Ольга Ребро
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.  
ПРЕМИУМ
20 апреля 2014 | 15:40

Долгосрочные приоритеты США и украинский кризис

События в Украине последних дней вновь дали повод критикам Барака Обамы усомниться в правильности его внешнеполитического курса. На ежедневных пресс-брифингах Белого дома сотрудникам приходится выслушивать упреки журналистов в нерешительности, непоследовательности, неспособности адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Однако то, что называют нерешительностью, является осторожностью и последовательной внешнеполитической стратегией администрации Обамы. Внешнеполитический курс Барака Обамы, предполагающий среди прочего регулируемую передачу функции по поддержанию мирового порядка своим союзникам, определил место Украины на периферии американских интересов. 

Насильственная смена власти на Украине была с одобрением встречена на Западе. В Вашингтоне ее рассматривали как очередное доказательство привлекательности демократических ценностей и как свои внешнеполитический успех. Проблемы начались после того, как внутриполитический конфликт приобрел международный характер и в него вовлеклась Россия. Такое развитие событий стало угрожать - пусть и косвенно - интересам США.

Во-первых,  несмотря на ряд разногласий, процесс сотрудничества с Россией шел неплохо. Прежде всего в вопросах решения иранской ядерной проблемы и сирийского кризиса, которые относятся к одним из основных приоритетов американской внешней политики, а также в афганском вопросе. В результате противостояния по вопросу об Украине, оказалось под угрозой сотрудничество на этих важных направлениях.

Во-вторых, перекладывание бремени поддержания регионального порядка на союзников предполагает лояльность этих союзников и наличие у них достаточного количества ресурсов. Европа же еще в Ливии продемонстрировала неспособность решать кризисы в одиночку, без поддержки США. Поэтому действия России на Украине вызвали обвинения в адрес “невнимательного” Вашингтона со стороны восточноевропейских стран. Политика Москвы на Украине вызывала в памяти мировой общественности период “холодной войны”, и все ждали ответных действий именно со стороны США. В свою очередь опубликованный в Интернете фрагмент разговора между представительницей Государственного департамента Викторией Нуланд и послом США на Украине Джеффри Пайеттом демонстрирует, что Вашингтон безуспешно ожидал от ЕС более решительных действий в деле урегулирования ситуации. 

В-третьих, ситуация на Украине уже вышла из-под контроля, и в Вашингтоне поняли, что ограничиться минимальным вмешательством будет сложно. А полномасштабное вмешательство шло вразрез с американскими интересами, поскольку вело к конфликту с Россией и сближению Москвы и Пекина. Этот конфликт, к тому же, вызвал бы перенапряжение сил и имиджевые потери для США. Ослабленные в результате финансового кризиса и дорогостоящей внешней политики республиканской администрации материальные ресурсы США не позволили оказать значительного экономического давления на Россию. Попытки привлечь к серьезным санкционным мерам европейских партнеров оказались безуспешными. Хотя периодически в СМИ появляется информация о существовании подготовленного плана экономического давления на Россию.

Именно поэтому Вашингтон занял крайне осторожную позицию. Для успокоения восточноевропейских партнеров американские дипломаты совершили ряд визитов в регион, был расширен список запланированных учений НАТО в Восточной Европе. Ориентируясь на реакцию стран Прибалтики госсекретарь США Джон Керри пригрозил, что НАТО применит силу, если российские войска пересекут границы любого государства-члена Альянса. Одновременно с этим США выразили готовность принять участие в переговорах с Россией для урегулирования ситуации на Украине. Все понимают, что степень влияния Москвы на ситуацию настолько высока, что без российского участия стабилизация в стране не возможна. 

США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Поскольку главная цель Вашингтона на Украине - не допустить ее тесного союза с Россией - не носит жизненного характера, США не стремятся повышать ставки в противостоянии с Москвой. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

9 февраля 2016 | 21:00

Напряженность в российско-польских отношениях: Конфликт с Россией как попутный ветер

Последнее время в российской повестке стало много Польши. Скандал с перевозчиками, снос памятника Черняховскому, возобновление расследования катастрофы с самолетом Качинского, оскорбительное интервью с Мединским. Польша обречена быть застрельщиком против России, и, в общем, даже совсем не против такой роли.

15 декабря 2014 | 19:27

Кредо реалиста: сначала порядок, потом свободы

Реализм представляет собой способ мышления, а не катехизис о том, что и как следует делать. Он не помогает избежать ошибок. Поэтому реализм – это больше искусство, чем точная наука.

27 июля 2016 | 22:28

Профили кандидатов в вице-президенты на выборах в США

Исторически выбор напарника кандидатом в президенты США обуславливался исключительно электоральными бонусами, которые можно было за счет него получить. Задача вице-президента — втащить шефа в Овальный кабинет, а затем сидеть в Западном крыле или же ходить на мероприятия. В последнее время ситуация постепенно меняется — вице-президенты не только помогают войти в Белый дом, но и управлять оттуда.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова