Впервые за десятилетие, прошедшее с момента первого в новом столетии кризиса доверия между Берлином и Вашингтоном по поводу вторжения в Ирак, две союзные страны вновь оказались на грани серьезного дипломатического конфликта. Его разрастание порождает вопросы относительно будущего американо-германских и трансатлантических отношений. Недовольство в ФРГ вызывает не только факт шпионажа со стороны государства союзника – США, но и само положение Германии, традиционно играющей в НАТО второстепенную роль. На этом фоне государственные деятели Германии преисполнены амбициозных планов по активизации внешней политики и упрочению роли страны в быстро меняющемся мире.
Скандал серьезно усилил антиамериканские настроения в германском обществе. Согласно опросу общественного мнения, проведенному еженедельником Der Spiegel, 57% немецких респондентов высказались «за большую самостоятельность» Германии от США в вопросах внешней и оборонной политики. 69% опрошенных заявили о том, что их доверие к альянсу с США отныне подорвано. Недовольство вскрывшимися фактами разделяет и политическая элита Германии, известная своей проатлантической ориентацией. Речь заходит даже о применении уголовного права к тем представителям американской разведки, которые вели деятельность на территории Германии и не имеют дипломатического иммунитета.
С одной стороны может показаться, что поведение США вовсе не идет вразрез с политическими реалиями и для сверхдержавы, пытающейся сохранить гегемонию, широкий размах разведдеятельности должен быть нормой. Обыкновенно факты шпионажа не придают широкой огласке, а уличенные лица просто высылаются из страны. Однако сейчас Германия нагнетает ситуацию - шпионский скандал продолжается с осени 2013 года и разгорается со все большей силой. В чем же причины этого?
В начале июля 2014 года Европа проходит через запланированные процедуры ротации политиков. Уже назначен новый глава еврокомиссии, на очереди выборы нового шефа европейской дипломатии и т.д. Очевидно, что европейскую политику в скорой перспективе ждут серьезные метаморфозы, особенно назревшие в безопасности и внешней политике. Германия рассчитывает занять в этих сферах ведущую роль, но при этом не хотела бы настораживать своих европейских соседей. В данном контексте разоблачение американского шпионажа в Европе выгодно Германии. Это позволит сформировать повестку дня развития европейских институтов, лидерство в которых де факто будет принадлежать Германии.
Растущий в Европе антиамериканизм, с одной стороны, выглядит востребованным. С другой стороны – вполне очевидна его конъюнктурная основа. На уровне взаимодействия элит он представляет собой шантаж в смеси с обидой за перенос внимания США на тихоокеанский регион.
Деструктивные последствия скандала, при наличии соответствующей воли со стороны Белого Дома и Ведомства Федерального Канцлера могут быть с преодолены. Послевоенная история американо-европейских отношений изобилует различными «кризисами доверия». В их преодолении США и их европейские союзники (в том числе Германия) накопили достаточный опыт.
Предстоящие большие проекты, наподобие Трансатлантического торгового инвестиционного партнерства, подтверждают сохранение устойчивой взаимозависимости США и ЕС. Она объективно подталкивает Вашингтон и Берлин не только к экономическим, но и к политическим компромиссам.
Однако Евро-Атлантика XXI века не выглядит столь монолитным образованием, каким она была еще два десятилетия назад. В нарождающемся полицентричном мире гибких союзов и коалиций США и их немецкие союзники располагают широкими возможностями не оглядываться друг на друга в поисках слов одобрения и поддержки.
Если взглянуть на Восточное партнёрство с точки зрения его эволюции за прошедшие шесть лет, то нельзя не заметить, что при значительном прогрессе на институциональном и практическом уровнях, политические цели этой программы – как заявленные, так и подразумеваемые – в лучшем случае выполнены не до конца, а в худшем не выполнены вообще.
Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.
Сенат США подготовил единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций против России. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как сторонники, так и критики. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой призван повернуть вспять действия предыдущей администрации.
Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.