Арег Галстян
Связывание с фигурой президента всех успехов и провалов политики администрации привели к возникновению в Америке дискурса, суть которого состоит в сравнении действующего президента с его предшественниками. Особенно популярны сравнения Барака Обамы с республиканцем Рональдом Рейганом.
ПРЕМИУМ
17 июля 2014 | 23:00

«Слабый Обама» и «сильный Рейган»

Опросы общественного мнения в США показывают, что американцы считают Барака Обаму худшим президентом после Второй мировой войны. По данным центра «Gallup», 45% опрошенных респондентов считают, что стране было бы лучше, если бы президентом стал республиканец Митт Ромни. Внутриполитические и внешнеполитические провалы действующего президента привели к резкой критике со стороны как Республиканцев, так и многих влиятельных Демократов.

Республиканцы обвиняют Обаму в несостоятельности как лидера, неспособного принимать сложные и важные внешнеполитические решения. Демократы недовольны провалами администрации по внутриполитическим вопросам. Текущая внутренняя политика привела к тому, что в 2013 году «ослы» уступили большинство в Палате представителей и с большой вероятностью проиграют на осенних промежуточных выборах в Сенат. Акцент на личности президента, связывание с его фигурой всех успехов и провалов политики администрации привели к возникновению в Америке дискурса, суть которого состоит в сравнении действующего президента с его предшественниками. Особенно популярны сравнения Барака Обамы с одним из популярных президентов XX века – республиканцем Рональдом Рейганом

Критики рекомендуют Обаме и его администрации брать пример с Рейгана, как лидера, сумевшего использовать против СССР как политические, так и экономические рычаги. Рейган сотрудничал с Саудовской Аравией, которая наводнила мировой рынок дешевой нефтью, тем самым потеснив Советский Союз. Администрацию Обамы побуждают следовать подобной стратегии, рассчитанной на увеличение объемов добычи энергоресурсов. После внешнеполитических неудач, связанных с Сирией, Венесуэлой и Украиной, действующие и бывшие высокопоставленные лица через ведущие СМИ доносят до американской общественности, что Обама неспособен стать новым Рейганом, ввиду отсутствия личностных качеств лидера.

В действительности, сравнивать Барака Обаму и Рональда Рейгана сложно, но не потому, что Рейган обладал лидерскими качествами, а Обама нет. Во-первых, необходимо принимать во внимание фактор принадлежности к той или иной партийной элите. Большинство президентов-демократов XX века, за исключением Джона Кеннеди и Билла Клинтона, не были сторонниками жесткой внешней политики. В этом контексте Обама не является исключением. Более того, по манере ведения внешней политики действующего президента можно сравнить с другим президентом-демократом Джимми Картером. Обама, как и Картер инициировал процесс политического диалога с Россией (СССР), который, в конечном итоге, не удался. Более того, именно при Картере и Обаме наблюдалась активизация сбалансированной политики на Ближнем Востоке.     

Во-вторых, важно учитывать уровень влияния элит, окружавших Рональда Рейгана. Еще в период своего губернаторства в Калифорнии Рейган окружил себя людьми, стоящими на правом фланге Республиканской партии. Эти люди придерживались жестких позиций:  отрицание вины США во Вьетнамской войне, борьба против «пораженчества», активизация США на международной арене. В ответ на призывы извлечь уроки из вьетнамского конфликта Рейган и его сторонники отвечали: «Ошибки были лишь в том,  что во Вьетнам было послано мало солдат и советников». Администрация Рональда Рейгана состояла сплошь из правых политиков, а главными мозговыми центрами, которые консультировали правительство, были Институт Гувера, Стратегический центр при Джорджтаунском университете и Фонд американского наследия. Значительное количество должностей в Белом Доме также занимали члены Совета по международным отношениям. 

Рейган, в отличие от Обамы, редко принимал в расчет внутриполитические последствия вероятных провалов во внешней политике. Кроме того, международная ситуация 1980-х годов не оставляла возможности для мягкости во внешней политике. Иные элиты окружали Обаму. Даже будучи сенатором, он не проявлял активности во внешнеполитических вопросах и никогда не выступал спонсором или ко-спонсором резолюций, имеющих отношение к внешней политике. Став президентом, Обама окружил себя людьми, которые выступают за ведение осторожной внешней политики, сокращение военного бюджета и ограничение американского военного присутствия на Ближнем Востоке.

Достаточно посмотреть список личностей, отвечающих за внешнюю политику при Рейгане и Обаме. При республиканце пост Госсекретаря занимали: генерал, герой Корейской войны, 7-й верховный главнокомандующий ВС НАТО в Европе Александр Хейг и бывший министр финансов, ярый сторонник жесткого политического курса США Джордж Шульц. Во время первого срока президента Обамы главой Госдепа стала неопытная Хиллари Клинтон, которую впоследствии сменил известный противник жесткой внешней политики - Джон Керри. Советниками Рейгана по вопросам национальной безопасности были известные военные стратеги Уильям Кларк, Фрэнк Карлуччи и Колин Пауэлл. В администрации Обамы эти должности занимали известные правозащитники Томас Донилон (до 2013) и Сьюзан Райс. При этом важно отметить, что Обама стал первым в истории США президентом, назначившим на этот пост женщину. В Совете Безопасности ООН в период Обамы представали исключительно женщины: Сюзан Райс, Розмари Ди Карло и Саманта Пауэр. При этом только Ди Карло имела дипломатический опыт.             

Более того, действующий президент меньше остальных предшественников подвержен влиянию лоббистских структур. Обама более независим в принятии политических решений, нежели Рейган. Третий аспект – поддержка собственной партийной элиты. Рональд Рейган имел безграничный авторитет и поддержку в стане Республиканской партии. Рейган чаще любого другого президента проводил встречи с лидерами партии в Конгрессе. Благодаря тесным связям Рейгана с финансовыми элитами, Республиканцы четыре созыва подряд сохраняли большинство в Сенате. Барак Обама редко встречается и советуется с верхушкой Демократической партии, возложив это бремя на вице-президента Джозефа Байдена. Неудивительно, что после выборов в Конгресс 2013 года, многие видные демократы обвинили Обаму в том, что партия потеряла большинство в Палате Представителей. Сегодня критика в отношении Обамы со стороны партии более жесткая, ввиду того, что по всем оценкам Демократы на грядущих осенних выборах могут потерять и большинство в Сенате. Обаму можно сравнить с Картером, который старался держать дистанцию и подвергался жесткой критике со стороны собственной партии. 

Сравнивать внешнюю политику президентов-демократов и президентов-республиканцев сложно, поскольку это не сравнение двух личностей, а двух разных политических философий – выжидательной и наступательной.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 июля 2014 | 18:23

Турция ищет содействия Ирана для защиты своих интересов в иракском Курдистане

В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде. 

5 декабря 2016 | 21:05

Центральная Азия в российско-американских отношениях: интервью Андрея Сушенцова

29 ноября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию Central Asia Analytical Report (CAAR). В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия России со странами Центральной Азии, особенности внешнеполитической стратегии США и КНР по отношению к среднеазиатским государствам, проблемы сотрудничества и конфронтации Москвы и Вашингтона в регионе.

1 апреля 2014 | 16:09

Санкции против России, которые Запад может позволить себе

При сохранении статус кво в украинском кризисе мы ожидаем затухание вопроса о применении санкций. На данном этапе маловероятно, что политические аспекты будут доминировать над экономическими в логике взаимоотношений Запада и России.

15 ноября 2017 | 20:58

Парадоксы и противоречия российско-американских отношений

Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова