В начале апреля был опубликован доклад министра энергетики Александра Новака о развитии российской энергетики. Помимо основных итогов деятельности в 2013 году, он содержит ряд тезисов, раскрывающих направление развития российского ТЭК в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Россия занимает 3-е место в мире по объему производства энергоресурсов и 1-е место в мире по их экспорту. По данным за 2013 год, доля отраслей ТЭК в ВВП страны составила 30%, в доходах федерального бюджета – 52%, в объеме привлекаемых инвестиций – 39%, а в экспорте - 70%.
Благодаря открытию новых месторождений, база рентабельных запасов нефти в России в 2013 году увеличилась более чем на 65%. Добыча нефти и газового конденсата выросла на 1%, но экспортные поставки снизились на 2% из-за повышения спроса со стороны нефтепереработки, объемы которой возросли на 2,5%. В будущем же Россия рассчитывает на увеличение объемов добычи и экспорта нефти вплоть до 2030 года, после чего прогнозируется постепенное снижение этих показателей.
К снижению добычи и экспорта энергоресурсов приведут нахождение новых способов и источников получения энергии, растущий интерес к развитию атомной энергетики и планы Москвы по развитию мощностей в сфере нефтегазохимии и нефтепереработки. В 2013 году прирост инвестиций в нефтегазохимическую отрасль составил 4,3% и сопровождался ростом объема переработки углеводородного сырья (нафта, сжиженного углеводородного газа, этана) на 19% по отношению к уровню 2012 года.
Что касается “голубого топлива”, то объем добычи природного и попутного нефтяного газа в России увеличился на 2,1%, в то время как его экспорт (включая СПГ) вырос на 9,2%. Поставки на внутренний рынок за год сократились на 0,7%. Авторы доклада уверяют, что добыча и экспорт газа будут стабильно расти до 2035 и, вероятнее всего, он будет одним из наиболее востребованных экспортных товаров в ближайшие 20 лет.
Основные показатели, связанные с углем, оказались в минусе. Добыча угля в 2013 году сократилась на 0,7%, объем поставок на внутренний рынок снизился на 4,6%, а объем инвестиций - на 31,2%. Правда, в 2013 году экспорт вырос на 12.8% и сыграл ключевую роль в поддержании угольной индустрии в ходе реструктуризации отрасли. Однако, с учетом сокращения инвестиций и падением мировых цен на уголь, дальнейшая судьба экспорта будет зависеть от конкурентоспособности российских компаний на традиционных и новых для России угольных рынках.
Данные, опубликованные в докладе совпадают с целевыми показателями проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Тем не менее, многие из заявленных целей, вероятно, придется корректировать с учетом текущей внешнеэкономической конъюнктуры и инфраструктурных вызовов, стоящих перед отраслью.
Так, предприятиям российского ТЭК предстоит решить комплекс проблем, которые включают в себя высокую степень износа основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, высокий уровень зависимости от импортных технологий, необходимость поддержания и развития обширной сети транспортной инфраструктуры.
Риски для российских компаний создают усиление конкуренции на международных рынках со стороны новых игроков (США, Катар, в перспективе - Иран), а также планы ЕС по дальнейшему снижению зависимости от российского газа. Кроме того, под вопросом оказалась надежность транзита российского газа в ЕС через территорию Украины. Наконец, в связи с украинским кризисом под угрозой совместные проекты с зарубежными компаниями - причем не только за рубежом. Иностранным компаниям принадлежит примерно 20-процентная доля в энергетических проектах на территории России.
Российской энергетике необходима государственная поддержка и, возможно, переориентация на новые рынки. В частности, наращивание поставок в восточном направлении. Экономическое развитие азиатских стран напрямую зависит от их способности обеспечить стабильные поставки энергоресурсов. В силу географических и политических причин, для Японии и Китая самыми стабильными поставками могут быть именно российские. Вместе с новыми рынками Россия получит серьезный стимул для программ по развитию инфраструктуры и промышленных кластеров на территории Сибири и Дальнего Востока.
Российско-китайское соглашение о поставках газа уже окрестили сделкой века. По своему стратегическому значению оно сравнивается с соглашением «газ-трубы» 1970 года между СССР и ФРГ, которое положило начало европейской зависимости от российских энергоресурсов.
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.
Будущая перестройка торговых отношений между Великобританией и Европейским союзом – один из важнейших сюжетов, возникших после ее выхода из ЕС. Выигрышным для Брюсселя итогом переговоров стала бы такая договоренность, при которой Британия в той или иной форме признает над собой власть европейских регуляторов в сфере торговли, останется в их орбите. Есть ли у англичан возможность избежать такого исхода – большой вопрос.