Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов, а введение смертной казни закроет для Анкары возможности для вступления в ЕС. Слова господина Шульца были вызваны задержанием в аэропорту Ататюрка исполнительного директора оппозиционной турецкой газеты Cumhuriyet Акына Аталая 11 ноября. Ранее по обвинению в поддержке проповедника Фетхуллаха Гюлена были арестованы главный редактор Cumhuriyet Мурат Сабунджу и более десяти других сотрудников издания.
По мнению аналитиков-тюркологов, угрозы со стороны ЕС не способны вызвать в Анкаре значительного беспокойства. За последние годы Турция отошла от безусловной прозападной ориентации и стремится придерживаться многовекторной внешней политики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Владимира Аваткова:
«Турецкие власти перешли от однозначного прозападного курса, которого придерживались много лет, к традиционной политике лавирования между Европой и Азией. Если бы Эрдоган пошел бы на изменение законов, которое от него требовали в мае, то устроителей и участников попытки переворота в этом году он уже не смог называть террористам, а также жестоко наказывать по своему усмотрению. Все поведение турецкого лидера указывает на то, что отныне он не нацелен на тесное сотрудничество только с Европой и США».
Текущий внешнеполитический курс Анкары отражает консенсусную позицию правящих кругов и широких слоев общества, которые перестали видеть перспективы в неопределенных обещаниях европейских политиков. Ситуацию усугубил сирийский конфликт, который обострил противоречия Турции и ЕС в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Так, президент страны Реджеп Эрдоган отказался менять внутренние антитеррористические законы, против которых выступали европейцы, мотивируя свое решение необходимостью защитить Турцию от атак ИГИЛ. Анализируя позицию турецких элит и общества по вопросу отношений с Европой, Владимир Аватков отмечает:
«Если последние несколько десятков лет Турция стремилась в Евросоюз, а правящая в стране умеренно-консервативная исламская элита поддерживала этот тренд из-за восторгов населения, то в последнее время ситуация резко изменилась. И у граждан, и у власти чувствуется усталость от этого вопроса, переходящая в апатию и безразличие. Многие в Турции считают, что все, что мог дать Турции Евросоюз, он уже дал – в единый таможенный союз ЕС страна вошла. Единственное, чего хотелось бы туркам – безвизовый въезд в ЕС, но в этом вопросе евробюрократия категорична».
Из-за накопившегося багажа разногласий и недоверия европейским дипломатам будет довольно сложно оказывать давление на Эрдогана. Победа Дональда Трампа на выборах президента США и вовсе сместит на какое-то время внимание Брюсселя на американское направление, еще недавно казавшееся абсолютно предсказуемым. В этих условиях турецкий лидер продолжит укреплять власть внутри страны и усиливать влияние Турции в ближневосточном регионе за счет гибкой внешней политики.
Полагаю, что геополитическая доктрина Джорджа Фридмана так же упрощает международную реальность, как и идеи либерального американского мэйнстрима. Признание реальности существующего баланса сил, стремление к сохранению стабильности и опора на международное право — вот рецепт реалистической политики, который пока не дается США.
Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции.
На Теффте будет лежать ответственность за то, чтобы не допустить резкого крушения российско-американских отношений. Поиск консенсуса по вопросу об урегулировании украинского кризиса может стать стержневым процессом, вокруг которого кристаллизуется новая структура российско-американских отношений.
Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.