На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.
Встреча Лаврова и Керри в Цюрихе
Переговоры Джона Керри и Сергея Лаврова в Цюрихе стали их первой встречей в этом году. В повестке дня обсуждения стояли Сирия, Украина и ядерная программа Северной Кореи. По украинскому вопросу стороны сошлись на том, что Минские соглашения должны не переписываться, а исполняться.
США, по словам Сергея Лаврова, выдвинули несколько предложений по координации действий в Сирии. Однако вопрос о том, какие силы в сирийском конфликте следует признать террористическими, а какие могут быть допущены к переговорам, остался нерешенным. Американский список «оппозиции» существенно шире российского и не в последнюю очередь потому, что в Вашингтоне до сих пор не смогли определиться с кем и в каком формате и на основании каких критериев они сами готовы поддерживать контакты.
Прежний опыт американской политики показал, что реального влияния на сирийскую оппозицию, которое было бы можно использовать для мирного процесса, у США нет.
Гораздо более тесные связи противники Башара Асада поддерживают с региональными игроками, такими как Катар и Саудовская Аравия. Поэтому Вашингтону, во имя сохранения лояльности стран Залива, приходится сохранять терпимость к ряду сильных экстремистских групп.
Катар хочет исправиться?
В Москве с визитом побывал эмир Катара Тамим аль-Тани. Они с Владимиром Путиным обсудили целый ряд важных вопросов: цены на «голубое топливо», ситуацию в Секторе Газы. Однако основной темой разговора была Сирия, а точнее начавшиеся там мирные переговоры между Башаром Асадом и оппозицией.
Эмир Тамим отметил важность этих переговоров, отметил роль в них России и добавил, что сам Катар «с первого дня поддерживал политическое урегулирование в Сирии». На первый взгляд весьма странное заявление, учитывая репортажи катарского телеканала Аль-Джазира о десятках женщин и детей, пострадавших от российских бомб, о том, что Россия воюет не против террористов, а на стороне «кровавого диктатора», которому не место за столом переговоров. Однако в Катаре понимают, что их ставка в Сирии на ИГ не срабатывает. И если начало операции российских Воздушно-космических сил гарантировало сохранение режима Башара Асада хотя бы на части сирийской территории, то договоренности между Москвой и Вашингтоном о восстановлении территориальной целостности Сирии, а также вывод Ирана из-под санкций делает победу Асада не только неизбежной, но и сравнительно скорой.
Продолжить чтение на сайте Russia Direct
На Мюнхенской конференции по безопасности Зигмар Габриэль обратился к проблеме партнерских отношений с заокеанским союзником. Уже привычную риторику про необходимость усиления ЕС в качестве международного игрока дополнили рассуждения о выстраивании доверительных партнерских отношений с Вашингтоном. Габриэль отметил, что ЕС выступает за их равноправный характер и не позволит никому вносить в свои ряды раскол.
Различия в позициях не должны становиться тормозом для сотрудничества на других направлениях. Постсоветские конфликты – один из наиболее серьезных вызовов региональной интеграции и построению общего пространства безопасности, но говорить о том, что это лакмусовая бумажка эффективности этих институтов на данном этапе, представляется преждевременным.
Ситуация вокруг и внутри Саудовской Аравии продолжает накаляться, а молодой наследный принц Муххамад бин Сальман, в чьих руках сконцентрированы важнейшие внутри- и внешнеполитические полномочия, делает просчет за просчетом. Отсюда – временное ослабление региональных позиций Эр-Рияда, которое рискует затянуться и усугубиться кризисом борьбы за власть.
Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.