Одной из главных черт американской внешней политики остается критика Москвы, в частности, в связи с событиями на Украине. Помимо этого, прошедшая неделя для Вашингтона ознаменовалась немаловажными договоренностями американо-японского сотрудничества в сфере безопасности, достигнутыми в первые дни начавшегося визита японского премьер-министра в США, а также появление новой редакции стратегии в сфере кибербезопасности.
Эскалация риторики в отношении России
На прошлой неделе Госдепартамент продолжал выступать с критическими замечаниями в отношении России. Начиная с официального заявления, появившегося на сайте американского посольства в Киеве 22 апреля, практически каждый день брифинги министерства начинались с украинской темы.
Содержание высказываний пресс-секретаря госдепартамента вызывает острое ощущение дежавю: снова «пророссийских» сепаратистов обвиняют в отказе доступа наблюдателям из ОБСЕ, снова появились угнетаемые «оккупационными силами» крымские татары, которым перекрывают доступ к свободе слова, снова указывают на искажение фактов российскими официальными лицами и снова журналисты требуют от Госдепартамента доказательств и получают уклончивые ответы.
Между корреспондентом информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс» Мэттом Ли и пресс-секретарем Мари Харф состоялся такой диалог:
«Вы сказали, что невозможно назвать точное количество российских войск, поскольку они так хорошо умеют маскироваться. Может быть, у них это все-таки не так хорошо получается, раз вы настаиваете на их присутствии?»
«Значит так, Мэтт, у нас есть множество способов узнать, кто там находится и что они делают. Я не собираюсь вдаваться в детали».
В довершение, вновь появились разговоры о том, что администрация и Госдепартамент готовят новый пакет санкций против России. Мари Харф не подтвердила, но и не опровергла эти слухи:
«Санкции, конечно, напрямую зависят от присутствия в Восточной Украине сепаратистов и русских. Я сейчас не собираюсь делать официальных заявлений насчет новых санкций. Но, безусловно, санкции связаны с выполнением Минских договоренностей, и даже не может идти речи об отказе от санкционного давления до тех, пока Россия и сепаратисты не исполнят свои обязательства по Минску».
Кибербезопасность
На этой неделе Пентагон был поглощен вопросами кибербезопасности.
Главным событием стал выпуск новой стратегии США в этой области. Основным нововведением, по сравнению с ее предшественницей – стратегией 2011 года, стал акцент на разработку наступательного кибероружия.
В 33-страничном докладе говорится:
«Министерство обороны должно иметь способность использовать кибероперации для подрыва войскового командования соперника, его способности контролировать сети, использовать критическую для ведения боевых действий инфраструктуру и вооруженный потенциал».
Кроме этого, в стратегии впервые прямо указано, против кого эти наступательные мощности могут быть направлены. Наибольшую озабоченность в Вашингтоне вызывают действия Китая, России, Ирана, Северной Кореи и ИГ:
«Россия и Китай заметно нарастили потенциал в киберпространстве, а также имеют разработанные стратегии. Россия делает это скрытно, и ее намерения часто трудно обнаружить. Китай похищает интеллектуальную собственность у международных корпораций для использования китайскими компаниями и подрыва конкурентоспособности США. В то время как способности Ирана и Северной Кореи не настолько продвинутые, они не раз открыто демонстрировали враждебность по отношению к США и американским интересам в киберпространстве».
Словно в подтверждение этих слов на этой неделе состоялись учения в натовском центре кибербезопасности, в Таллине. В них приняли участие 400 экспертов из 16 стран, которые отрабатывали отражение кибератаки со стороны Исламского государства и России. Параллельно Пентагон выдвинул ряд обвинений в проведении кибератак в последние месяцы в адрес Китая, России и КНДР. Российские хакеры, в частности, были обвинены в получении доступа к интернет-переписке американского президента, краже его личного расписания, а также взломе сети министерства обороны.
Презентация стратегии Пентагона в области кибербезопасности состоялась 23 апреля в стенах Стенфордского университета перед широкой аудиторией. Глава Пентагона Эштон Картер отметил, что открытость может являться сдерживающим фактором для американских недоброжелателей:
«Я считаю, нам пойдет на пользу, если мир будет знать, что мы стараемся обезопасить себя, что мы готовы к обороне».
Место, где состоялась презентация, было выбрано не случайно. Во время двухдневного визита в Силиконовую долину Эштон Картер встретился с представителями расположенных там интернет-гигантов и венчурных фондов. Основной задачей министра стало налаживание отношений между американским правительством и бизнесом, которые были омрачены после разоблачений Эдварда Сноудена. Вашингтон настаивает на получении доступа к личной информации пользователей Интернета, которую бизнес не хочет раскрывать, опасаясь за свою репутацию.
Свою лепту в дискуссии о кибербезопасности внес и Конгресс, где ведется обсуждение трех законопроектов, в соответствии с которыми правительство обязуется нести ответственность за информацию, предоставляемую частными компаниями. Несмотря на противодействие со стороны защитников неприкосновенности частной жизни, два из них уже одобрены Палатой представителей. В США это было воспринято как победа разведывательного сообщества.
Визит премьер-министра Японии в Вашингтон
Кибербезопасность стала одной из тем повестки дня официального визита премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Вашингтон. Во вторник лидеры двух стран объявили о заключении альянса в этой области, сделав, таким образом, еще один шаг к разработке международного законодательства для регулирования киберпространства.
Кроме этого, по итогам встречи в формате «2+2» (два министра обороны и два министра иностранных дел) накануне визита были обновлены основополагающие принципы военного сотрудничества между двумя странами впервые с 1997 года. Новый договор, по заявлениям Пентагона, должен отражать радикальные изменения, произошедшие в регионе за это время, в том числе усиление мощи Китая, рост значимости Азии в целом, а также появление новых угроз безопасности.
Хотя, вопреки ожиданиям, объявления о заключении торгового соглашения так и не произошло, Барак Обама и Синдзо Абэ отметили готовность продолжать работу в этом направлении. Тем не менее, несмотря на правила гостеприимства, американский президент не удержался от неоднозначных намеков:
«В США много американских машин. Мне бы хотелось видеть больше американских машин и в Японии».
Визиты такого уровня всегда полны символичных поступков. Слова соболезнования о гибели американских солдат во время Второй мировой войны Синдзо Абэ произнес с той же трибуны, за которой в 1941 году стоял Франклин Рузвельт, убеждая Конгресс в необходимости объявить войну Японии.
В целом, США сделали достаточно на этой неделе, чтобы показать, что об Азиатском повороте в Вашингтоне помнят, опасения своих союзников по поводу военной мощи Китая и корейской ядерной программы осознают и разделяют.
При этом Барак Обама на совместной с Абэ пресс-конференции дал понять, что хотя США и не собираются идти на обострение отношений с КНР, они будут продолжать готовиться к подобному развитию событий, в том числе усиливая своих союзников в регионе.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступила в Рамалле с рядом тезисов, раскрывающих позицию ЕС по палестино-израильскому урегулированию. Лейтмотивом ее речи стала поддержка палестинского правительства и призыв к Израилю остановить свою поселенческую активность на территории, подконтрольной Палестинской национальной администрации.
Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса.
Борьба либерального истеблишмента против Трампа де-факто встраивает Россию в контекст американских «культурных войн». По мнению демократов, они проиграли выборы именно в результате «русского заговора», а не успехов команды Трампа. В этой ситуации России целесообразно выступить с программой нормализации двусторонних отношений на межпартийной основе.
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.