новая тенденция: на фоне нерегулируемого потока беженцев из Ливии в страны южной Европы, Италия выразила готовность сотрудничать с «нелегитимным» правительством Триполи в сфере безопасности.

7 августа 2015 | 00:40

Дайджест внешней политики США за неделю (31 июля - 7 августа)

Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.

17 мая 2018 | 12:44

Договор РСМД и будущее стратегической стабильности

Унаследованная от предыдущей холодной войны и периода после ее завершения система контроля над вооружениями продолжает разрушаться. На днях США официально поставили вопрос о своем возможном выходе из двустороннего российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 г., запрещающем баллистические и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5500 км. наземного базирования, в практическую плоскость.

22 июля 2015 | 11:39

Почему люди уходят в ИГИЛ: социальные истоки экстремизма

Во всех случаях нет признаков того, что социальное большинство, в т.ч. мусульманских стран и регионов, одобряло бы выбор уходящих в ИГИЛ. Наоборот речь идет о категориях людей, которые не смогли или не захотели адаптироваться к жизни социума в экономическом или идейном смысле. В каких-то случаях – можно указывать на вину самого общества и государства, оттолкнувших какого-то человека, в каких-то – о несчастливой случайности, в наиболее редких – о сознательном неприятии индивидом общественных норм.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова