Татьяна Тюкаева
В совокупности представленные аргументы не выдерживают критики информированного читателя. Задача этого «катехизиса» — дать указания самим членам НАТО относительно генеральной линии в полемике с Россией.
ПРЕМИУМ
9 декабря 2014 | 08:00

Катехизис атлантиста

НАТО изложил принципы, на основе которых строит отношения с Россией

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

На сайте Североатлантического альянса обновилась англоязычная версия бюллетеня «Отношения Россия — НАТО: факты» (русскоязычная версия не обновлялась с июля). В этом документе изложены взгляды Брюсселя на историю диалога с Москвой и принципы, определяющие отношение блока к действиям России на международной арене. Особое внимание уделяется украинскому вопросу. Бюллетень составлен в формате «вопрос-ответ», что позволяет назвать его «катехизисом атлантиста».

Главная мысль бюллетеня «Отношения Россия — НАТО: факты» — все было благополучно вплоть до украинского кризиса, в котором виновата Россия. Это представление вынуждает авторов «катехизиса» подчеркивать небольшие успехи, которые были достигнуты в отношениях с Москвой, и замалчивать крупные неудачи. Так, отмечается, что началось сотрудничество в сфере противоракетной обороны, но не указывается, что все оказалось безрезультатным: НАТО и США воспротивились созданию совместной с Россией ПРО в Европе и предпочли действовать в одностороннем порядке. Также замалчивается отказ НАТО от сотрудничества с ОДКБ в обеспечении безопасности на границах Афганистана. Как большой успех оцениваются военные кампании НАТО против Югославии в конце 1990-х годов и Ливии в 2011 году.

В совокупности представленные аргументы не выдерживают критики информированного читателя. Задача этого «катехизиса» — дать указания самим членам НАТО относительно генеральной линии в полемике с Россией.

В первую очередь документ обращается к обвинениям Москвы в том, что альянс продолжает действовать в логике холодной войны.

"Холодная война завершилась 20 лет назад. Она характеризовалась противостоянием двух идеологических блоков, масштабным присутствием вооруженных сил в Европе, а также военным, политическим и экономическим доминированием СССР практически во всех его европейских государствах-соседях.

В современном мире противостояния идеологических блоков не наблюдается. У России нет ни влиятельной идеологии, которую она могла бы распространять, ни сильных союзников в мире, готовых поддержать ее агрессивные действия на Украине. По результатам голосования в Генеральной Ассамблее ООН 23 марта 2014 года, 100 стран высказались в пользу незаконности российской аннексии Крыма и только 10 — помимо России — поддержали Москву по этому вопросу.

Завершение холодной войны — победа для народов Центральной и Восточной Европы, а также Советского Союза, открывшая путь для преодоления раскола на европейском континенте. В беспрецедентных встречах на высшем уровне, проходивших в течение нескольких лет после разрушения Берлинской стены, Россия сыграла свою роль в формировании новой инклюзивной европейской системы безопасности. Важнейшими документами в этом вопросе стали Парижская хартия, создание ОБСЕ и Основополагающий акт Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности".

В документе настойчиво проводится мысль, что НАТО не только не стремится к конфронтации с Россией, но и старательно проводит линию на налаживание сотрудничества по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

«В последние десятилетия НАТО выступила с целым рядом инициатив партнерства с Россией. Одна из главных — создание Совета Россия — НАТО в 2002 году. Ни одна другая страна не пользуется такими привилегиями в отношениях с альянсом.

С начала 1990-х НАТО работала над тем, чтобы выстроить с Россией сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес. Выдвигать такие инициативы альянс начал еще на саммите НАТО в Лондоне в 1990 году. В последующие годы НАТО способствовала развитию диалога и сотрудничества посредством создания новых форумов — Партнерства ради мира и Совета Евро-Атлантического сотрудничества, к участию в которых приглашались все европейские страны, в том числе и Россия.

В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и создали Совместный постоянный совет Россия — НАТО. В 2002-м уровень отношений между альянсом и Россией был повышен и стороны сформировали Совет Россия — НАТО. Приверженность положениям Основополагающего акта была подтверждена в Риме в 2002 году и в Лиссабоне в 2010-м. С момента создания Совета Россия — НАТО стороны сотрудничали по различным вопросам, начиная с борьбы с наркоторговлей и терроризмом и заканчивая спасением подводных лодок и проблемами чрезвычайного гражданского планирования. Ни одному из партнеров НАТО не предоставляется сопоставимый уровень сотрудничества или подобные институциональные инструменты его реализации.

Для реализации своего сотрудничества с Россией … альянс также пригласил Россию к кооперации в сфере ракетной обороны, что не было предложено ни одному другому партнеру».

Особо подчеркивается, что НАТО сотрудничает с Россией в особом, уникальном, формате. При этом опускаются причины, по которым в начале 1990-х США и НАТО были вынуждены искать особые формы сотрудничества между альянсом и Москвой: существенный военный и, в частности, ядерный потенциал России.

Отдельно выделяется мирная миссия НАТО, которой обусловливается укрепление инфраструктуры альянса в Европе.

«Цель деятельности НАТО определена в преамбуле Вашингтонского договора, в соответствии с которым был создан альянс. Союзники привержены защите свободы, общего наследия и культуры своих народов, в основе которой лежат принципы демократии, свободы личности и власти закона. Они стремятся содействовать стабильности и процветанию в Северной Атлантике и полны решимости объединить свои усилия в целях реализации принципа коллективной безопасности и сохранения мира и стабильности.

В соответствии с этими задачами НАТО реализовала миссии на Балканах, в Афганистане, на территории Ливии и Африканского Рога. Силы альянса проводили учения в Средиземноморье, Северной Атлантике и в Европе по большому спектру задач — от борьбы с терроризмом до спасения подводных лодок. В некоторых этих учениях Россия также принимала участие.

Отношения между Россией и НАТО выстраиваются на основе Основополагающего акта, согласованного в 1997 году и подтвержденного на саммитах в Риме в 2002-м и Лиссабоне в 2010 году. Согласно положениям акта, стороны согласились, что "в условиях существующей системы безопасности — нынешних и ожидаемых в обозримом будущем — НАТО будет реализовывать принцип коллективной безопасности, а также другие миссии посредством осуществления необходимого взаимодействия и способности к подкреплению, но не увеличения количества постоянно дислоцированных боевых сил. В соответствии с этим альянс будет опираться на необходимую инфраструктуру, соразмерную поставленным задачам. Поэтому подкрепление сил может происходить в случае необходимости, в частности в целях обороны против угрозы агрессии или в форме миссий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и основополагающими принципами ОБСЕ, а также для проведения учений, предусмотренных Договором об обычных вооружениях в Европе, Венским соглашением 1994 года и совместно согласованными мерами обеспечения транспарентности”. Таким образом, и инфраструктура, и подкрепления предусмотрены Основополагающим актом».

В отношении часто упоминаемого Москвой аргумента по вопросу расширения НАТО на восток — устных договоренностей Михаила Горбачева и Эдуарда Шеварнадзе с американским руководством в процессе воссоединения Германии — в документе утверждается, что «таких обещаний дано не было, а Россия не предоставила никаких доказательств в поддержку своих аргументов».

«Каждое решение НАТО принимается на основе консенсуса его членов и фиксируется в письменном виде. Записей о подобном решении альянса не имеется. Кроме того, в период, когда, по мнению России, такое обещание было дано, еще существовала Организация Варшавского договора, которая была распущена только в 1991 году. Поэтому неразумно предполагать, что их членство в НАТО могло обсуждаться в 1989-м. Этот факт был подтвержден и бывшим советским президентом Михаилом Горбачевым, который 15 октября 2014 года в интервью «Российской газете» и Russia Beyond The Headlines заявил:

"Тема расширения НАТО не обсуждалась и не поднималась в те годы. Я заявляю это с полной ответственностью. Ни одна из восточноевропейских стран не говорила об этом, даже после роспуска в 1991 году Организации Варшавского договора. Лидеры западных государств также этот вопрос не поднимали"».

В документе затрагивается и вопрос членства Украины в альянсе, которое, как подчеркивается в документе, «является суверенным правом государства», а Россия пытается его нарушить.

«Когда президенты Кучма и Ющенко открыто заявили о своем намерении вступить в НАТО, альянс начал сотрудничать с ними для содействия проведению реформ, необходимых для воплощения этого намерения. Однако, как только президент Янукович высказался за внеблоковый статус Украины, НАТО с уважением отнеслась к этому решению и, по просьбе правительства, продолжила сотрудничество с украинским руководством в процессе проведения реформ.

НАТО уважает право каждого государства выбирать способы обеспечения своей безопасности. Более того, статья 13 Вашингтонского договора наделяет стран-членов правом покинуть альянс. За последние 65 лет 28 стран воспользовались этим правом и, в соответствии с процессом демократизации, происходящим в них, вступили в НАТО, и ни одна из них не заявила о своем желании выйти. Это их суверенный выбор.

В соответствии со статьей 1 Заключительного Хельсинского акта, оформившего образование ОБСЕ в 1975 году, каждая страна имеет право “принадлежать или не принадлежать к международным организациям, вступать или не вступать в двусторонние или многосторонние договоры, включая право вхождения в альянсы”. Все государства-участники ОБСЕ, включая Россию, дали обязательство придерживаться этих принципов.

Украина имеет право выбирать, в какие союзы ей вступать, и Россия, в соответствии с собственными обязательствами по соглашениям, не имеет права навязывать Украине этот выбор».

Не обходит стороной документ и вопрос о параллелях Крымского и Косовского вопросов. Говорится, что, в отличие от НАТО на Балканах, Россия в отношении украинского Крыма якобы действовала в нарушение международных норм. Главным отличием между двумя кризисами называется факт, что миссия альянса в Косово была вынужденной, а акт присоединения украинской территории произошел не в результате «ранее существовавшего кризиса».

«Операция НАТО в Косово была реализована в условиях, когда после продолжавшихся более года усилий ООН и Контактной группы, куда входила и Россия, разрешение конфликта мирным способом так и не было осуществлено. Совет Безопасности ООН неоднократно указывал на то, что этнические чистки в Косово и растущее число беженцев, вынужденных покидать свои дома, представляют угрозу международному миру и безопасности. Союзные силы НАТО начали операцию в целях предотвращения продолжавшихся масштабных нарушений прав человека и убийств мирных граждан.

В ситуации с Крымом не отмечалось ни ранее существовавшего кризиса, ни каких-либо попыток обсуждения вопроса с украинским правительством, ни участия ООН в урегулировании, ни усилий по проведению согласованного решения. В Косово международные попытки прийти к решению кризиса продолжались более 3000 дней. В ситуации с Крымом Россия аннексировала часть украинской территории за менее чем 30 дней».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

17 августа 2014 | 00:14

Образ России в арабских СМИ в связи с кризисами на Украине и в Сирии

Среди простых арабов распространены недоверие к пан-арабским и, тем более, западным СМИ, а видение России как противовеса Западу сохраняется со времен «холодной войны». Однако положительное отношение к Москве сменяется нейтральным благодаря усилиям анти-российски настроенных пан-арабских СМИ Саудовской Аравии и Катара.

23 февраля 2018 | 15:26

Дайджест внешней политики США (16-22 февраля)

Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.

28 апреля 2015 | 22:00

Конституционная реформа в Армении: рискованное лавирование

Процесс конституционной реформы, задуманной руководством Армении, не является рядовым событием. Он способен оказать существенное воздействие на политическую жизнь в республике. Не оставит он безучастными зрителями и внешних наблюдателей - у каждого из «зрителей» присутствует свой интерес либо к поддержанию имеющегося статус-кво, либо к внутренней дестабилизации в республике.

22 марта 2014 | 14:30

Перспективы крымского сценария в Приднестровье

Усиление внешнего давления и создание новых ограничений для законных интересов Приднестровья и прав его граждан может стать тем катализатором, который и даст основания для референдарных решений.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова