Генри Сардарян
Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.
ПРЕМИУМ
9 декабря 2014 | 17:07

Перспективы развития межрегиональных связей между Россией и Италией

Российско-итальянские отношения традиционно носят не только политический и экономический характер, но и наполнены особыми цивилизационными, культурными связями, которые выделяют Италию среди прочих партнеров России.

Из выступления Президента Владимира Путина на Валдайском Форуме и его обращения к Федеральному Собранию следует, что Россия не намерена идти по пути изоляции и разрыва отношений с традиционными партнерами, и на фоне налаживания новых связей она будет открыта для сотрудничества с европейскими странами.

И в этой связи особый интерес вызывают слова министра иностранных дел Италии, Паоло Джентилони, который заявил, что «европейцы являются союзниками США, но у них собственные взгляды на геополитику». Джентилони также отметил, что в нынешних условиях Италия намерена полагаться на собственные национальные интересы, в том числе относительно событий на Украине.

Сегодня Италия – 4-я по количеству населения и 4-я по объему ВВП экономика ЕС, а для России – это один из крупнейших торгово-экономических партнеров, с которым объем внешней торговли каждый год рос с двузначными показателями. В 2013 году Италия занимала 2 место по объему экспорта из России. Товарооборот же с европейскими странами у Италии последовательно сокращается: объемы внешней торговли Италии с Испанией уменьшились в 2012 году на 7,4%, с Германией на 7,0%, с Францией – на 3,8%, с Нидерландами – на 1,3%.

На этом фоне санкции в отношении России и ответные меры вызывают беспокойство, как у итальянских предпринимателей, так и у региональных властей, существенная часть бюджета которых формируется благодаря торговым отношениям местных предприятий с Россией. Один только регион Венето, обладающий экспортом в Россию в объеме 1,8 млрд евро в год потеряет по причине санкций 590 млн евро. Губернатор области, Лука Дзая, уже заявил, что личные переговоры региональных властей с Москвой приведут к разрешению противоречий и будут способствовать возобновлению экономических связей.

России, в действительности, следует задуматься об интенсификации межрегионального сотрудничества с Италией и установления прямых контактов с итальянскими регионами, в особенности с теми, которые напрямую заинтересованы в развитии сотрудничества.

Три ключевых фактора влияют на значимость позиции регионов по отношению к России:

  1. После целого ряда реформ, а в особенности Конституционной реформы 2001 года, на уровень региональной власти был передан достаточно широкий объем полномочий, который наделяет их высокой автономией, в том числе в вопросах самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, благодаря чему бюрократическое вмешательство центральной власти в подобные контакты минимизировано.
  2. Итальянская экономика представлена почти 2 миллионами малых и средних предприятий. Это большая часть местной экономики. Их выход на внешние рынки и налаживание связей представляется более реализуемым через региональные органы власти, нежели центральные. Подобные компании редко имеют разветвленную сеть по всей стране, головные офисы в Риме и т.п. Контакты же на региональном уровне помогают им наладить торговые отношения в кратчайшие сроки.
  3. Итальянская политическая повестка дня зачастую формируется на региональном уровне, и спад региональных экономических показателей может нанести существенный удар, как по позициям правящей партии в регионе, так и по ее результатам на национальных выборах.  Выборы в Сенат проводятся на региональной основе, а Палата Депутатов учитывает при своем формировании региональные списки кандидатов.

Особое внимание следует уделить участию итальянских регионов в деятельности ЕС, в особенности их участию в Комитете Регионов.

С одной стороны, Конституция Италии относит вопросы сотрудничества регионов с ЕС к конкурирующей сфере законодательства, что предполагает издание общих предписаний со стороны центральной власти. Однако это никак не сказывается на самостоятельности позиции региональных представителей в различных органах власти ЕС, в особенности в Комитете Регионов ЕС, который в первую очередь служит площадкой для представительства региональных интересов в отрыве от центральной власти государства.

Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.

В случае продолжения углубления экономического кризиса в Италии можно предполагать и рост популярности у евроскептиков, в первую очередь у партий «Вперед, Италия!» экс-премьера Сильвио Берлускони и Лига Севера, чей лидер Маттео Салвини успел объявить, что хотел бы видеть Путина премьер-министром Италии.

Партия Салвини уже контролирует регионы Ломбардия и Венето и в будущем может нарастить свой потенциал в северных и ряде центральных регионов страны. Лига Севера также обладает 5 местами в Европарламенте, что, в случае системного сотрудничества с этой партией, открывает окно возможностей для представления пророссийской повестки дня в ЕС.

Очевидно, что нынешний кризис в отношениях между Россией и ЕС не может продолжаться бесконечно, и торгово-экономические отношения сторон, а также их культурная близость, перевесят навязанную со стороны США политику оказания максимального давления на Россию. Крайне важно, чтобы к этому моменту те достижения, которые были зафиксированы в отношениях между Россией и Италией не были утеряны и основывались на заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  

26 января 2015 | 18:25

Москва и Минск готовятся огласить программу борьбы с рецессией вслед за Астаной

Негативный контекст антироссийских санкций косвенно сказывается на Беларуси и Казахстане. Памятуя о чувствительных ударах кризиса 1998 года, который привел к обвалу курса рубля, а за ним – тенге и зайчика – Минск и Астана прорабатывают пути страховки экономических рисков.   

14 апреля 2014 | 15:30

Казахстан во внешней политике Турции

Политика Турции в Казахстане опирается на идею единства тюркских народов. В предвыборной декларации партии Рэджепа Эрдогана говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам».

17 апреля 2014 | 13:25

Структура российских инвестиций в Кыргызстане

Обозначается тенденция к приобретению российскими компаниями стратегически важных активов Кыргызстана. Ее сохранение в ближайшие годы повышает вероятность вступления республики в Таможенный союз.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова