Вероника Новикова
С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.
ПРЕМИУМ
20 марта 2014 | 17:02

Российско-турецкое сближение и его международные последствия

С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Товарооборот между странами в 2012 году составил 34 млрд. долл. На 2020 года Москва и Анкара запланировали достичь торгового порога в 100 млрд. долл. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря. 

Трудное прошлое российско-турецких отношений
История российско-турецких отношений насчитывает пять веков. Страны называли «заклятыми друзьями» - им принадлежит мировой рекорд по количеству вооруженных столкновений. Но в 1920 году советское правительство стало первым, признавшим правительство Турецкой Республики и оказавшим ему помощь.

По окончании Второй мировой войны между странами появился важный фактор статической стабильности – границы безопасности двух блоков. Опасаясь роста влияния Москвы, Турция в 1952 году вступила в НАТО и с течением времени стала обладать второй по численности армией в Альянсе. Анкара энергично развивает военно-промышленный комплекс. На вооружении турецкой армии стоят стрелковое оружие, танки, ракеты средней дальности, подводные лодки и спутники связи собственного производства.

В конце ХХ века отношениях между Россией и Турцией были напряженными. Пантюркистская риторика Анкары сопровождалась поддержкой сепаратистских движений в России, Центральной Азии и на Кавказе. Вновь обострилась проблема режима Черноморских проливов.

Однако к концу 1990-х годов заметно активизировались экономические контакты между странами, в большей мере – за счет челночного бизнеса россиян в Турции и деятельности турецких строительных компаний в России. Турецкие курорты обрели широкую популярность среди россиян. Углубление торгово-экономических и общественных связей между странами привело к появлению базы для дальнейшего позитивного развития российско-турецких отношений и в других сферах.

Энергетика как фактор общности интересов 
Большое значение для российско-турецких отношений играет энергетический фактор. В декабре 1997 года стороны заключили соглашение о поставке 365 млрд кубометров газа в Турцию в течение 25 лет. В декабря 2002 года был сдан в эксплуатацию газопровод «Голубой поток», соединяющий Архипо-Осиповку в Краснодарском крае и турецкий город Самсун. С февраля 2003 года по июнь 2013 года объем поставок по «Голубому потоку» составил около 90 млрд кубометров газа. В результате основой российского экспорта в Турцию стали топливно-энергетические товары (72%). Турецкий экспорт в Россию состоит на 45% из сырья и товаров народного потребления.

С 2009 году Россия и Турция развивают сотрудничество в области использования атомной энергии. В 2010 году страны заключили соглашение создании российской компанией “Росатом” атомной электростанции «Аккую» на южном побережье Турции. 

В 2011 году Турция выдала разрешение на строительство газопровода «Южный поток» в своей исключительной экономической зоне. Проект предусматривает строительство газопровода по дну Черного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну с дальнейшим ответвлением в Италию и Австрию. В декабре 2011 года Россия и Турция договорились об условиях долгосрочных поставок российского газа до 2025 года.

Символом перехода отношений к этапу стратегического сотрудничетсва стало создание в 2010 году российско-турецкого Совета по сотрудничеству на высшем уровне. Турецкий премьер-министр и российский президент стали его сопредседателями. Совет включает в себя целый ряд профильных комитетов, среди которых – Совместная экономическая комиссия и Группа совместного стратегического планирования.

Перспективы развития отношений
Российско-турецкая солидарность проявилась в 2008 году в ходе грузино-югоосетинского конфликта. Премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган одним из первых иностранных лидеров встретился с Д. Медведевым в Сочи. Эрдоган предложил создать международный политический формат с участием Турции, России, Азербайджана, Армении и Грузии (“Кавказская платформа мира и стабильности”). Идея такого рода идеи высказывались после распада СССР президентом Турции Сулейманом Демирелем. Однако, как и ранее, они наталкивались на сложности, связанные с неурегулированностью турецко-армянских отношений и нежеланием России играть ведомую роль в региональной политике на Кавказе.

Начиная с 1990-х годов в отношениях России и Турции наблюдается повышение конкуренции за влияние на тюркские регионы в Центральной Азии, на Кавказе и в самой России. Внешнеполитическая стратегия Турции предусматривает объединение тюркоязычных общин в наднациональные структуры. Стремясь заполнить «вакуум влияния» на постсоветском пространстве, Турция активно использует инструменты «мягкой силы». Анкара стремится сформировать лобби через использование финансовых, образовательных, культурных инструментов. При этом идеология пантюркизма меняется и ее акценты смещаются в сторону ислама. 

В отношениях между Россией и Турцией в перспективе стороны будут стараться найти баланс между интересами друг друга. Москва и Анкара осознают, что от конфронтации потеряют намного больше, чем смогут приобрести от сотрудничества. Однако именно геополитические, территориальные и конфессиональные расхождения, борьба за ресурсы и влияние могут стать основой конфликтного взаимодействия в будущем, как это неоднократно имело место в истории российско-турецких контактов.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 февраля 2017 | 11:43

Дайджест внешней политики США (27 января – 2 февраля)

Президентский указ об ужесточении миграционной политики вызвал волну протестов внутри США и негодование внешнеполитических ведомств других стран. Настороженность вызвали сообщения о недружественном характере переговоров Трампа с мировыми лидерами по телефону. Изменение тональности российско-американских отношений осталось на таком фоне малозаметным.

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

22 сентября 2014 | 17:03

Украинские эксперты о результатах визита Порошенко в Канаду и США

Украинские эксперты оптимистично оценивают шансы Украины, поскольку считают, что даже некоторый успех в этом направлении усилит переговорные позиции Киева в диалоге с ДНР/ЛНР или с Россией по энергетической проблематике.

11 августа 2017 | 12:28

Дайджест внешней политики США (4 - 10 августа)

Оценки американских военных ведомств привели к резкому ужесточению риторики Вашингтона и Пхеньяна, пригрозивших на этой неделе началом военной действий. Министерские встречи по линии АСЕАН, состоявшиеся на этой неделе на Филиппинах, продемонстрировали несогласие стран региона с алармизмом США в вопросе Северной Кореи. Несмотря на то что и президент, и сенаторы находятся в отпусках, напряженность в отношениях между Дональдом Трампом и республиканскими сенаторами, продолжила набирать обороты.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова