Юлия Свешникова
Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.  
ПРЕМИУМ
23 апреля 2014 | 20:14

Значение российско-иранской нефтяной сделки

На фоне разногласий по Украине между Россией и Западом, переговоры по поводу бартерной сделки между Ираном и Россией подчеркивают неэффективность стратегии санкций. Москва и Тегеран идут на сближение и возобновляют экономическое взаимодействие.

Отношения России и Ирана в прошлом омрачало недоверие в связи с действиями России в рамках «перезагрузки» отношений с США – Москва отказалась от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Однако политика России в сирийском кризисе и на Украине импонирует консервативной элите Ирана, поскольку идет вразрез с планами Запада. Экономические связи двух стран получили шанс на восстановление. 

Объем торгового оборота между Ираном и Россией крайне низок (2,3 млрд. долл.), несмотря на его высокий оценочный потенциал. Удар по двусторонней торговле нанесли международные санкции, в которых Россия приняла участие – падение торговли составило более 37%. После заключения 24 ноября 2013 года промежуточного соглашения по ядерной программе Ирана открылись перспективы для нормализации международной торговли в регионе. Тегеран поспешили посетить торговые делегации из Франции и Великобритании. Париж и Лондон хотят помочь своим нефтегазовым компаниям оказаться первыми западными агентами, вернувшимися на иранский рынок. В случае успеха переговоров по ядерной программе Ирана в июле 2014 года, конкуренция за место на иранском рынке усилится.

Эти обстоятельства подталкивают Москву к решительным действиям. Российско-иранская сделка предполагает обмен иранской нефти, поставляемой в Россию в объеме 500 тыс. баррелей в день по цене чуть ниже рыночной, на ряд российских товаров (в том числе продукты питания и зерно). Общая сумма сделки оценивается в 15-20 млрд. долл. По предварительным данным, продукция военного назначения в список поставок с российской стороны не входит. Сделку планируется завершить к лету 2014 года - иранская нефть будет поставляться через Каспийское море и Персидский залив. Российские компании намерены перепродавать нефть в Китай, который является одним из основных потребителей энергоресурсов из Ирана. Алгоритм сделки напоминает практику сотрудничества России и Ирака в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» (1996-2003). 

Сделка вызвала недовольство в США, которые восприняли ее как угрозу режиму изоляции Ирана и неуместную помощь Тегерану в ситуации международного давления на него по вопросу о ядерной программе.  Формально стороны не нарушают режим санкции, т.к. Россия не входит в список шести стран-импортеров иранской нефти, поставки в которые регламентируются санкционным режимом (Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция). 

Заключив соглашение с Россией, Иран планирует увеличить свой нефтяной экспорт на 50% (текущий объем экспорта – 1 млн. баррелей в день). И хотя стороны промежуточного соглашения заключили, что на период переговоров дополнительные санкции вводиться не будут, для стран Запада нежелательно облегчение экономической ситуации в Иране. По мнению Брюсселя и Вашингтона это может ослабить мотивацию Ирана к заключению окончательного соглашения. 

Украинский кризис увеличил дистанцию между Россией и Западом. В новых условиях у Москвы нет прежней мотивации для поддержания единой позиции с Брюсселем и Вашингтоном по иранскому вопросу. Однако Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе, и потому не станет подыгрывать Тегерану против Запада. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.  

В Иране также нет единства мнений по поводу сделки с Москвой. Одни предлагают рассматривать ее как российскую помощь Ирану в сбыте нефти и как новую основу для выстраивания взаимного доверия. Другие видят в сделке стремление России заработать на политической конъюнктуре до заключения окончательного соглашения по ядерному вопросу в июле 2014 года. Противники сделки ставят под сомнение способность иранской нефтяной инфраструктуры справиться с резким увеличением объема экспорта по Каспийскому морю. Они призывают отложить соглашение с Россией и сконцентрироваться на заключении окончательного соглашения в Женеве. В условиях ослабления санкций, считают они, Иран мог бы продавать нефти не за товары, а за деньги. 

Сообщения о российско-иранской сделке появились за месяц до предполагаемого составления проекта окончательного соглашения по иранской ядерной программе неслучайно. Планов форсировать сделку до заключения соглашения не было, поэтому возобновление переговоров может быть сигналом странам Запада о наличии у Тегерана других альтернатив. 

Российско-иранская сделка не может подорвать режим международных санкций и переговорный процесс по иранской ядерной программе. Если платежи будут осуществляться товарами, Иран по-прежнему будет испытывать экономические трудности. Реализация соглашения не решит системных проблем, вытекающих из режима санкций в отношении Ирана. Это должно побудить новое руководство Тегерана к компромиссу с участниками переговоров в Женеве.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 августа 2017 | 09:59

Последствия назначения Антонова послом России в США

Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. Российский дипломат имеет репутацию высококлассного профессионала и жесткого переговорщика с богатым послужным списком. По мнению Андрея Сушенцова, кандидатура Антонова соответствует внешнеполитической стратегии России и текущему положению дел в российско-американских отношениях.

18 июня 2015 | 20:48

«Восточное партнёрство»: нормативная экспансия ЕС продолжится

Если взглянуть на Восточное партнёрство с точки зрения его эволюции за прошедшие шесть лет, то нельзя не заметить, что при значительном прогрессе на институциональном и практическом уровнях, политические цели этой программы – как заявленные, так и подразумеваемые – в лучшем случае выполнены не до конца, а в худшем не выполнены вообще.

25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 

17 ноября 2014 | 09:00

Партнеры или соперники?

Саммит АТЭС, прошедший в Пекине 10-11 ноября, собрал глав 21 государства, в том числе троих наиболее влиятельных людей планеты по версии «Форбс» — Владимира Путина, Барака Обаму и Си Цзиньпина. Одной из ключевых тем саммита была судьба американо-китайских отношений. Обама намеревался напомнить коллегам об «азиатском повороте», заявленном в качестве приоритетной цели внешней политики США в 2012 году.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова