Противостояние исламскому радикализму в лице ИГ в последние дни является одной из главных тем региональной и международной повестки дня. В ходе саммита НАТО в Уэльсе 5 сентября Барак Обама заявил о намерении сформировать коалицию "союзников и партнеров Альянса" с целью уничтожить ИГИЛ. Параллельно с этим, Госсекретарь Джон Керри отправился в Каир, где 6 сентября провел переговоры с председателем ЛАГ Набилем аль-Араби. В результате встречи было достигнуто согласие о том, чтобы государства-члены Лиги присоединились к международной коалиции в борьбе с ИГ. Министры иностранных дел арабских стран 7 сентября в рамках заседания ЛАГ пришли к единодушному выводу о сотрудничестве и необходимости участия во всех региональных и нерегиональных инициативах по противостоянию радикальному исламизму и принятия всех политических и военных мер в этой связи. Аль-Араби также призвал к возрождению Договора об арабской коллективной безопасности в целях реализации возможных совместных военных действий против ИГ под эгидой ЛАГ.
Между тем, арабские и западные экспертные круги продолжают искать виноватых. Так, бывший Госсекретарь Генри Киссинджер заявил:
«Хотя ИГИЛ является крайне агрессивной группировкой, проблема с ней более решаема, чем проблема противостояния Ирану».
По мнению главного редактора международной пан-арабской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Айада Абу Шакры:
«Угроза ИГ является подарком для Тегерана, пытающегося взять на себя роль главного союзника Запада в борьбе с "суннитским терроризмом"».
И если для представителя саудовского экспертного сообщества обвинение Ирана в региональных кризисах является ожидаемым, то для американского – такое заявление вызывает недоумение. Сколь объективными бы ни были оценки амбиций Тегерана на Ближнем Востоке, говорить о том, что государство в большей степени подрывает безопасность в регионе в сравнении с пребывающими вне международного права и моральных норм исламистскими террористами – неуместно.
Пока экспертные элиты занимаются поиском виноватых, а региональные и внерегиональные силы пытаются максимально воспользоваться кризисом, связанным с ИГ, влияние исламистов растет. Ряд пакистанских и афганских террористических группировок объявили о признании лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади своим халифом.
Египетские власти также сообщают о координации между ливийскими исламистами, угрожающими Египту с западных границ, боевиками Ансар Бейт аль-Макдис, наступающими с Синая, и Исламским государством. Характерно, что борьба с ИГ для Запада не является жизненным интересом. Однако для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии). Способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.
Становление американо-израильских отношений происходило во второй половине ХХ века в контексте «холодной войны» и арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что США и Израиль никогда не заключали оборонного союза, американское руководство при обсуждении региональных вопросов неоднократно давало гарантии по обеспечению безопасности Израиля.
Этот визит готовился очень долго, и обе стороны придавали ему достаточно большое значение. России нужен прорыв в отношениях с Японией для того, чтобы каким-то образом уравновесить российско-китайские отношения, не превращать важный и нужный «поворот на Восток» в «китайский крен».
Первая рабочая неделя Трампа была отмечена рядом указов и постановлений, обозначивших отход от политики предыдущей администрации. Напротив, Джеймс Мэттис стремился продемонстрировать преемственность прежнего курса Пентагона и независимость от риторики президента. После «очистки» дипломатического корпуса от политических назначенцев Белый дом «не попросил остаться» нескольких высокопоставленных служащих Госдепартамента.
Энергетический рынок Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - явно политизирован. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей, но сотрудничество с Россией, несмотря на выгоду, воспринимается как зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы заплатить.