Дмитрий Офицеров-Бельский
Судя по «домашним заготовкам» Порошенко и основной теме его выступлений на саммите, готовясь к встрече он был настроен на обсуждение конфликта в своей стране, отношений с Россией и на продолжение давления на Москву со стороны Европы. Как раз к этой встрече был заготовлен «сюрприз» для Кремля в виде задержания российских военнослужащих в приграничной зоне.
ПРЕМИУМ
29 августа 2014 | 18:08

Минские переговоры как сигнал о готовности России выжидать

Существует два типа международных переговоров – на одних участники представляют свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, а на других подписываются соглашения ставшие итогом большой работы целой армии специалистов с каждой стороны. Минские переговоры, безусловно, относятся к первому типу. Ожидать выработки судьбоносных решений точно не стоило. 

Для анализа минских переговоров важны те встречи, что состоялись до их начала. 15 августа 2014 года прошла встреча российского президента Владимира Путина с его финским коллегой Саули Нийнистё. Заметно по итоговой пресс-конференции, что лидеры говорили на разных языках, но достигли в целом удовлетворительного взаимопонимания. Путин говорил исключительно о важности двусторонних экономических контактов, а Ниинистё сдержанно, но настойчиво о необходимости изменения позиции России в украинском вопросе. Если задачей Путина было разъединить вопросы гражданской войны на Украине и экономические взаимоотношения с Европой, то в этом плане на минских переговорах он просто продолжил прежнюю линию. 

В свою очередь президент Украины Петр Порошенко провел ряд встреч накануне саммита в Минске. Во-первых это была встреча с представителями ЕС Кэтрин Эштон и Гюнтером Эттингером в украинском посольстве в Белоруссии. Во-вторых, прошла практически никем не замеченная встреча Порошенко и Нурсултана Назарбаева. В ходе беседы они обсудили предстоящий саммит и обменялись мнениями об урегулировании ситуации на Украине. Президент Казахстана обратил внимание на важность продолжения работы двусторонней межправительственной комиссии, которая должна содействовать свободной торговле с Украиной. По всей видимости, лидер Казахстана действительно рассчитывал, что на переговорах будет обсуждаться вопрос мира на Украине. В  беседе с украинским коллегой он говорил ровно о том же о чем позже будет говорить Порошенко на саммите – о том, что сложившаяся ситуация в Украине может привести к крупному глобальному столкновению. 

Встреча в Минске не была посвящена гражданской войне и урегулированию на Украине. Официально это был саммит лидеров Таможенного Союза с участием лидера Украины и представителей ЕС.

Судя по «домашним заготовкам» Порошенко и основной теме его выступлений на саммите, готовясь к встрече он был настроен на обсуждение конфликта в своей стране, отношений с Россией и на продолжение давления на Москву со стороны Европы. Как раз к этой встрече был заготовлен «сюрприз» для Кремля в виде задержания российских военнослужащих в приграничной зоне. В своих речах Порошенко пытался придать гражданской войне на Украине статус едва ли не цивилизационного конфликта, совсем не понимая, что в столь широких трактовках не заинтересованы даже поддерживающие его страны.

Тем не менее, европейцы также были настроены на обсуждение конфликта и в меньшей степени экономических аспектов. По словам комиссара ЕС по торговле Карела де Гюхта «мы на самом деле говорим о политическом конфликте, который имеет торговые последствия, а не наоборот». 

Вопрос кровопролития на Украине по мнению европейских представителей должен решаться путем переговоров между лидерами Украины и России. В этом контексте смысл фразы Ангелы Меркель о том, что у украинского кризиса нет военного решения, а имеется только политическое приобретает совсем иной смысл.

В Европе склонны не замечать Новороссию как сторону конфликта и трактовать происходящее едва ли не как российско-украинский конфликт. 

Задача европейской дипломатии состоит сейчас в том, чтобы вынудить Россию каким-либо образом признать себя в качестве участника конфликта и в этом новом качестве адресовать ей свои требования. Вполне логично, что Владимир Путин принципиально воздерживался на встрече даже от вербального вовлечения в существующий комплекс неурядиц соседнего государства. Для того, чтобы пытаться манипулировать российским Президентом, нужны, пожалуй, более изысканные приёмы.

По словам представителя Еврокомиссии Шанталь Хьюз, ЕС был намерен обсудить в Минске проблемы безопасности, реализации соглашения об ассоциации ЕС-Украина и изучить возможность перезапустить в сентябре трехсторонние консультации по энергетике. Судя по всему для европейцев на переговорах вопрос стабильности поставок энергоресурсов не был второстепенным. Об этом говорит присутствие на встрече Заместителя председателя Европейской Комиссии, отвечающего за вопросы энергетики Гюнтера Эттингера и Комиссара ЕС по торговле Карела де Гюхта. 

Российский президент, еще в большей степени был склонен к обсуждению именно экономических проблем.

Минская встреча должна была задать новую повестку обсуждения в новых условиях, в которых конфликт приобрел черты постоянства - вся негативная риторика уже озвучена, меры взаимного давления предприняты, а стороны в целом уяснили для себя, что могут друг от друга ожидать.

Общий тон показал – все стороны готовы твердо придерживаться своих прежних позиций, никто не ожидает, что будут сделаны «шаги назад» или «шаги навстречу», но вместе с тем сформировался запрос на новую модель сотрудничества в контексте затянувшегося на неопределенный срок конфликта. Иными словами, были обозначены темы, которых конфликт не должен коснуться. В первую очередь это вопрос энергетики. 

После минской встречи должны состояться еще несколько встреч. Запланировано, что Гюнтер Эттингер проведет 29 августа переговоры с российским министром энергетики Александром Новаком, а глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Евросовета Герман ван Ромпей планируют встречу с Петром Порошенко 30 августа. По всей видимости киевским властям будет представлена та позиция, которую ждут от них европейцы накануне следующего раунда трехсторонних переговоров по газовому транзиту. По словам Эттингера: «Газ, возможно, будет тем ключом, который откроет дверь для полноценного политического процесса в следующие недели и месяцы».

Уже после саммита президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что на следующий день переговоры будут продолжены. Якобы  на этом настаивал Порошенко. Время для продолжения встречи было зарезервировано не только у главы Белоруссии, но и Казахстана. Однако в последний момент Порошенко объявил о том, что возвращается в Киев. После окончания саммита президенты Беларуси и Казахстана, явно рассчитывавшие на продолжение переговоров,  были вынуждены продолжить их в двустороннем формате. Общение двух лидеров в последнее время вообще складывается очень позитивно. Президент Беларуси даже лично проводил Президента Казахстана в Национальном аэропорту "Минск".

Продолжение переговоров не состоялось по причине того, что российский президент не увидел в них смысла в условиях, когда украинская сторона не готова кардинально менять свою позицию. Этот контекст дает понять, что и личная беседа Владимира Путина и Петра Порошенко, на которую возлагались основные надежды, фактически не привела даже к подобию консенсуса. При этом более чем вероятно, что у Москвы есть для киевского лидера вариант почетного отступления, который он бы мог принять без потери лица и даже полноценный план урегулирования конфликта в соседней стране. Не исключено, что он был озвучен на личной встрече в Минске, но обсуждение потеряло смысл ввиду недостаточной гибкости Петра Порошенко. А это значит, что скоро, к сожалению, мы можем увидеть ужесточение конфронтации. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

20 августа 2014 | 15:50

Украинские олигархи и судьба избирательной реформы Украины

Все олигархи, кроме Порошенко, заинтересованы в снижении проходного барьера, чтобы повысить шансы своих малорейтинговых проектов на формирование парламентских фракций. Чем больше фракций будет в Верховной Раде – тем больше будет цена поддержки олигархами важных для власти законопроектов.

24 октября 2014 | 02:27

Реакция Грузии на российско-абхазский договор о союзничестве

Опубликованный проект документа уже вызвал достаточно большие дискуссии в Абхазии, где даже высказывались опасения того, что подобное соглашение может нанести ущерб суверенитету страны, так как предполагает преобразование национальной правовой базы по внешнему образцу. Естественно, острая реакция на обсуждение проекта соглашения последовала из Тбилиси, где интеграционные планы России и Абхазии были оценены как «подготовка к аннексии».

27 августа 2015 | 14:43

Презентация доклада «Новая украинская политика России» в РСМД

26 августа в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол по теме «Минские соглашения: промежуточные итоги и перспективы», в ходе которого был представлен доклад Андрея Сушенцова «Новая украинская политика России и будущее российско-украинской взаимозависимости».

13 февраля 2018 | 12:16

Дайджест внешней политики Германии 6 февраля – 12 февраля

Когда переговорщики от ХДС-ХСС и СДПГ заявили о согласовании текста коалиционного договора, многим показалось, что неопределенность политической жизни Германии завершилась. Компромиссный характер документа позволял надеяться, что он без проблем найдет одобрение у социал-демократов, среди которых остается много противников GroKo. Однако амбиции лидера СДПГ Мартина Шульца едва не привели к очередному кризису среди социал-демократов, поставив под угрозу судьбу коалиции.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова