Геворг Мирзаян
Российская внешняя политика уверенно преодолела бурный 2015-й год и уже вошла в 2016-й, как минимум такой же сложный. Накануне начала главных событий и прошла большая пресс-конференция министра иностранных дел Сергея Лаврова. Хотя некоторые реперные точки Россией пройдены, впереди - сирийское урегулирование, украинское, выход из ситуации с санкциями.
ПРЕМИУМ
28 января 2016 | 16:54

Украина, Сирия, Япония и отношения с Западом в пресс-конференции Лаврова

Российская внешняя политика уверенно преодолела бурный 2015-й год и уже вошла в 2016-й, как минимум такой же сложный. Накануне начала главных событий и прошла большая пресс-конференция министра иностранных дел Сергея Лаврова. Хотя некоторые реперные точки Россией пройдены, впереди - сирийское урегулирование, украинское, выход из ситуации с санкциями. И в целом усилия на экономическом направлении, где один из нерешенных вопросов до сих пор - территориальный спор с Японией. Что касается Сирии, то борьба за то, кто будет сидеть за столом на переговорах, очевидным образом откладывает начало конференции в Женеве, которое было намечено еще на 25 января. Следующий по времени вопрос, это совместный поиск выхода из тупика на Украине, впрочем, хорошо уже то, что в этом тупике находимся не мы. А где виден прогресс? Стало куда больше взаимопонимания с Западом, например.

"По большому счету, все все понимают", - сказал министр по поводу украинского вопроса, но эту сентенцию можно отнести и ко всему сегодняшнему контексту отношений России с США и ЕС.

Две солидарности

Значительная часть сказанного министром иностранных дел Сергем Лавровым на большой пресс-конференции касалась отношений с США и ЕС.

«Если мы будем прагматичны и будем думать о своих национальных интересах, которые не нарушают какие-либо международные обязательства, то позитивный результат всегда достижим», - обозначил Лавров приемлемую формулу взаимоотношений с Западом.

По его словам, ряд сил пытаются затруднить эти отношения, «взывая к некой атлантической, евросоюзовской  “солидарности”».

Две солидарности, безусловно, нужно разводить. Евросоюзовская солидарность в каких-то вопросах если и мешает России, то исключительно в силу превратного толкования смысла этого понятия со стороны некоторых новых членов.

Солидарность должна проявляться не в том, что весь ЕС защищает польские интересы на Украине, а в том, что Польша должна жертвовать этими интересами во имя всего европейского сообщества.

Возможно, с ростом в той же Польше европейского самосознания придет  правильное понимание термина «евросоюзовская солидарность», однако для роста сознания нужно решение ряда кризисов, стоящих перед ЕС. Именно поэтому министр Лавров и выразил заинтересованность Москвы в том, чтобы кормчие в Брюсселе провели корабль Евросоюза через все рифы.

«Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал, чтобы в нем тем более появлялись какие-то трещины, чтобы он раскалывался. Мы заинтересованы в едином, сильном Европейском Союзе, с которым комфортно работать в экономике и по всем другим вопросам», - заявил Лавров.

А вот атлантическая солидарность является проблемой. Она давно и системно мешала отношениям Москвы с отдельными странами ЕС, и, по всей видимости, будет мешать и дальше. Вопреки сложностям и трещинам в отношении США и Евросоюза, Брюссель продолжит в среднесрочной перспективе привязывать свою внешнюю политику к американской - это объективная реальность, игнорировать которую глупо.

«Атлантическая солидарность по-прежнему сильна по ключевым вопросам. В ее основе лежат гарантии безопасности США своим союзникам в Европе. Говорить об ослаблении солидарности можно будет в одном из двух случаев: либо когда ЕС не будет нуждаться в американских войсках для своей защиты, либо когда проблемы безопасности на континенте будут разрешены», - говорит директор программ Валдайского клуба Андрей Сушенцов.

Для первого случая нужно создание системы коллективной безопасности как минимум от Владивостока до Лиссабона, для второго - резкое углубление и расширение интеграции ЕС (в том числе и через реальное проведение единой внешней и оборонной политики). Оба эти сценария вряд ли реализуются даже в среднесрочной перспективе.

Антисирийские саботажники

Впрочем, наличие трансатлантической солидарности не мешает Москве, Брюсселю и Вашингтону сотрудничать по темам, представляющим взаимный интерес. Судя по всему, Запад окончательно отказался от попыток позиционировать Россию как страну, находящуюся в международной изоляции. Министр заявил о том, что в последнее время США и ЕС регулярно обращаются к Москве с просьбой помочь в решении украинского, иранского, северокорейского вопросов. И Россия помогает, исходя из озвученного Лавровым курса на прагматизацию международных отношений.

«Сотрудничество по этим вопросам было прагматичным и для России было связано с защитой своих интересов. Основной для прагматизма служит то, что Россия и Запад в отличие от времен "холодной войны" перестали искусственно создавать друг для друга проблемы, - говорит Андрей Сушенцов. - На Западе не хотят, чтобы это все переросло в системное противостояние и они с Россией стали врагами на весь XXI век».

Наиболее успешным примером сотрудничества стала, безусловно, Сирия. Кремль достиг с западными партнерами рамочного компромисса о выводе страны из гражданской войны, и сейчас этот компромисс реализуется. Правда, на его пути встал ряд других стран и сторон.

Так, Лавров заявил о фактических попытках срыва переговорного процесса. Во-первых, со стороны «некоторых участников Международной группы поддержки Сирии», которые «настаивают на том, что только те, кто встречался в декабре 2015 года в Эр-Рияде, достойны представлять сирийскую оппозицию, а всех остальных необходимо оставить “за бортом”». Речь, понятно, о Саудовской Аравии которая пытается допустить до переговоров лишь управляемую часть оппозиции для того, чтобы эти переговоры банально сорвать. Ас-Саудам нужно максимально затянуть принятие официального международного диагноза о поражении КСА на периферийном сирийском театре саудовско-иранской войны.

Еще одним саботажем Лавров считает призыв другой страны (Турции) не допускать до переговорного процесса сирийских курдов.

«Без этого участника переговоры не могут принести результат, который мы хотим, а именно окончательное политическое урегулирование в Сирии. Сирийские курды составляют примерно 15% населения и занимают значительную, причем ключевую часть территории. Знаете, какой аргумент был выдвинут против их участия? Зачем их приглашать, если они не борются против Башара Асада? Такого критерия – приглашать на переговоры только тех, кто борется с Башаром Асадом – никогда не было», - возмущается министр.

Лавров очень тонко дал понять, что призыв Турции не пускать курдов на  переговоры стал вызовом не столько для России, сколько для Соединенных Штатов, чьим союзником сирийские курды являются. И что если США пойдут на поводу у турок  (а по словам министра иностранных дел Франции Лорана Фабьюса, курдов все-таки не пригласят на переговоры), то они тем самым еще раз продемонстрируют свою ненадежность как союзника. Москву подобный расклад устроит - США сами своими руками толкнут сирийских курдов в объятья Москвы, Дамаска и Тегерана.

Время играет не в пользу Японии

Крайне интересным оказался и ответ Лаврова на вопрос об отношениях с Японией. Министр фактически обозначил формулу будущей нормализации отношений со страной Восходящего солнца - он просто развел подписание мирного договора и решение вопроса с Курилами. «Мы не считаем, что мирный договор – это синоним решения территориальной проблемы. Это шаг, который необходим для того, чтобы отношения между двумя странами были нормальными не только по сути, но и по юридическому оформлению», - отметил министр.

Японские власти, конечно, выразили протест.

«Мы считаем позицию российской стороны совершенно неприемлемой, - заявил заместитель генерального секретаря японского кабинета министров Коити Хагиуда. - Позиция японского правительства по этому вопросу ясно высказана, и о принятии каких-то конкретных действий в связи с этими высказываниями мы не думаем».

На деле же все прекрасно понимают, что озвученная министром формула является единственно верной. Отдавать Курилы Москва при любом вменяемом руководителе не станет. Это неправильно в принципе, а сверх того можно обозначить еще ряд резонов.

Во-первых, это важные с экономической и военной точки зрения территории (их акватория богата рыбными и углеводородными ресурсами, а контроль за островами дает свободный выход из российских дальневосточных портов в Тихий океан). Во-вторых, это просто территории, сдача которых может создать прецедент, и породить соответствующие претензии со стороны других сопредельных держав.

«Мы ведь не просим чего-то запредельного, а только одного: чтобы Япония, как и все другие страны, которые подписали и ратифицировали Устав ООН, сказала, что она привержена Уставу ООН во всех его частях, включая статью 107, где говорится, что итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру», - говорит Лавров.

В-третьих, нет никакого смысла идти на серьезные уступки ради компромисса с Японией из-за недостаточной надежности партнера. Учитывая теснейшую зависимость Токио от Вашингтона, нет никаких гарантий того, что японцы получат территории и выполнят взятые на себя стратегические обязательства в отношении Москвы.

«Нам хотелось бы ... видеть более самостоятельную Японию, тем более, что она претендует на роль постоянного члена Совета Безопасности ООН», - заявил Лавров. 

И, наконец, в-четвертых, в улучшении двусторонних отношений Япония заинтересована куда больше, чем Россия. Ей нужно каким-то образом приостановить российско-китайское сближение, и нет лучшего способа чем парировать его японо-российским. Чем больше японцы вложат в Россию инвестиций, чем сильнее будет торгово-экономические отношения между странами, тем меньше будет у Кремля желания помогать китайцам в их антияпонских шагах.

В Токио все это осознают, но не могут пойти на прагматизацию двусторонних контактов по имиджевым причинам.

Поэтому стороны продолжат искать взаимоприемлемую формулу мирного соглашения, но итоговый его вариант может быть только в озвученных Лавровым рамках - мир без территориальных уступок со стороны России. Москва готова пойти лишь на некие меры по спасению лица японских руководителей - например, дать японцам какие-то преференции с точки зрения пользования ресурсами островов.

«Мы многократно и давно предлагали японскому Правительству поддержать идею широкого прихода японского бизнеса на эти острова. Предлагали создавать там какой-то особый дополнительный режим, свободную экономическую зону», - говорит Лавров.

И чем быстрее в Токио согласятся на российские условия, тем лучше будет самим японцам - учитывая темпы российско-китайского сотрудничества и ползучую глобализацию китайской внешней политики, время играет не в пользу Японии.

«Все всё понимают»

В ходе своего общения с журналистами министр иностранных дел фактически заявил о тупике в процессе разрешения украинского кризиса. Основы для этого решения - Минские соглашения - Киевом не выполняются.

«Украинские власти пытаются защищать Минские соглашения не путем их последовательной и честной реализации, а путем подыгрывания радикалам, которые пытаются эти соглашения либо оспорить, либо извращенно и недобросовестно интерпретировать, - возмущается Лавров. - Выход из этой ситуации может быть только один – заставить Киев выполнить то, под чем он подписался».

Для этого, по словам министра, нужно, чтобы США и Евросоюз оказали на Петра Порошенко серьезное давление, однако европейцы регулярно просят Россию помочь с реализацией Минских соглашений, при этом ничего не делая для того, чтобы повлиять на украинское правительство.

«Мы, конечно же, не хотим, чтобы кто-то выстраивал свою политику исходя из того, что Россия, а не Украина должна выполнить Минские договоренности. В них написано, кто их должен выполнить. Надеюсь, что это хорошо известно США, по крайней мере, наши последние контакты с Госсекретарем США Джоном Керри, контакты заместителя Госсекретаря США Виктории Нуланд с помощником Президента России Владиславом Юрьевичем Сурковым говорят о том, что США хорошо разбираются в существе Минских договоренностей. По большому счету, все всё понимают», - заявил Сергей Лавров.

Запад действительно все понимает и, вопреки обвинениям министра, даже что-то делает. Вашингтон и Брюссель оказывают на Киев определенное давление, однако их действия ограничены их возможностями и желаниями. Фактически Запад загнал себя в ловушку - позиционируя много месяцев Россию как агрессора, он не может сейчас ни публично признать, что Украина срывает мирное соглашение, ни открыто и сильно надавить на Киев с требованием выполнить все то, что Порошенко подписал в Киеве. В ином случае у западных зрителей может случиться очередной "разрыв шаблонов", и количество публикаций в СМИ о том, что Запад не должен поддерживать преступный и неэффективный режим в Киеве, лишь увеличится.

На Украине же воспринимают нерешительность Запада как карт-бланш.

«То, что западные санкции продлеваются, воспринимается Киевом, как согласие Запада с тем, что Киев не выполняет Минские договоренности. Это абсолютная констатация того, что происходит в украинской власти. Зачем им выполнять эти договоренности, когда Запад согласен с тем, что Киеву не обязательно их выполнять?», - заявил Лавров.

И если такое восприятие продолжится, если Украина будет продолжать системно нарушать то, что она подписала, ее может ждать очередное Дебальцево. И не просто с точки зрения военного поражения - напомним, что Запад фактически позволил ополченцам Донбасса освободить Дебальцево и донецкий аэропорт, послав тем самым Киеву недвусмысленный сигнал о цене дальнейшего непослушания.

Пусть ездят

Что же касается Грузии, то ни для кого не секрет, что процесс нормализации российско-грузинских отношений медленно, но поступательно продвигается вперед. В Кремле  всячески пытаются продемонстрировать, что конфликт 2008 года был не с Грузией, а с тогдашними грузинскими элитами.

«После нападения на Южную Осетию, на своих собственных граждан, после нападения на российских миротворцев Российская Федерация и ополчение победили Михаила Саакашвили», - заявил Лавров. Не грузинскую армию, а именно Саакашвили», - заявил премьер.

Он анонсировал готовность Москвы пойти дальше на пути нормализации отношений, в том числе и на введение безвизового режима. "Эксперт " не раз писал, что отмена виз для грузин является  нужным и необходимым шагом, причем в нем заинтересованы не только сами грузины (бизнесмены, гастабайтеры, а также люди, имеющие в России родственников).

Чем больше граждан Грузии посещают РФ, тем более объективное впечатление от России у них будет складываться, и тем проще будет Москве налаживать отношения с молодым поколением граждан Грузии, многие из которых знают о России исключительно из репортажей ангажированных антироссийских каналов. Более того, чем более успешным будет процесс нормализации, тем легче Москве будет доказывать странам постсоветского пространства и Восточной Европы, что они вполне могут одновременно придерживаться евроатлантической интеграции и развивать отношения с Россией. Что Москва не стремится не допустить вхождения этих стран в орбиту Запада. Она лишь хочет, чтобы у тамошних элит прозападная ориентация не отождествлялась с антироссийской политикой и намерением превратить свою страну в форпост для сдерживания России.

Однако на пути реализации безвизового режима есть препятствия объективного юридического характера.

«Немного странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нет дипломатических отношений, которые, повторю, не мы разорвали», - добавил министр.

С одной стороны, его замечание понятно и очевидно - ответственные лидеры не вводят безвизовый режим без дипломатических отношений. Однако, с другой стороны, нужно понимать, что дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси без взаимоприемлемого решения вопросов о границах Грузии и суверенитете Абхазии и Южной Осетии восстановить будет крайне непросто.

Имеет ли смысл в условиях ныне идущей информационной войны привязывать к этим вопросам безвизовый режим?

В конце концов если Смоленская площадь хочет соблюсти формальности, никто не мешает ввести максимально облегченный режим в виде проставления визы в аэропорту. Это будет проявлением того самого прагматизма в международных отношениях, о котором говорил Лавров. Однако для введения такого супероблегченного визового режима Грузия тоже должна предпринять определенные шаги: в частности, министр Лавров в ходе пресс-конференции выражал обеспокоенность относительно Панкисского ущелья, часть чеченского населения которого симпатизирует ИГ. Облегченный визовый режим означает, что эти люди могут по грузинским паспортам проникнуть на территорию РФ. Поэтому в Тбилиси должны решить эту проблему, а не отрицать ее наличие.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

10 октября 2016 | 22:03

Сирийский кризис: почему не работает дипломатия

Международное измерение не является ключевым в сирийской гражданской войне. Но если задаться вопросом, почему не срабатывают достигнутые между Россией и США договорённости, то ключевая причина будет в низкой приоритетности сирийского кризиса для них обоих.

13 июля 2014 | 07:00

Украине требуется помощь извне

Международная гуманитарная операция на Востоке Украины становится необходимостью. 

11 августа 2015 | 19:26

Почему приграничные конфликты в Средней Азии отразятся на России

В минувшие выходные власти Киргизии и Таджикистана сумели остановить бытовой конфликт, переросший в локальные беспорядки, в приграничных районах обеих республик. Еще в самом начале августа жители киргизского села Кок-Таш обиделись на соседей из таджикского села Майское за то, что те заблокировали им дорогу на местное кладбище, и в отместку перекрыли канал, по которому вода поступает в таджикское село Чорсу. Там этим возмутились, набрали камней и пошли разбираться. Итог этой разборки между двумя сотнями (а по неофициальным данным, пятью сотнями) разгневанных сельчан — пятеро раненых киргизов, шестеро раненых таджиков, а также семь поврежденных домов и одна сожженная машина.

5 июня 2017 | 14:20

Дело Мухтыралы и провалы глобального управления

Оппозиционный азербайджанский активист Афган Мухтарлы был похищен в Тбилиси и вывезен в Азербайджан. В Баку его обвиняют в незаконном пересечении границы и попытке контрабанды.  Из грузинских официальных лиц похищение Мухтарлы осудил только президент Маргвелашвили. Дело Мухтарлы станет одним из признаков глобальных перемен, нарастающего кризиса прежней модели глобального управления.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова