В Афганистане опубликованы первые официальные предварительные итоги голосования на выборах президента. На основе подсчета 10% голосов 26 из 34 афганских провинций Независимая Избирательная комиссия сообщила, что первые места заняли трое кандидатов: доктор Абдулла Абдулла (41,9% голосов), Ашраф Гани Ахмадзай (37,5%) и Залмай Расул (9,5%).
Нельзя точно ручаться, что окончательные результаты первого тура будут иметь тот же вид. В частности, вероятно, что процент голосов, поданных за доктора Абдуллу будет сокращаться по мере подвоза бюллетеней из удаленных южных районов страны (так было и в кампанию 2009 года). Однако формирование “победившей пары” Абдулла - Ахмадзай вполне вероятно. А если оглашенные результаты более или менее близки к окончательным итогам первого тура, то они будут иметь ряд важных политических последствий.
Во-первых, ставленник клана Карзаев Залмай Расул не сможет выйти во второй тур, что подорвет влияние старой элиты. Останется открытой возможности коалиции Карзая, Расула и Ашрафа Гани на основе защиты интересов афганских пуштунов, так как на стороне семьи действующего президента находится административный ресурс и финансовые возможности. Однако представители старой элиты в случае такого альянса будут обделены преференциями, и могут вовсе уйти с политической сцены. В этом случае выборы станут реальной сменой политических эпох и приведут к значительным переменам в составе правящей элиты и государственной политике Афганистана.
Вторым важным итогом можно считать достаточно высокий результат Ашрафа Гани Ахмадзая, о перспективах которого скептически отзывались эксперты, вопреки доступным результатам опросов. В конечном итоге, однако, этого известного специалиста по вопросам безопасности и оратора поддержал большой процент афганцев. В случае его выхода во второй тур вероятно, что вокруг него произойдет консолидация пуштунских влиятельных групп.
Высокий результат доктора Абдуллы был предсказуем: он был главным конкурентом Хамида Карзая еще на прошлых президентских выборах и всегда рассматривался в числе наиболее вероятных претендентов. Однако важно учитывать, что многие рассматривают его как выразителя интересов национальных меньшинств Севера страны. В прошлом он был министром иностранных дел в антиталибском Северном альянсе, где главную роль играли национальные меньшинства, а также входил в окружение влиятельного таджикского политика Бурхануддина Раббани. Отец Абдуллы Абдуллы этнический таджик, а мать - пуштунка, однако сам он называет себя кабульским пуштуном и в качестве такового представлялся еще будучи членом “Северного Альянса”.
После окончания гражданской войны (1992-2001) влияние бывших “северян” начало сокращаться, несмотря на их заметное присутствие в государственном аппарате. Бывшие участники неоднократно предпринимали попытки увеличить свой политический вес, создавая оппозиционные коалиции, но так и не смогли добиться реальных успехов. Во многом это было обусловлено недостатком корпоративной солидарности и склонность политиков из числа бывших соратников вести свою игру.
В случае прихода Абдуллы Абдуллы к власти в Афганистане произойдет усиление региональных элит. Еще в ходе избирательной кампании 2009 года он высказывался за расширение полномочий афганских провинций и отказ от курса на централизацию власти. В условиях страны с неустоявшимися государственными институтами этот сценарий может привести к разрушению единого конституционного поля.
Однако у расширения прав провинций в Афганистане есть и свои сторонники, в том числе среди меньшинств Севера. Многие афганские таджики и узбеки рассматривают нынешнее государство как пуштунское и стремятся получить больше прав для своих регионов. Когда-то афганские эмиры проводили жесткую, почти “колониальную” политику в непуштунских районах.
Сейчас уровень бытового национализма, особенно в городах - не столь высок, однако напряжение остается. Тем более, что за последние десятилетия в стране сложились региональные политические группировки управляющие жизнью в провинциях, с которыми оказывается вынужденным бороться официальный Кабул. От победы Абдуллы Абдуллы многие ждут именно усиления подобных групп.
Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия. Однако нет сомнений, что многими в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться риском “реванша северян”. Это может быть использовано его противниками во втором туре.
Публикация Вашингтоном списка китайских товаров, на которые могут быть введены импортные пошлины возродили опасения торговой войны. Заявление Трампа о скором выводе войск из Сирии перечеркнуло стратегию постоянного военного присутствия в стране. Переход от высылки российских дипломатов к обсуждению встречи с российским президентом заставил экспертов констатировать полное отсутствие в администрации единого видения на будущее американо-российских отношений.
2 сентября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал большое интервью интернет-газете «ZNAK», приуроченное к саммиту "Большой двадцатки" в китайском Ханчжоу. В ходе интервью обсуждались ситуация на Украине, позиция ЕС по Минским соглашениям и санкциям в отношении РФ, перспективы сотрудничества России и США в Сирии и политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Всю прошедшую неделю США восстанавливались после президентских выборов, взбудораживших американскую политическую систему. Победа Дональда Трампа изменила атмосферу европейского турне Барака Обамы, которое превратилось в экстренное совещание по спасению демократии. Действующему американскому лидеру осталось два месяца на завершение запланированных дел.
Россия прикладывает огромные усилия для урегулирования кризиса в Сирии, опираясь на два главных принципа: решение конфликта должно быть реализовано мирным путем и определение будущего страны это дело исключительно сирийского народа. С этим принципиально не согласны другие международные и региональные игроки, вовлеченные в сирийский конфликт. В первую очередь, это касается монархий Залива (Саудовской Аравии и Катара), Турции и США. Несмотря на то, что все они формально согласны с необходимостью мирного урегулирования, сохранение у власти Асада для них категорически неприемлемо.