Татьяна Тюкаева
Кризис власти в Ливии продолжает усиливаться. Страна наводнена оружием, армия и аппарат сил безопасности раздроблены и деморализованы. В попытке стабилизировать различные регионы Ливии они встречают постоянный отпор со стороны местных вооруженных группировок. 
ПРЕМИУМ
21 мая 2014 | 17:02

Распад Ливии и безопасность пограничных государств

Кризис власти в Ливии после двух с половиной лет со дня свержения Муаммара Каддафи продолжает усиливаться. Страна наводнена оружием, армия и аппарат сил безопасности раздроблены и деморализованы. Правительственные силы утратили монополию на насилие. В попытке стабилизировать различные регионы Ливии они встречают постоянный отпор со стороны местных вооруженных группировок. Государственные границы не охраняются, что приводит к выплескиванию нестабильности за пределы Сирии.  

Политический кризис сказывается на экономике страны, основным источником доходов которой традиционно был экспорт нефти. Триполи потерял контроль над крупнейшими экспортными терминалами в Киренаике, а работа объектов нефтяной инфраструктуры в Триполитании часто блокируется забастовками рабочих. В Киренаике и Феццане – восточной и южной провинциях – растет популярность сепаратистских инициатив.

В основе кризиса в Ливии лежат противоречия между основными внутриполитическими силами: центральным правительством, сепаратистски настроенными провинциями юго-востока страны и либералами-исламистами. Главой верховного государственного органа - Всеобщего национального конгресса (ВНК) - с осени 2012 гыл был Али Зейдан, лидер победившего на выборах либерального Альянса национальных сил. На протяжении двух лет он пытался восстановить эффективно функционировавшую при Каддафи модель управления, основанную на балансе между различными племенами и региональными группами интересов. Активное противодействие ему оказывали исламисты во главе с «братьями-мусульманами», которые сумели занять позиции в ливийской экономике. Кроме того, они организовали собственные силовые группировки, которые контролируют значительную часть территории страны. На сегодня исламисты составляют большинство в ВНК. 

К марту 2014 г. правительство не сумело договориться с восточными сепаратистами о разблокировании нефтяных портов Зейдану. В результате давления «братьев-мусульман» кабинету министров был вынесен вотум недоверия. Место главы правительства занял министр обороны Абдалла ат-Тани, который уже через месяц подал в отставку. Однако он успел договориться с властями Киренаики о возвращении под контроль центрального правительства двух нефтяных терминалов восточной провинции. Он также начал переговоры об открытии находящихся там двух крупнейших ливийских экспортных портов Ас-Сидра и Эль-Брега. Переговоры были свернуты Киренаикой после того, как новым главой ВНК 5 мая был утвержден ставленник исламистов Ахмед Майтиг. Борьбу с исламистами активно ведут племена восточной провинции.

Получив контроль над исполнительной властью «Братья-мусульмане» взяли курс на предотвращение федерализации и укрепление центральной власти. Они пытаются подчинить себе МВД, Минобороны и разведку страны, но встречают жесткий отпор со стороны светских сил. Укрепление самостоятельности восточной провинции, где находятся крупнейшие нефтяные терминалы, для исламистов недопустимо, т.к. угрожает потерей доходов государственного бюджета. 

Отсутствие единой позиции среди сепаратистов Киренаики позволяет говорить о том, что распад страны пока не предрешен. Однако сложная социально-экономическая ситуация затрудняет процесс восстановления Ливии.  Как ожидается, дефицит бюджета в 2014 г. составит 8 млрд. долл. Планируется сокращение субсидирования продуктов потребления и топлива для граждан, что вызовет рост недовольства в обществе. Зарубежные партнеры не торопятся оказывать Триполи финансовую поддержку, обуславливая свою помощь требованием внутриполитической стабилизации страны.

В сложившихся условиях заметным становится сотрудничество ливийских властей с Турцией и Катаром, главными союзниками «братьев-мусульман» в регионе. Катарские компании проникают в энергетический сектор экономики Ливии и оказывает финансовую помощь правительству. Анкара смогла возобновить заключенные при Каддафи инфраструктурные проекты - турецкие компании восстанавливают города и реконструируют морские порты. Генеральным подрядчиком проектов выступает Государственная строительная компания Турции, которую курирует премьер-министр Рэджеп Тайип Эрдоган. Кроме того, Турция согласилась выступить посредником в переговорах между Триполи и сепаратистской Киренаикой, а также – между Ливией и ЕС.

Россия готова восстановить заключенные с режимом Каддафи контракты в сфере энергетики и поставок вооружений, а также оказать помощь в подготовке ливийских вооруженных сил. В переговорах по военным соглашениям достигнут прогресс: осенью 2013 года Ливия получила первую после революции партию российской военной техники. Триполи также заинтересован в продолжении проекта «Российских железных дорог» по прокладке железнодорожного полотна по маршруту Бенгази-Сирт, однако политическая нестабильность и угрозы безопасности препятствуют этому. Возобновление сотрудничества в сфере энергетики наименее вероятно. Триполи контролирует не все энергетические объекты страны и ориентирует свой энергоэкспорт в направлении Европы. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова