Татьяна Тюкаева
26 февраля 1980 года, Египет и Израиль установили полные дипломатические отношения. Это был первый пример такого рода в арабском мире, как и предшествовавший этому мирный договор между Каиром и Тель-Авивом, заключенный 26 марта 1979 года. Тем самым Египет фактически признал существование считающегося враждебным еврейского государства. В арабском мире оба этих события были восприняты как «предательство».
ПРЕМИУМ
26 февраля 2015 | 17:00

Первый признавший: 35 лет назад Египет установил дипотношения с Израилем

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Египет стал первой арабской страной, признавшей суверенитет Израиля. Это было смелое решение, стоившее Каиру хороших отношений с соседями и СССР. Однако и выгоды были значительными — возвращение Синая и существенная финансовая поддержка со стороны США. За прошедшее с тех пор время лишь еще одна арабская страна — Иордания — установила дипотношения с еврейским государством. Между тем при новом египетском президенте — Ас-Сиси — Каир и Тель-Авив сблизились на почве борьбы с исламистами.

Ровно 35 лет назад, 26 февраля 1980 года, Египет и Израиль установили полные дипломатические отношения. Это был первый пример такого рода в арабском мире, как и предшествовавший этому мирный договор между Каиром и Тель-Авивом, заключенный 26 марта 1979 года. Тем самым Египет фактически признал существование считающегося враждебным еврейского государства. В арабском мире оба этих события были восприняты как «предательство». Причем совершила его ключевая страна региона, которая с самого момента создания Израиля на палестинских территориях в 1948 году была лидером арабского сопротивления «сионистскому врагу» и на территории которой располагались штаб-квартиры Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации освобождения Палестины (ООП).

Резкая антисионистская риторика - до сих пор один из определяющих факторов внешней и даже внутренней политики арабских государств, отражающий разделяемую всей «арабской улицей» — от Марокко до Ирака — ненависть к Израилю как «оккупанту» и «угнетателю братского палестинского народа».

Много позже, в 1994 году, Израиль подпишет мирный договор с еще одним соседом — Иорданией. Во всем этом было больше символизма, чем стремления к практическому налаживанию контактов, однако сложившаяся фактически неформальная система отношений Тель-Авива с арабскими соседями наглядно демонстрирует, что «холодный» мир между израильтянами и арабами, диктуемый соображениями безопасности и экономики, является оптимальной для региона формой сосуществования.

Установление Египтом дипотношений с Израилем восприняли как предательство и в Советском Союзе. В Москве сочли, что президент Анвар Садат сменил условно просоветскую ориентацию на сближение с США. Нельзя недооценивать свойственную периоду холодной войны логику «игры с нулевой суммой», очередной раунд которой СССР проиграл, потеряв своего крупнейшего союзника на Ближнем Востоке. Призраки такого подхода до сих пор витают в оценках российских историков-арабистов. Однако ни налаживание сотрудничества с Вашингтоном, ни логично последовавший за этим мир с Израилем не были целью Садата. При анализе ситуации зачастую не уделяется должного внимания внутренней политической и социально-экономической ситуации, сложившейся тогда в Египте и подтолкнувшей египетского лидера, сменившего в 1970 году харизматичного Гамаля Абдель Насера, к примирению с «врагом».

Социалистическая политика Насера, хотя и улучшила жизнь египтян, не смогла решить серьезные экономические проблемы страны. Не в последнюю очередь их причиной были колоссальные военные расходы, составлявшие более половины государственного бюджета и объяснявшиеся необходимостью противостоять империализму и «сионистам-оккупантам», в которых видели империалистический оплот в сердце арабского мира. Шестидневная война 1967 года и последовавшая за ней «война на истощение», а также участие в гражданской войне в Йемене на стороне республиканцев в середине 1960-х дорого обошлись египетской экономике. Широкая народная поддержка властям обеспечивалась за счет полного доверия египтян лично Гамалю Насеру, считавшемуся национальным героем. Примечательно, что после поражения в Шестидневной войне, которое президент особенно болезненно воспринял, он объявил о намерении уйти в отставку, однако египетский народ, не менее подавленный произошедшим, призвал своего героя остаться у власти.

Проблема «перенапряжения сил» ранее успешно компенсировалась народной любовью к президенту, а теперь требовала конкретных экономических и политических шагов.

Взятый Садатом курс на либерализацию экономической и политической жизни не имел успеха, а попытка получить финансирование у МВФ привела к прокатившимся по стране «хлебным бунтам». Были заметно снижены и военные расходы — к 1981 году их доля в бюджете опустилась до 14 процентов, что было вынужденным шагом, но совсем не способствовало политическим целям Садата. Свое положение он намеревался укрепить при помощи очередной войны против Израиля и возвращения потерянного в ходе Шестидневной войны Синая. Однако Москва с приходом нового президента заметно сократила помощь Египту и ответила отказом на запрос Каира о поставках военной техники.

Зато потребности Садата нашли отклик в Вашингтоне, который активизировал усилия по ближневосточному урегулированию на фоне возрастающей интенсивности сотрудничества с Израилем. Желая снять Каир с советского крючка, США начали в 1976 году поставлять Египту военную технику. Параллельно с этим были предприняты международные попытки организовать процесс всеобъемлющего решения арабо-израильского конфликта при американском и советском посредничестве, но они потерпели крах (ключевой проблемой был вопрос палестинского представительства в переговорах).

Садат все более осознавал необходимость изменений в отношениях с Израилем. Приоритетом для него было возвращение Синая, а не участие в общеарабской борьбе с «сионистскими оккупантами».

Сложная социально-экономическая ситуация не позволяла начать новую войну, а переговорный процесс с еврейским государством обещал окупить себя американской материальной помощью и инвестициями, столь необходимыми для Египта.

В свою очередь и для Израиля, более сильного в военном отношении в сравнении с соседями, но осознающего все минусы пребывания в окружении враждебных арабских стран, также было важно обеспечить стабильность хотя бы на части своей границы. Стали налаживаться прямые контакты между египетским и израильским руководством: в сентябре 1977 года состоялась первая встреча представителей двух государств в Марокко, а в ноябре Садат даже выступил в израильском Кнессете. Сложились условия для «сепаратной сделки» — переговоров и заключения двустороннего мирного договора между Египтом и Израилем.

Задачей США было придать импульс этому процессу, и они взяли шефство над нормализацией египетско-израильских отношений. В начале сентября 1978 года в Кэмп-Дэвиде, президентской резиденции под Вашингтоном, Джим Картер организовал встречу между Анваром Садатом и Менахемом Бегином. После длительных переговоров 17 сентября они подписали два документа — «Принципы мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке», — в соответствии с которыми Синай возвращался Египту, а Тель-Авив признавал «законные права палестинского народа». На основе этих соглашений 26 марта 1979 года в том же Кэмп-Дэвиде был подписан египетско-израильский мирный договор, прекращавший состояние войны и положивший начало установлению дипломатических и экономических отношений между двумя странами. Стороны констатировали взаимное признание суверенитета и территориальной целостности и обязались препятствовать боевым действиям друг против друга. Синай был разграничен с точки зрения возможности размещения на нем обеими сторонами своих сил безопасности, а также миротворческих сил ООН. Гарантом договора выступил Вашингтон, закрепив тем самым свою особую роль в дальнейшем процессе ближневосточного урегулирования.

За свое стремление обеспечить национальные, а не общеарабские интересы Садат поплатился временной политической изоляцией Египта со стороны соседей, из которой страну вывел к концу 1980-х годов следующий президент Хосни Мубарак. Решение Каира о признании Израиля в более или менее резкой форме осудило подавляющее большинство арабских лидеров. Из Каира были выведены штаб-квартиры ЛАГ и ООП, дипломатические отношения с рядом арабских государств разорваны, объявлен экономический бойкот. Убийство Садата в 1981 году египетскими исламистами также связывается с решением президента нормализовать отношения с Тель-Авивом. Есть мнение, что недовольство арабского мира этим шагом Каира было вызвано не столько признанием Израиля, сколько неспособностью египетского руководства обусловить мир обеспечением прав палестинцев и созданием их суверенного государства. Если в соглашениях 1978 года о правах палестинцах упоминалось, то в текст мирного договора 1979 года палестинский вопрос Садату включить не удалось, что отвечало интересам Израиля.

Значимость египетско-израильского мирного договора не только для Каира, но и для региона в целом сложно переоценить. Египет вернул под свой контроль территорию Синайского полуострова (вывод израильского контингента завершился в 1982 году) и начал ежегодно получать от США 1,3 миллиарда долларов безвозмездной помощи. Договор стал одним из первых шагов в направлении формирования принципов мирного процесса на Ближнем Востоке в противовес военным методам. Эта линия была впоследствии подхвачена и лидером ООП Ясиром Арафатом, который в 1988 году объявил о признании права Израиля на существование, что в свою очередь явилось важным стимулом для запуска в начале 1990-х годов переговорного процесса в Осло.

Договор по-прежнему актуален. Критические последствия для региональной системы безопасности имел бы его пересмотр или отмена.

Об этом заявлял бывший египетский президент-исламист Мухаммед Мурси (свергнутый армией в июле 2013 года), но скорее всего это была лишь предвыборная пропаганда. А с приходом к власти Абдель Фаттаха ас-Сиси отношения Египта и Израиля в сфере обеспечения безопасности и, в частности, на Синае приобрели новый стимул. Это связано главным образом с позицией новых властей в отношении «Братьев-мусульман», которые официально объявлены террористической организацией (их ответвлением считается «Хамас»). Таким образом у египетских и израильских властей, помимо общего интереса в стабильности границы, появилась общая угроза в лице исламистов. При активном сотрудничестве с израильскими спецслужбами Каир закрыл контрольно-пропускной пункт Рафах и принялся за уничтожение туннелей, связывающих Газу с египетскими городами на Синае. Более того, в ходе последней горячей фазы конфликта между Израилем и Газой Египет, призвав стороны к миру, выступил с осуждением как израильской, так и палестинской стороны. Неудивительно, что этим не преминули воспользоваться сегодняшние оппоненты Каира и спонсоры «Братьев-мусульман» — Анкара и Доха. Обвинив президента Сиси в предательстве «братского палестинского народа», Турция и Катар попытались вытеснить Египет с его традиционного места посредника в палестино-израильских отношениях. Однако Израиль однозначно заявил, что любые переговоры о перемирии возможны только при участии Каира.

Отношения двух стран действительно необычны для региона, но их нельзя назвать по-настоящему уникальными.

Египетско-израильский договор стал одной из основ регионального порядка, который в отношении Израиля действует по принципу «ни мира, ни войны».

Враждебность к еврейскому государству на «арабской улице» слишком сильна, чтобы правительства могли афишировать какие-либо контакты с израильтянами. Однако идет торговля через третьи страны, известно даже о сотрудничестве по линии спецслужб. Например, марокканские службы безопасности были сформированы при содействии израильских коллег, а осуществляемые сегодня операции египетской армии по обеспечению безопасности на Синайском полуострове проводятся в сотрудничестве с израильтянами. Вместе с тем есть место и для не менее прагматичной враждебности, которая успешно используется в риторике арабских лидеров для достижения своих политических задач, — в роли постоянного внешнего общего врага Израиль основательно встроен в систему региональных отношений на Ближнем Востоке.

Не на основе общих ценностей, а на базе холодного прагматизма сегодня фактически строятся отношения арабского мира с Израилем, формально признаваемым только Египтом и Иорданией, а фактически — всеми государствами региона. «Холодный» мир лучше горячей ссоры, а выгоды в плане экономики и безопасности лучше бесполезных военных потерь.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

27 августа 2015 | 14:43

Презентация доклада «Новая украинская политика России» в РСМД

26 августа в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол по теме «Минские соглашения: промежуточные итоги и перспективы», в ходе которого был представлен доклад Андрея Сушенцова «Новая украинская политика России и будущее российско-украинской взаимозависимости».

22 января 2015 | 18:51

Документ дня: Анализ текста обращения Барака Обамы "О положении в стране 2015"

Для Обамы, безусловно, лучше войти в историю великим мечтателем, чем великим неудачником. Учитывая, что дистанция между этими двумя ипостасями не очень велика, всё его поведение сводится к попытке выработать наиболее удачную модель самооправдания.

18 мая 2018 | 18:18

Дайджест внешней политики США (11-17 мая)

Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.

25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова