На прошедшей в марте неделе российского бизнеса в Москве руководители зарубежных компаний шутили, нужно ли отменять антироссийские санкции? Да, приходится придумывать схемы финансирования проектов и получать дополнительные согласования на инвестиции. Однако работающие в России западные компании адаптировались к этим условиям, а для новых игроков санкции служат барьером для входа. Так что нет худа без добра.
По сути, отношения сейчас проходят краш-тест, в результате которого органически возникает ответ на вопрос – не как сделать экономические отношения лучше, а зачем? В осадке остаются только наиболее жизнеспособные и востребованные проекты. Многие из них ориентированы на стратегическую перспективу и устойчивы к политическим рискам.
Локомотивом сотрудничества и тестовой площадкой взаимодействия в новых условиях остаётся энергетика – как атомная, так и традиционная. В этой сфере Россия зарекомендовала себя как стабильный и незаменимый партнёр. Её собственные ресурсы и компетенции сохраняют за российскими компаниями ведущие позиции в отрасли, а активная военно-политическая линия Москвы на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке открывает для российского бизнеса новые рынки и создаёт почву для сотрудничества с западными компаниями.
Россия укрепила свою репутацию как глобального игрока, заинтересованного в международной стабильности. В конфликтах в Сирии, Ливии, на Украине и в Нагорном Карабахе Москва ведёт себя как дееспособный участник и предлагает наиболее устойчивые и долгосрочные решения для урегулирования. В отношениях с ведущими поднимающимися державами – Турцией, Китаем, Индией, Египтом, Ираном, Вьетнамом, Катаром – Россия выдвигает приоритеты предсказуемости и взаимной выгоды. Несмотря последствия острого кризиса в двусторонних отношениях, продолжается создание российскими специалистами атомной отрасли в Турции и строительство «Росатомом» первой в стране АЭС. «Роснефть» вышла на газовый рынок Египта, заключив соглашение на поставку 10 танкеров сжиженного природного газа. Катарский суверенный фонд принял участие в приватизации этой крупнейшей российской нефтяной компании. Особняком стоит случай Украины, которая вынуждает свои компании искать обходных путей для продолжения сотрудничества с российскими предприятиями. Так, украинский производитель вертолётных двигателей «Мотор-Сич» вынужден поставлять двигатели в КНР, где на совместном производстве собирается российско-китайский вертолёт.
Активность российской дипломатии и отечественных кампаний на развивающиеся рынках становится платформой для сотрудничества со странами Запада. Недавно правительство Египта согласовало покупку «Роснефтью» у итальянской Eni пакета в крупнейшем в регионе газовом месторождении Зор (Zohr), в ближайшее время будет закрыта сделка по приобретению той же «Роснефтью» второго по мощности нефтеперерабатывающего завода Индии. Крупнейшие российские нефтетрейдеры имеют «европейскую прописку», укрепляя ткань взаимосвязанности российских и международных финансов. Российско-японское сближение закономерно ставит вопрос о создании газотранспортной инфраструктуры между Сахалином и японскими островами. Даже в российско-американских отношениях впервые за долгое время открывается возможность наконец создать экономический фундамент отношений путём совместной разработки месторождений на арктическом шельфе России. Соглашение на этот счёт было заключено «Роснефтью и «ЭксонМобил» до украинского кризиса и две компании ожидают, когда политика перестанет довлеть над этим взаимовыгодным проектом.
Особенностью обсуждения вопроса об антироссийских санкциях становится постепенное прекращение его увязывания с украинским кризисом. Это вызвано уходом украинского сюжета на периферию международной повестки дня и молчаливым признанием Западом того факта, что именно Киев затягивает реализацию Минских соглашений. Постепенно это создаёт условия для формирования трансатлантического консенсуса о необходимости отмены санкций.
Однако говорить об этом пока преждевременно. Процесс отмены санкций не будет скоротечным – для этого есть ряд объективных политических и процедурных препятствий. Последнее свидетельство тому – отрицательное решение Суда ЕС в Люксембурге по обжалованию санкций российской «Роснефтью». Решение, очевидно, политизированное, не учитывающее известных иранских прецедентов и нарушающее общеевропейские нормы права.
Кроме того, введённые конгрессом США санкции продолжат своё действие – для их отмены законодателями должны сложиться исключительные условия. Не исключено, что режим санкций станет инструментом внеэкономической конкуренции – например, развивая сотрудничество с Москвой в Арктике США могут продолжать блокировать сотрудничество России с ЕС или Японией.
Препятствия в экономических отношениях России и Запада остаются значительными. Однако серьёзный взаимный интерес, константы географической близости и комплиментарности экономических возможностей делают сотрудничество необходимым. Река создаёт новые русла, если на пути возникает препятствие. Через десятилетие станет ясно, что санкции были большой потерей – времени и возможностей.
Впервые опубликовано на ru.valdaiclub.com
На этом этапе члены Альянса сплотились, только чтобы подать угрожающий сигнал. Когда же речь заходит о принятии конкретных шагов – каждый предпочитает действовать в одиночку с учетом собственных интересов. Это не означает, однако, что арсенал действий НАТО исчерпывается политическими демаршами. Развитие украинского кризиса может побудить организацию к более решительным действиям.
Всю неделю основное внимание в мире привлекали события так или иначе связанные с Ближним Востоком. События в Йемене и обсуждение Иранской ядерной программы отодвинули на второй план тему результатов муниципальных выборов во Франции, в которых одержали победу правые и начало обострения британо-аргентинских отношений из-за Мальвинских (Фолклендских) островов.
Несомненно, что появление новых вооруженных групп на Украине говорит о внутренних проблемах украинского общества. Очевидно, что во многих областях усугубляется конфронтация между сторонниками разных моделей развития, а жесткое ограничение оппозиционной активности ведет к ее переходу в нелегальное русло.
Решение Администрации Обамы не блокировать «антиизраильскую» резолюцию СБ ООН вызвало в Вашингтоне волну недовольства, направленную в адрес Белого Дома и самой ООН. Предпринятый администрацией Обамы комплекс карательных мер в адрес России вызвал в США смешанную реакцию. С официальным открытием новой сессии Конгресса демократическое меньшинство в обеих палатах начало строить планы по противодействию республиканцам.