29 ноября, выступая в Стамбуле на симпозиуме по ближневосточной проблеме, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что решение о начале военной операции на севере Сирии было принято, чтобы положить конец руководству Башара Асада. Это не первое заявление со стороны Анкары, направленное против сирийского лидера, однако впервые тезис о необходимости ухода Асада в том числе и вооруженным путем озвучен официально самим Эрдоганом.
Заявление турецкого лидера было встречено с тревогой в российских СМИ, которые поспешили поставить под сомнение итоги непростой нормализации отношений между Россией и Турцией. При этом официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ограничилась довольно сдержанным комментарием, указывающем на неопределенность контекста высказывания Эрдогана и подчеркнула стремление российской дипломатии исходить «из имеющихся договоренностей и обязательств государств, а не из цитат, которые, возможно, были либо не так преподнесены, либо вырваны из контекста».
В самом деле, резонансные высказывания Эрдогана, в том виде, в котором о них стало известно общественности, на первый взгляд в очередной раз усложняют кризис в Сирии. Москва едва успела порадоваться намерению избранного американского президента Дональда Трампа снять с повестки дня вопрос об уходе Башара Асада, в то время как Анкара вновь поднимает и обостряет вопрос, казавшийся в целом решенным. Впрочем, эксперты склонны видеть в риторике турецкого лидера не ультиматум сирийскому правительству, а ловкий тактический прием, направленный на создание для себя благоприятных переговорных условий. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«Турция торгуется с иранскими, российскими и даже сирийскими продавцами, поэтому регулярно выступает с воинственными заявлениями для усиления своих переговорных позиций. Аналогично, кстати, поступает и официальный Дамаск, который угрожает разбомбить турецких интервентов».
Интересы Турции в сирийском конфликте прочно увязаны с курдской проблемой. Сейчас турецкая армия в рамках операции «Щит Евфрата» продолжает зачищать северные районы Сирии от курдских ополченцев. После разгрома ИГИЛ и дружественных ему террористических организаций Турции придется вывести свои войска из оккупированных районов, но сделать это Эрдоган намерен, запросив приемлемую для себя цену.
Москве необходимо отдавать себе отчет в том, что после неудачной попытки государственного переворота Турция продолжает стремиться проводить самостоятельную и независимую политику, укрепляя свое влияние в ближневосточном регионе. В отличие от отношений со странами ЕС, здесь России нужно не оглядываться на позицию Вашингтона, а обсуждать возникающие проблемы непосредственно с Анкарой, понимая её интересы. На это обстоятельство указывает аналитик агентства «Внешняя политика» Владимир Аватков:
«России нужно представлять не то, что за Турцией стоит НАТО, поэтому Анкара так действует. Необходимо исходить из того, что Турция приобретает все более самостоятельную роль и пытается продвигать свое влияние в регионе».
1 декабря в Алании состоится первое после завершения кризиса в двусторонних отношениях и пятое по счету заседание Совместной группы стратегического планирования, действующей в рамках возглавляемого президентами России и Турции Совета сотрудничества высшего уровня. У министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который примет участие в мероприятии, будет возможность прояснить позицию Реджепа Эрдогана у своего турецкого коллеги. Москва и Анкара должны в очередной раз соотнести свои интересы в Сирии и на Ближнем Востоке, чтобы избежать повторения потенциально взрывоопасных ситуаций, имевших место в недавнем прошлом.
С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.
Улучшению ситуации в регионе и взаимопониманию Москвы и Стокгольма также не способствует шведская подозрительность к своему восточному соседу. В шведских СМИ недоброжелатели по-прежнему продолжают разыгрывать антироссийскую карту, раздувать несуществующую угрозу с Востока и «фиксировать» случаи вторжения в воздушное пространство восточных самолетов.
Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%.
Какие-либо серьезные изменения в российско-польских отношениях в ближайшее время вряд ли произойдут. Но есть и определенный набор вариантов, которые могут считаться благоприятными для российской политики. В первую очередь это победа на президентских выборах русофоба Качиньского и сохранение контроля в парламенте за «Гражданской платформой».