13 декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил официальный визит в Баку, где провел встречу с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. В Азербайджане многие расценили визит израильского лидера в качестве «исторического» и «поворотного». Подводя его итоги, президент Алиев заявил, что у Баку и Тель-Авива есть «большой потенциал для сотрудничества».
Действительно, отношения между Израилем и Азербайджаном продолжают интенсивно развиваться. Еврейское государство активно налаживает связи с Закавказьем и Средней Азией, взаимодействуя со светскими правительствами в Узбекистане и Казахстане. Причины роста внимания Тель-Авива к этим регионам находятся в значительной степени в плоскости ирано-израильских отношений. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:
«Говоря о кавказских приоритетах Еврейского государства необходимо в первую очередь иметь в виду Иран. Несмотря на достижение компромисса между Тегераном и Западом по «ядерному вопросу», отношения между Исламской республикой и Израилем не претерпели принципиальных изменений. И сегодня не видно предпосылок для прорыва на этом направлении. В этой связи Тель-Авив рассматривает страны Закавказья если не как потенциальных союзников, то как благожелательных партнеров на границах Ирана. Отсюда и пристальное внимание Еврейского государства к Азербайджану».
Для Баку укрепление связей с Израилем также увязано с решением собственных региональных проблем. Азербайджан крайне заинтересован в преодолении с помощью Израиля и произраильских лоббистских структур мощного армянского лобби, препятствующего развитию американо-азербайджанских отношений. В Баку рассчитывают добиться полной отмены поправки №907 к «Акту о поддержке свободы», препятствующей закавказской стране полноценно участвовать в военных и гуманитарных проектах США. Кроме того, продолжается американское финансирование социальных проектов в НКР, что никак не устраивает Баку.
Несмотря на обоюдное желание Израиля и Азербайджана укреплять сотрудничество между двумя странами, по-прежнему остается ряд объективных факторов, тормозящих данный процесс. Среди них особо следует выделить проблему исламистских группировок, сохраняющих в Азербайджане определенное влияние на общественные настроения. По мнению Сергея Маркедонова:
«Наряду со светской оппозицией, чьи позиции сегодня крайне слабы, в прикаспийской республике действуют исламистские группировки разного идеологического окраса и разной степени радикальности. Однако они объединены своим неприятием Израиля, который воспринимается как "оккупант Палестины" и государство, противостоящее мусульманам. Причем данные взгляды разделяются отнюдь не только радикалами, но и многими гражданами, далекими и от экстремистских практик, и от политики в целом».
Говоря о палестинской проблеме, стоит отметить, что Азербайджан последовательно поддерживает независимость палестинского государства. В 2012 году при голосовании на Генассамблее ООН азербайджанская делегация поддержала повышение статуса палестинского представительства при Организации до уровня «государства-наблюдателя». Разумеется, это обстоятельство также не может игнорироваться Израилем.
Значимым для азербайджано-израильских отношений остается и российский фактор. Развивая военно-техническое сотрудничество с Тель-Авивом, Баку вынужден оглядываться на позицию Москвы, которая остается активным участником урегулирования нагорно-карабахского конфликта и воспримет изменение баланса сил в регионе с явным неодобрением. В свою очередь, Израиль также не намерен искать конфронтации с Россией. Незадолго до своего визита в Баку Нетаньяху в интервью американскому телеканалу CBS заявил, что его страна согласовывает свои действия с Москвой по Сирии во избежание возможных инцидентов. С высокой долей вероятности аналогичные согласования ведутся и по кавказскому направлению.
Улучшению ситуации в регионе и взаимопониманию Москвы и Стокгольма также не способствует шведская подозрительность к своему восточному соседу. В шведских СМИ недоброжелатели по-прежнему продолжают разыгрывать антироссийскую карту, раздувать несуществующую угрозу с Востока и «фиксировать» случаи вторжения в воздушное пространство восточных самолетов.
Турция в правление «Партии справедливости и развития» перестала концентрироваться лишь на евро-атлантическом направлении, и ее внешняя политика постепенно приобрела многовекторный характер.
Соединенные Штаты приходят к выводу о том, что иракская армия не способна в одиночку противостоять силам ИГИЛ, а победа над ними не возможна без подрыва позиций ИГИЛ в Сирии.
Для военной стратегии Соединенных Штатов это значит так же мало, как и предыдущие назначения на этот пост в последние 20 лет. Вне зависимости от того, кто возглавляет Пентагон, США остаются морской державой, континентальные владения которой останутся неуязвимы для оппонентов как минимум до 2050 года.