Ростислав Ленчук
Нейтралитет Пакистана уже нанес серьезный урон двусторонним связям и разочаровал руководство Саудовской Аравии, которое полагало, что из чувства благодарности и преданности королевскому дому Аль-Сауд, Пакистан поддержит Эр-Рияд в час нужды. Однако пакистанское руководство не желает быть втянутым в разгорающееся противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, тем самым четко определяя границы «большой дружбы» с КСА.
ПРЕМИУМ
29 июня 2015 | 16:54

Отношения Пакистана и Саудовской Аравии ухудшаются из-за конфликта в Йемене

До недавнего времени неформальный альянс между Исламабадом и Эр-Риядом оставался незыблемым. На протяжении всей истории двухсторонних контактов отношения между Пакистаном и Саудовской Аравией оставались тесными и дружескими в отличие, например, от подверженных конъюнктуре связей США и Пакистана. Однако идущая в Йемене гражданская война стала испытанием для отношений между Пакистаном и Саудовской Аравией.

Интерес обеих суннитских стран друг к другу понятен. На фоне углубляющихся противоречий между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке, обладающая значительным политическим влиянием и финансовыми возможностями Саудовская Аравия заинтересована в использовании армии Пакистана - единственной страны мусульманского мира обладающей ядерным оружием и значительным опытом ведения вооруженных действий.

Главные интересы Королевства в отношении Пакистана состоят в блокировании развития отношений между Пакистаном и Ираном, вовлечении Исламабада в антииранский блок под эгидой Эр-Рияда, включая вероятное использование ядерного оружия в интересах Саудовской Аравии, а также использование пакистанских инструкторов для тренировки армии КСА.

Главным же интересом Пакистана, который в значительной степени выступает в качестве объекта, а не субъекта большой политики на Ближнем Востоке, всегда оставались финансовые дотации от богатого партнера. В обмен на это Исламабад закрывал глаза на спекуляции Эр-Рияда насчет ядерного оружия. Слабая вовлеченность Пакистана в дела соседнего региона связаны с тем, что большинство его ресурсов уходит на попытки не отстать от Индии в военном плане, вмешательство в дела соседнего Афганистана и национальную антитеррористическую операцию «Зарб-э-Азб».

Приход Наваза Шарифа к власти в результате победы партии Пакистанская мусульманская лига (Наваз) на выборах в Национальную ассамблею, которые состоялись в мае 2013 года, был воспринят в Эр-Рияде с воодушевлением. В предыдущие годы стратегические отношения между двумя странами осложнялись недоверием руководства Саудовской Аравии к шиитскому президенту Пакистана Асифу Али Зардари (2008-2013), который начал активно развивать контакты с Тегераном. Особое неудовлетворение в Эр-Рияде вызвало подписание соглашения о строительстве газопровода Иран-Пакистан (ГИП) в марте 2013 года, что было обусловлено боязнью ослабления санкционного давления на Тегеран в результате реализации данной договоренности. Ожидалось, что победа партии Наваз придаст новый импульс двусторонним отношениям ввиду особо тесных отношений между королевским домом Аль-Сауд и лидером партии Навазом Шарифом. Известно, что в свое время лишь прямое вмешательство тогдашнего наследного принца Саудовской Аравии и ныне покойного короля Абдаллы спасло Шарифа от смертной казни после военного переворота под предводительством Первеза Мушаррафа. После победы Наваза Шарифа на последних выборах в интервью американской газете «Уолл Стрит Джорнал» влиятельный член правящей королевской семьи Аль-Валид ибн Талал отметил, что Шариф является «человеком Саудовской Аравии».  Однако дальнейшие события показали, что эта формулировка скорее выдавала желаемое за действительное.

Несмотря на явные торможение сделки по строительству газопровода с Ираном, Исламабад и Тегеран продолжили весьма продуктивный диалог в различных сферах, представляющих взаимный интерес. Вместе с тем, саудовская дипломатия сумела добиться определенных уступок на других направлениях.

15 февраля 2014 года состоялся визит в Пакистан тогдашнего наследного принца Салмана, который в настоящее время является королем Саудовской Аравии. Главным итогом визита стало совместное заявление сторон, в котором Пакистан и Саудовская Аравия призвали к формированию переходного правительства в Сирии и отстранению от власти Башара Асада. Подписание этого заявления ознаменовало отход Исламабада от нейтральных и сдержанных оценок сирийского конфликта в угоду лидеру суннитского блока. Еще более примечательным событием стало заявление министра финансов Пакистана Исхака Дара от 13 марта 2014 года, в котором он подтвердил данные британского агентства «Рейтер» о крупном денежном переводе в размере 1,5 млрд долл. на счет пакистанского фонда развития от «дружественных стран». Как позже выяснилось, перевод был осуществлен Эр-Риядом, а условия кредита не разглашены до сих пор. «Подарок пакистанскому народу» поспособствовал укреплению местной рупии и увеличению денежных резервов Пакистана. Эти взаимосвязанные события являются наиболее явным примером того, как работает стратегическое партнерство Эр-Рияда и Исламабада.

Наличие во главе Пакистана «человека Саудовской Аравии», а также крупные финансовые вливания в экономику своего партнера до недавнего времени внушали определенную уверенность руководству Королевства в том, что Исламабад обязательно поддержит Эр-Рияд в противостоянии с Ираном в случае необходимости.

Значительное ухудшение ситуации в Йемене, который непосредственно граничит с Саудовской Аравией, а также смерть саудовского монарха Абдаллы и приход к власти наследного принца Салмана, вынудили Эр-Рияд начать воздушные бомбардировки позиций боевиков-хуситов с целью восстановить свергнутого президента Йемена. В глазах КСА эти действия были мотивированы стремлением противодействовать попыткам Тегерана ослабить позиции Саудовской Аравии на Ближнем Востоке. Официальный запрос Саудовской Аравии насчет участия Пакистана в коалиции по борьбе с хуситами был направлен незамедлительно. Однако так и не был удовлетворен.

Наваз Шариф осознает сложность внутриполитической ситуации в Пакистане и не желает провоцировать Иран, который может создать значительные проблемы для Исламабада на общей границе между двумя странами.

Поэтому пакистанское руководство выставило решение об участии ВС Пакистана в Йеменском конфликте на голосование в парламенте. В апреле 2015 года подавляющим большинством голосов парламентариями было принято решение о нейтралитете Пакистана и воздержании от участия в коалиции под эгидой Саудовской Аравии.

Помимо нежелания спровоцировать Иран, это решение было принято по целому ряду причин. Пакистан стремится не осложнять и без того конфликтные отношения между пакистанскими шиитами и суннитами. Кроме того, в стране активно ведется антитеррористическая операция «Зарб-э-Азб», в которой занято значительное количество войск – резервов на борьбу с хуситами в Йемене у Пакистана нет.

Нейтралитет Пакистана уже нанес серьезный урон двусторонним связям и разочаровал руководство Саудовской Аравии, которое полагало, что из чувства благодарности и преданности королевскому дому Аль-Сауд, Пакистан поддержит Эр-Рияд в час нужды. Однако пакистанское руководство не желает быть втянутым в разгорающееся противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, тем самым четко определяя границы «большой дружбы» с КСА.

Вред, нанесенный двухсторонним отношениям в результате нежелания Пакистана участвовать в коалиции под эгидой Саудовской Аравии, ставит под сомнение нерушимость одного из самых крепких неформальных альянсов в современном мире. Хотя развитие двусторонних отношений останется внешнеполитическим приоритетом для обоих государств, в краткосрочной и среднесрочной перспективах отношения не вернутся на прежний высокий уровень.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

24 ноября 2014 | 08:02

Почему не исполняются Минские соглашения между Украиной и Донбассом

Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования  разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.

7 февраля 2017 | 20:56

Безопасность Грузии и геополитический фронтир в Евразии

В результате энергичной политики России у многих постсоветских проблем безопасности пропало геополитическое измерение, и они перестали зависеть от российско-западного противостояния. Так произошло и с Грузией, чьи перспективы вступления в НАТО остаются маловероятными. Выпав из фронтира борьбы Запада и России, ей предстоит самостоятельно определиться с приоритетами.

2 января 2015 | 18:43

Политика ЕС на Ближнем Востоке все больше зависима от приоритетов США

Однако важнейшим итогом Совета стала смена парадигм: ИГИЛ теперь – это исключительно «иракский» вопрос: решать его нужно «из Ирака» совместно с местным правительством и курдской администрацией, в то время как в Сирии ИГИЛ – это лишь побочный фактор, а основной задачей остается свержение Башара Асада при возвышении умеренных оппозиционных сил. 

12 мая 2016 | 11:01

Альтернативы политики балансирования России в нагорно-карабахском конфликте

По словам Владимира Казимирова, авторитетного дипломата (в 1992-1996 гг. - полномочного представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху и российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ), сыгравшего немалую роль в достижении компромисса между конфликтующими сторонами, день 12 мая 1994 года стал «днем надежд для исстрадавшихся народов Азербайджана и Армении, для всего Закавказья». К сожалению, этим надеждам за два десятилетия не суждено было реализоваться. Достигнутое с огромным трудом перемирие не переросло в устойчивый мир.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова