Ольга Ребро
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.  
ПРЕМИУМ
20 апреля 2014 | 15:40

Долгосрочные приоритеты США и украинский кризис

События в Украине последних дней вновь дали повод критикам Барака Обамы усомниться в правильности его внешнеполитического курса. На ежедневных пресс-брифингах Белого дома сотрудникам приходится выслушивать упреки журналистов в нерешительности, непоследовательности, неспособности адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Однако то, что называют нерешительностью, является осторожностью и последовательной внешнеполитической стратегией администрации Обамы. Внешнеполитический курс Барака Обамы, предполагающий среди прочего регулируемую передачу функции по поддержанию мирового порядка своим союзникам, определил место Украины на периферии американских интересов. 

Насильственная смена власти на Украине была с одобрением встречена на Западе. В Вашингтоне ее рассматривали как очередное доказательство привлекательности демократических ценностей и как свои внешнеполитический успех. Проблемы начались после того, как внутриполитический конфликт приобрел международный характер и в него вовлеклась Россия. Такое развитие событий стало угрожать - пусть и косвенно - интересам США.

Во-первых,  несмотря на ряд разногласий, процесс сотрудничества с Россией шел неплохо. Прежде всего в вопросах решения иранской ядерной проблемы и сирийского кризиса, которые относятся к одним из основных приоритетов американской внешней политики, а также в афганском вопросе. В результате противостояния по вопросу об Украине, оказалось под угрозой сотрудничество на этих важных направлениях.

Во-вторых, перекладывание бремени поддержания регионального порядка на союзников предполагает лояльность этих союзников и наличие у них достаточного количества ресурсов. Европа же еще в Ливии продемонстрировала неспособность решать кризисы в одиночку, без поддержки США. Поэтому действия России на Украине вызвали обвинения в адрес “невнимательного” Вашингтона со стороны восточноевропейских стран. Политика Москвы на Украине вызывала в памяти мировой общественности период “холодной войны”, и все ждали ответных действий именно со стороны США. В свою очередь опубликованный в Интернете фрагмент разговора между представительницей Государственного департамента Викторией Нуланд и послом США на Украине Джеффри Пайеттом демонстрирует, что Вашингтон безуспешно ожидал от ЕС более решительных действий в деле урегулирования ситуации. 

В-третьих, ситуация на Украине уже вышла из-под контроля, и в Вашингтоне поняли, что ограничиться минимальным вмешательством будет сложно. А полномасштабное вмешательство шло вразрез с американскими интересами, поскольку вело к конфликту с Россией и сближению Москвы и Пекина. Этот конфликт, к тому же, вызвал бы перенапряжение сил и имиджевые потери для США. Ослабленные в результате финансового кризиса и дорогостоящей внешней политики республиканской администрации материальные ресурсы США не позволили оказать значительного экономического давления на Россию. Попытки привлечь к серьезным санкционным мерам европейских партнеров оказались безуспешными. Хотя периодически в СМИ появляется информация о существовании подготовленного плана экономического давления на Россию.

Именно поэтому Вашингтон занял крайне осторожную позицию. Для успокоения восточноевропейских партнеров американские дипломаты совершили ряд визитов в регион, был расширен список запланированных учений НАТО в Восточной Европе. Ориентируясь на реакцию стран Прибалтики госсекретарь США Джон Керри пригрозил, что НАТО применит силу, если российские войска пересекут границы любого государства-члена Альянса. Одновременно с этим США выразили готовность принять участие в переговорах с Россией для урегулирования ситуации на Украине. Все понимают, что степень влияния Москвы на ситуацию настолько высока, что без российского участия стабилизация в стране не возможна. 

США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Поскольку главная цель Вашингтона на Украине - не допустить ее тесного союза с Россией - не носит жизненного характера, США не стремятся повышать ставки в противостоянии с Москвой. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

19 июня 2014 | 16:38

Языковая политика стран СНГ: положение русского языка

В СНГ идет процесс закрепления доминирующих позиций титульных языков в ущерб позициям русского языка. Такая языковая политика таит в себе угрозу для развития этих государств. Маргинализация русского языка препятствует сотрудничеству в научно-технической и образовательной сферах.

3 августа 2016 | 12:09

Власти и оппозиция в Армении готовятся к выборам 2017 года

Идея формирования «власти национального согласия» вписывается Саргсяном в контекст конституционной реформы, практическая реализация которой стартовала в 2015 году. Между тем, сами изменения Основного закона являются в сегодняшних условиях одной из причин роста протестных настроений. Помимо конституционных поправок армянские избиратели недовольны многим. Но реформы Конституции видятся многим в качестве инструмента для пролонгации пребывания во власти Сержа Саргсяна и его команды.

6 января 2015 | 11:17

Складываются предпосылки новой фазы гражданской войны в Южном Судане

С конца 2013 года в Южном Судане продолжается гражданская война, ставшая отражением противоречий – как внутри страны, так и между крупными державами. По мере приближения срока проведения всеобщих выборов, которые, согласно переходной конституции, должны состояться не позднее 9 июня, стороны конфликта будут стремиться укрепить свои позиции. Гарантированный путь для этого – эскалация напряженности, в том числе активные боевые действия.

3 мая 2014 | 08:00

Кризис новой восточной политики Германии

Германия стоит на пороге европейской гегемонии, но её неспособность направлять европейскую политику даже на отдельно взятом направлении - Восточном - говорит о многом. Прежде всего о том, что сама внешняя и оборонная политика ЕС непоследовательна и лишена стратегического видения.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова