Никита Мендкович
Кооперация Лондона и Парижа объясняется теми же причинами, что и их противостояние в прошлом. Страны имеют сходные амбиции, являются обладателями ядерного оружия и постоянными членами СБ ООН. Это позволяет им выстраивать отношения в формате альянса равных.
ПРЕМИУМ
22 марта 2014 | 01:02

Франко-британское сотрудничество и будущее европейских вооруженных сил

Тесная кооперация Франции и Великобритании объясняется теми же причинами, что и их многовековое противостояние в прошлом. Это страны - соседи с очень близкими экономическими, военными и демографическими параметрами. Они имеют сходные внешнеполитические амбиции, являются единственными в Европе обладателями ядерного оружия и постоянными членами Совета Безопасности ООН. Это позволяет им выстраивать отношения в формате альянса равных.

Ланкастерские соглашения и планы военного строительства
После окончания “холодной войны” именно совместная франко-британская инициатива обозначила необходимость самостоятельных сил безопасности ЕС. В 1998 году в Сант-Мало президент Франции Ж.Ширак и премьер-министр Великобритании Т.Блэр высказались за автономию Евросоюза в области обеспечения безопасности, “поддержанной военным потенциалом и готовностью применять меры в случае международного кризиса”. 

В ноябре 2010 г. в Лондоне президент Н. Саркози и премьер-министр Д. Кэмерон подписали т.н. “Ланкастерские соглашения” по сотрудничеству в сфере обороны и безопасности. Договоренности имели своей целью сближение оборонных потенциалов двух стран и обеспечение готовности к совместному ответу на угрозы безопасности. Эти меры должны были сохранить за Францией и Британией статус крупных военных держав, суверенно распоряжающихся своим военным потенциалом, несмотря на сокращения военного бюджета.

Договор предусматривал кооперацию между британскими и французскими вооружёнными силами путем взаимного пользования ресурсами и техникой, создание совместной военной инфраструктуры, общего оборонного рынка, промышленной и технологической кооперации, сотрудничества в сфере поддержания ядерного боевого потенциала на французской базе Вальдук.

Также было решено создать совместный экспедиционный корпус для выполнения широкого спектра задач, включая боевые операции на суше, море и воздухе. Корпус не предполагалась делать постоянным - он должен был быть готовым к мобилизации в случае необходимости. В сотрудничестве в сфере военно-морских сил было заявлено, что к 2020 годам обе страны создадут технологическую и военно-административную базу для использования совместной авианосной группы. В планы Парижа и Лондона вошла также кооперация в сфере эксплуатации военно-транспортных самолетов, разработки систем и технологий для субмарин, спутниковой коммуникации, беспилотников, кибербезопасности. Были подписаны соглашения о кооперации в борьбе с терроризмом.

Соглашения между Францией и Великобританией 2010 года не имели прямой связи с Системой коллективной безопасности и оборонной политикой ЕС и не опирались на созданные в рамках Евросоюза механизмы кооперации.

Саммит в Оксфорде и разногласия военной организации ЕС 
31 января 2013 года во время встречи на авиабазе вблизи Оксфорда премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон и президент Франции Ф. Олланд подписали договор, продолжающий сотрудничество, заданное Ланкастерскими соглашениями.

Пакет согласованных документов включал кооперацию в проектировании и производстве военных беспилотников, противокорабельных ракет. Помимо этого планируется программа обучения летчиков пилотированию военных самолетов союзников. Стороны договорились о совместных инвестициях в проектировочный ядерный центр в Альдермастоне в Британии для совместной разработки и тестирования ядерного оружия, а также об обмене научно-технической информацией. На саммите также было подписано соглашение о намерениях, создающее структуру для обмена операционными разведданными между французской и британской секретными службами. В частности, планируется совместно собирать и обрабатывать информацию о гражданах Франции и Великобритании, участвующих в боевых исламистских группах.

Военное сотрудничество между Соединенным Королевством и Францией проходит на фоне значительных несовпадений в видении будущего ЕС и расхождений в экономической политике. Правительство консерваторов  в Британии более скептично в отношении широкой европейской интеграции, нежели предыдущий кабинет лейбористов. Д. Кэмерон рассматривает ЕС прежде всего как зону свободной торговли и поле экономической кооперации, подчеркивая абсолютную первичность НАТО в обеспечении европейской безопасности.

Британские министры-консерваторы открыто осуждают экономическую политику президента Франции, используя сложности во французской экономике как аргумент в предвыборной кампании против партии лейбористов. С французской стороны также звучит критика системы здравоохранения и транспорта Великобритании.

На саммите в Оксфорде Кэмерон, планировал добиться у президента Франции уступок по вопросу об изменении статуса Соединенного королевства в Евросоюзе с целью обеспечения большего контроля Лондона над иммиграцией, социальной политикой и судебной системой. Однако Олланд заявил, что изменение основополагающего договора ЕС не является приоритетом и не должно быть осуществлено Великобританией в одностороннем порядке. В тот же день Палата лордов силами проевропейски настроенных лейбористов и либералов отклонила предложение консерваторов о проведении референдума о продлении членства Британии в ЕС в 2017 году.

Декабрьский Саммит ЕС и европейская кооперация в сфере безопасности    
Декабрьское заседание Европейского совета в 2013 году было в значительной части посвящено вопросам безопасности. Оно проходило на фоне сокращения военных расходов стран ЕС, ослабления присутствия США в Европе и усиления нестабильности на Ближнем Востоке. Проекты, обсуждавшиеся на саммите, почти исключительно касались оборонной инфраструктуры, техники и промышленности. 

Французский президент предложил создать общий фонд, который должен был бы финансировать одобренные ЕС военные операции стран-участниц. Однако это предложение было отвергнуто канцлером Германии Ангелой Меркель по причине неготовности Берлина “платить за операции, которые мы не можем контролировать".
Одним из решений саммита было поручить Европейскому оборонному агентству разработать к 2014 году два стратегических документа: военно-морскую стратегию и рамочную структуру кибербезопасности. Европейское оборонное агентство по плану должно будет вести разработки в следующих сферах: разведывательные беспилотники дальнего радиуса действия, системы воздушной дозаправки, спутниковые коммуникации, цифровая безопасность. Государства-участники также были призваны активировать свою кооперацию в создании ресурсов общего пользования.

Несмотря на то, что генеральный секретарь НАТО, присутствовавший на саммите, заявил, что он не видит никакого противоречия между усиливающейся оборонной способностью Европы и сильным НАТО, британский премьер-министр сразу же после саммита попытался торпедировать совместные программы по производству беспилотников, подвергнув сомнению разумность этого проекта, добавив, что НАТО останется фундаментом безопасности Британии.

Слова Кэмерона во многом были вызваны тем давлением, которое оказывается на него частью консерваторов и набирающей силу правой популистской Партией независимости Соединенного Королевства. В целом в Британии складывается консенсус между частью консервативных элит, являющихся носителями идей изоляционизма и скепсиса по отношению к большим континентальным надгосударственным проектам и значительной частью населения, обеспокоенной последствиями активной миграцией из ЕС.

Несмотря на то, что в заключительном документе Саммита ЕС главы государств одобрили решение Франции осуществить военную операцию в Центральной африканской республике в согласии с резолюцией ООН, ЕС как целое действовать был не готов. 

Франция и Британия остаются наиболее активными участниками операций НАТО. Союзники продемонстрировали это в ходе кампании Альянса в Ливии в 2011 году. Британия также оказала активную поддержку операции французских войск «Серваль» в Мали в 2013 году. Лондон и Париж придерживаются курса на продолжение миротворческих миссий в Ливии, Мали и Центральной Африканской Республике. К 2016 году оба государства планируют осуществлять скоординированные военные операции.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

17 октября 2014 | 20:47

Политические последствия российско-турецкого экономического сближения

Сегодня у России и Турции вновь есть исторический шанс преодолеть политические разногласия, объединить свои разные евразийские концепции и двигаться в будущее вместе, способствуя укреплению стабильности в своих странах, на Кавказе и шире – в Евразии. 

23 сентября 2016 | 18:22

Что делает СНГ по-прежнему востребованным

16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. Несмотря на заявления критиков о неэффективности организации, СНГ продолжает играть значимую роль на постсоветском пространстве, выступая в качестве дискуссионной и культурной площадки. Документы прошедшего саммита подтверждают стремление стран-участников Содружества закрепить его коммуникационную функцию.

7 апреля 2014 | 15:22

Предвыборная тактика Петра Порошенко и Юлии Тимошенко

Политическая конструкция Порошенко может успешно пережить выборы и трансформироваться в стабильную власть. В такой ситуации Тимошенко может попытаться отсрочить выборы, спекулируя на теме сепаратизма и угрозе введения чрезвычайного положения.

19 декабря 2014 | 14:00

Как США видят украинский кризис

Правда, это не означает, что американцы не воспользуются возможностью ускорить падение режима в России, если ее внутренние проблемы вызовут социальный взрыв. Встречи с чиновниками в Белом доме, Совете национальной безопасности и Пентагоне, а также с группой американских экспертов по России в Вашингтоне говорят о том, что США испытывают сложности в выработке единой непротиворечивой линии в отношении Москвы, не говоря о том, чтобы планировать заговор в тайне от нее.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова