Вероника Новикова
С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.
ПРЕМИУМ
20 марта 2014 | 17:02

Российско-турецкое сближение и его международные последствия

С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Товарооборот между странами в 2012 году составил 34 млрд. долл. На 2020 года Москва и Анкара запланировали достичь торгового порога в 100 млрд. долл. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря. 

Трудное прошлое российско-турецких отношений
История российско-турецких отношений насчитывает пять веков. Страны называли «заклятыми друзьями» - им принадлежит мировой рекорд по количеству вооруженных столкновений. Но в 1920 году советское правительство стало первым, признавшим правительство Турецкой Республики и оказавшим ему помощь.

По окончании Второй мировой войны между странами появился важный фактор статической стабильности – границы безопасности двух блоков. Опасаясь роста влияния Москвы, Турция в 1952 году вступила в НАТО и с течением времени стала обладать второй по численности армией в Альянсе. Анкара энергично развивает военно-промышленный комплекс. На вооружении турецкой армии стоят стрелковое оружие, танки, ракеты средней дальности, подводные лодки и спутники связи собственного производства.

В конце ХХ века отношениях между Россией и Турцией были напряженными. Пантюркистская риторика Анкары сопровождалась поддержкой сепаратистских движений в России, Центральной Азии и на Кавказе. Вновь обострилась проблема режима Черноморских проливов.

Однако к концу 1990-х годов заметно активизировались экономические контакты между странами, в большей мере – за счет челночного бизнеса россиян в Турции и деятельности турецких строительных компаний в России. Турецкие курорты обрели широкую популярность среди россиян. Углубление торгово-экономических и общественных связей между странами привело к появлению базы для дальнейшего позитивного развития российско-турецких отношений и в других сферах.

Энергетика как фактор общности интересов 
Большое значение для российско-турецких отношений играет энергетический фактор. В декабре 1997 года стороны заключили соглашение о поставке 365 млрд кубометров газа в Турцию в течение 25 лет. В декабря 2002 года был сдан в эксплуатацию газопровод «Голубой поток», соединяющий Архипо-Осиповку в Краснодарском крае и турецкий город Самсун. С февраля 2003 года по июнь 2013 года объем поставок по «Голубому потоку» составил около 90 млрд кубометров газа. В результате основой российского экспорта в Турцию стали топливно-энергетические товары (72%). Турецкий экспорт в Россию состоит на 45% из сырья и товаров народного потребления.

С 2009 году Россия и Турция развивают сотрудничество в области использования атомной энергии. В 2010 году страны заключили соглашение создании российской компанией “Росатом” атомной электростанции «Аккую» на южном побережье Турции. 

В 2011 году Турция выдала разрешение на строительство газопровода «Южный поток» в своей исключительной экономической зоне. Проект предусматривает строительство газопровода по дну Черного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну с дальнейшим ответвлением в Италию и Австрию. В декабре 2011 года Россия и Турция договорились об условиях долгосрочных поставок российского газа до 2025 года.

Символом перехода отношений к этапу стратегического сотрудничетсва стало создание в 2010 году российско-турецкого Совета по сотрудничеству на высшем уровне. Турецкий премьер-министр и российский президент стали его сопредседателями. Совет включает в себя целый ряд профильных комитетов, среди которых – Совместная экономическая комиссия и Группа совместного стратегического планирования.

Перспективы развития отношений
Российско-турецкая солидарность проявилась в 2008 году в ходе грузино-югоосетинского конфликта. Премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган одним из первых иностранных лидеров встретился с Д. Медведевым в Сочи. Эрдоган предложил создать международный политический формат с участием Турции, России, Азербайджана, Армении и Грузии (“Кавказская платформа мира и стабильности”). Идея такого рода идеи высказывались после распада СССР президентом Турции Сулейманом Демирелем. Однако, как и ранее, они наталкивались на сложности, связанные с неурегулированностью турецко-армянских отношений и нежеланием России играть ведомую роль в региональной политике на Кавказе.

Начиная с 1990-х годов в отношениях России и Турции наблюдается повышение конкуренции за влияние на тюркские регионы в Центральной Азии, на Кавказе и в самой России. Внешнеполитическая стратегия Турции предусматривает объединение тюркоязычных общин в наднациональные структуры. Стремясь заполнить «вакуум влияния» на постсоветском пространстве, Турция активно использует инструменты «мягкой силы». Анкара стремится сформировать лобби через использование финансовых, образовательных, культурных инструментов. При этом идеология пантюркизма меняется и ее акценты смещаются в сторону ислама. 

В отношениях между Россией и Турцией в перспективе стороны будут стараться найти баланс между интересами друг друга. Москва и Анкара осознают, что от конфронтации потеряют намного больше, чем смогут приобрести от сотрудничества. Однако именно геополитические, территориальные и конфессиональные расхождения, борьба за ресурсы и влияние могут стать основой конфликтного взаимодействия в будущем, как это неоднократно имело место в истории российско-турецких контактов.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

21 февраля 2015 | 17:28

Пост-дебальцевский этап Минского процесса

Урегулирование конфликта вышло на новую стадию: ни Киев, ни Донецк, ни Луганск не скрывают, что полностью выполнять договоренности не собираются. Минский процесс близок к провалу, хотя еще недавно казалось, что перспектива урегулирования реальна.

20 августа 2014 | 15:50

Украинские олигархи и судьба избирательной реформы Украины

Все олигархи, кроме Порошенко, заинтересованы в снижении проходного барьера, чтобы повысить шансы своих малорейтинговых проектов на формирование парламентских фракций. Чем больше фракций будет в Верховной Раде – тем больше будет цена поддержки олигархами важных для власти законопроектов.

29 ноября 2014 | 13:01

Тунис как единственная работающая демократия Ближнего Востока

Ключевым для Туниса становится процесс достижения политического консенсуса. Причем этот процесс важно активизировать именно сейчас, в преддверии второго тура президентских выборов, не дав дестабилизирующим силам пространства для политического маневра.

15 апреля 2014 | 12:00

Реванш северян на выборах президента Афганистана?

Многим в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться угрозой децентрализации страны. Это может быть использовано его противниками во втором туре. Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова