Татьяна Тюкаева
В Брюсселе нет определенной позиции по вопросу о санкциях против России. Москва должна использовать паузу в конфликте для защиты российских экономических интересов от давления извне.
ПРЕМИУМ
24 марта 2014 | 01:00

Страны ЕС о санкциях против России

После крымского референдума в Европе началось обсуждение будущих взаимоотношений с Россией. В странах ЕС как правило нет четкой и непротиворечивой позиции в вопросах касающихся России и Украины. Это означает, что даже поддержка нового украинского правительства не превращается в громогласное осуждение России и требование немедленных санкций. Большинство европейских стран не имеют значимых интересов на Украине и не спешат вырабатывать самостоятельную позицию. С точки зрения российских интересов это обстоятельство благоприятно. 

Санкции США и европейских стран имеют точечный характер и пока больших проблем экономическому сотрудничеству России и Запада не несут. Главным образом эти меры касаются отдельных лиц и все связанные с этим неудобства могут быть решены персональной рокировкой. При сохранении текущего положения усиления давления ожидать не стоит, хотя напряжение и негативная риторика среди политиков будут сопровождать отношения России с Европой и США на ближайшие предвыборные циклы.

К числу стран, занимающих умеренную позицию относятся Италия, Испания и Греция. Все они испытывают проблемы в экономике и не настроены на ухудшение отношений с Россией и на выделение помощи новым украинским властям. Также и соседние с Россией страны – Латвия, Финляндия, Болгария и Венгрия, – выступают за взвешенную позицию.

Неготовность к экономическим мерам в отношении России не означает мягкой позиции. Первоначально среди стран ЕС, как это не парадоксально, именно ближайшие союзники США – Великобритания и Польша – занимали наиболее осторожную позицию относительно применения ограничительных мер. Причины очень разные. В случае Великобритании это опасения «отпугнуть» российские капиталы и утерять влияние на представителей российского бизнеса. Для Польши важно не повторить историю прежних торговых войн. Польский министр иностранных дел Р.Сикорский высказался определенно: «США легче принимать подобные решения. Они далеко. И экономические последствия не столь болезненны. Мы сделали то, что смогли. Но США — с Марса, а мы — с Венеры. Привыкайте». Но главное – это намечающаяся потеря Варшавой влияния в регионе. Причиной стало вовлечение в восточную политику ЕС более крупных игроков - Германии и Франции - вследствие украинского кризиса. Теперь в отношениях с постсоветскими республиками роль Берлина стала более весомой, что не может радовать польскую дипломатию. В итоге, Польша и Великобритания постараются смягчить экономические меры, но будут делать всё для политической изоляции России.

Не исключено, впрочем, что США и Германии удастся убедить «сомневающихся» в целесообразности более жестких экономических мер. На мысли о возможности такого сценария наводит продолжающаяся в казначействе Великобритании оценка возможных последствий введения санкций. Особенно важно в этом контексте заявление Д.Кэмерона о том, что санкции могут быть наложены и на Р.Абрамовича. Комментарии Д.Кэмерона прозвучали после саммита в Брюсселе, переговоры на котором, в частности с А.Меркель, могли повлиять на его позицию. Одновременно усилилась антироссийская риторика министра иностранных дел У.Хейга.

Наиболее жесткую позицию среди европейцев занимает Германия. Более сдержанную позицию чем глава государства занимает вице-канцлер социалист З.Габриэль. Другой представитель социалистов в правительстве министр иностранных дел Ф.-В.Штайнмайер также рекомендует избегать скоропалительных решений. Хотя его позиция постепенно становится жестче.

В целом «левизна» и «правизна» политиков не имеют существенной роли в вопросах степени нажима на Россию или же такие различия просто ещё не успели оформиться. Есть только одна закономерность – те силы, которые находятся у власти выступают с гораздо более жесткой позицией, чем оставшиеся в оппозиции. Конечно, европейские правые и ультраправые питают некоторую симпатию к русскому неотрадиционализму Путина. Но в отличие от США, европейские правые редко сосредоточены на вопросах внешней политики. 

Воссоединение Крыма с Россией вдохновляет европейских сепаратистов, которые в своем большинстве готовы ссылаться на этот пример, но не станут создавать широкий информационный фон в пользу России. В первую очередь речь идет о Каталонии, Стране Басков, некоторых регионах Севера Италии и Шотландии.

Основными противниками экономического удара по России являются представители крупного бизнеса. Среди германских компаний это Siemens, Wintershall, Eon, Basf. Их главы уже выступили с соответствующими заявлениями. Всего же в России работает более 6000 германских предприятий. В прочих европейских странах бизнес в целом также настроен умиротворительно.

В бизнес-среде присутствуют и противоположные интересы. Среди европейских компаний выиграют от обострения конфликта России и Запада компании BP, Shell и Total. Первая участвует в трех из шести уже одобренных властями США проектов по экспорту сжиженного природного газа. Помимо этого BP принимает участие в освоении азербайджанского месторождения Шах-Дениз, с которого планируется начать поставки газа в Европу с 2019 года (ок. 10 млрд. куб. м. газа ежегодно). Компания Total планирует участие в проектах по добыче сланцевого газа в Великобритании, а Shell развивает это направление на Украине.

Вопрос экономического прессинга в отношении России состоит не столько в ограничительных мерах, сколько в перспективах постепенного уменьшения зависимости от поставок российского газа. Главным образом импорт из России можно заместить поставками из Катара. Это возможно, если США смогут убедить Японию ускорить возвращение к атомной энергетике и цены на европейском и азиатском рынках выровняются. В свою очередь Франция лоббирует проекты, направленные на доставку газа из Алжира. При необходимости в Европе возможно быстрое наращивание собственного производства по крайней мере на 25% до уровня 2008 года. В перспективе можно ожидать импорта в Европу сжиженного газа из США.

При наличии соответствующей решимости в течение нескольких следующих лет ЕС может существенно снизить импорт российского газа. Предполагая такую перспективу руководство «Газпрома» уже ведет переговоры с европейскими партнерами об уменьшении цены на газ, одновременно уповая на их лоббистские возможности в правительствах. В отличие от обсуждаемых сейчас односторонних ограничительных мер такое постепенное падение потребления продуктов российского экспорта будет иметь тяжелые последствия, но не вызовет ответных мер со стороны России. Тенденцию к уменьшению российской доли в сырьевом потреблении ЕС будет сложно преодолеть, а сопротивление ей станет одной из основных задач российской дипломатии и бизнеса на ближайшие годы.

Запад уже смирился с потерей Украиной Крыма. Нынешний прессинг направлен на недопущение реализации крымского сценария в Южной и Восточной Украине. То, что на Западе распространена именная такая трактовка планов Москвы выдает характер принимаемых мер. Обращают внимание подчеркнуто демонстративные меры США в отношении банка «Россия». Они призваны показать вероятную перспективу в случае дальнейшего вмешательства России во внутренние дела Украины. Окончательно убеждают в серьезности опасений Запада экстренное подписание 21 марта 2014 года политической части договора об ассоциации с ЕС (без экономической части).

Мы полагаем, что России в основном удастся избежать серьезных ограничительных мер со стороны ЕС и США при условии сохранения статус кво. Но удастся ли сохранить статус кво, это будет зависеть и от процессов на Украине, которые сейчас непредсказуемы. В случае если в стране начнется гражданская война, Россия будет вынуждена вмешаться и защитить права русскоязычного населения. Текущую паузу следует использовать для превентивных мер по защите российских экономических интересов от давления извне.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова