Геворг Мирзаян
Политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. 
ПРЕМИУМ
25 июля 2015 | 20:14

Новая роль Казахстана в Евразии

Казахстан является самой успешной страной Средней Азии. Теперь ей нужно, чтобы все об этом узнали.

За годы пребывания у власти Нурсултану Назарбаеву, в отличие от его южных соседей, удалось создать стабильное и развитое государство. Казахстан не сотрясают внутренние конфликты, революции и межнациональные столкновения (нередко можно увидеть, как два казаха, прекрасно знающих родной язык, в диалоге несколько раз переходят с казахского на русский и наоборот), он не живет на переводы мигрантов из России. По сути, казахстанская экономика ориентирована на экспорт.

«На сегодня мы экспортируем 850 экспортных товаров, по 160 из них Казахстан входит в ТОП-50 стран-экспортеров. В целом, Казахстан сейчас вошел в 50 лучших экспортеров, занимает 49 место», - говорит министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.

В политическом плане Нурсултан Назарбаев не конфликтует ни с одной из сил, имеющих интересы в Средней Азии: ни с Россией, ни с Китаем, ни с ЕС, ни с США. Реализуемый Китаем проект «экономического пояса Шелкового пути» дает Казахстану как самой большой и успешной стране Средней Азии дополнительные возможности для развития, транзитных доходов, а также для укрепления контактов со странами Запада и Востока. Важно, что Россия, с подозрением относящаяся к европейским проектам, не имеет ничего против китайского: на саммите в Уфе Владимир Путин заявил о возможности сопряжения между проектом евразийской интеграции и китайским «шелковым путем».

Однако при этом политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. Именно поэтому серьезнейшим имиджевым проектом является выставка Экспо-2017, к которой казахстанские власти тщательнейшим образом готовятся, возводя в столице целый комплекс зданий. По идее, выставка должна открыть для многих европейских бизнесменов Казахстан, показать им все плюсы казахстанской экономики. Именно поэтому проект находится на личном контроле у Назарбаева, и он недоволен темпами строительства, а также качеством медийной компании вокруг него.

«На сегодня нет четкого коммуникативно-медийного плана, системно не проработан вопрос имиджевого продвижения, при этом все усилия направлены лишь на проведение разовых мероприятий. Только грамотно продуманная стратегия позволит привлечь в страну туристов и достичь показателя в 5 миллионов посещений – еще одного параметра успешности выставки», - говорит Назарбаев. – «Необходимо организовывать презентации по теме выставки на крупных экономических, туристических форумах, спортивных мероприятиях, использовать предстоящий Давосский форум, Санкт-Петербургский форум, Астанинский экономический форум для приглашения стран для участия».

В то же время перед государством стоят и серьезные вызовы. Первый и самый очевидный - что будет со страной после ухода Нурсултана Назарбаева. Как и во всех странах Средней Азии, в Казахстане действует полуручной метод управления. Президент замыкает на себе цепочки процессов принятия решений. Помимо очевидных плюсов в виде контроля тут множество минусов, в частности, зависимость пути развития от личности президента. И если Назарбаев оказался крайне мудрым и осторожным президентом, лавирующим между различными течениями казахстанской политики, то его наследник может быть не столь эффективным.

«Есть осознание того, что преемник не будет обладать столь мощной харизмой, как у Назарбаева, что могут возникнуть проблемы, и лучше их решать через институты, причем реальные, а не такой парламент, где присутствует одна партия», - говорит председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Как известно, политические реформы всегда проходят наиболее болезненно, однако среди всех лидеров среднеазиатских стран именно Нурсултану Назарбаеву (с его космополитичными взглядами и отсутствием необходимости кому-то что-то доказывать) проще всего их провести. В том же Узбекистане или Таджикистане о возможности политической модернизации и речи быть не может.

Второй вызов - это исламизм. Да, Казахстан является на сегодняшний день самой успешной со всех точек зрения страной Средней Азии, но даже его не обошел вирус исламизма. Ректор одного из ведущих ВУЗов страны говорит о заполненных молодыми людьми мечетях, и о муллах, которые (по его словам, от недостатка образования) внедряют в умы молодежи идеи, далекие от современного взгляда на жизнь. Причем, по словам источника в правительстве страны, наибольшая исламизация происходит именно в западных районах Казахстана - то есть там, где сосредоточены запасы углеводородов. Сам источник связал это с деятельностью иностранных НПО, однако речь тут идет скорее о региональном тренде и о недостатке в светских государствах Средней Азии чувства идейной сопричастности. Казахстанские власти прекрасно отдают себе отчет о масштабах угрозы и, судя по всему, несколько лет назад решили всерьез ею заняться. Однако проблема в том, что решать эту проблему на национальном уровне крайне непросто: ее нужно решать комплексно во всем среднеазиатском регионе. И у Казахстана есть все шансы еще больше поднять свой авторитет через совместные с Россией и Китаем действия по нейтрализации угрозы исламизма на всем пространстве стран ШОС.

Впервые опубликовано на сайте Expert Online.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

8 октября 2014 | 00:05

Новый генсек НАТО Столтенберг посылает России примирительные сигналы

Фигура Йенса Столтенберга, имеющего шансы стать координатором новой «восточной политики» НАТО, вопреки многим прогнозам пессимистов, все же дает некоторые поводы для ограниченной нормализации российско-западных отношений, хотя отнюдь и не гарантирует ее.

20 октября 2017 | 15:58

Дайджест внешней политики США (13-19 октября)

Вашингтон объявил о новой стратегии в отношении Ирана, первыми шагами в рамках которой стало введение санкций против Корпуса стражей исламской революции и начало пересмотра соглашения по иранской ядерной программе. Переговоры по НАФТА на прошлой неделе зашли в тупик, и стороны согласились отсрочить следующий раунд. Американские законодатели обрушились на иракское правительство с угрозами пересмотреть финансовую и военную помощь.

6 ноября 2017 | 19:05

Дайджест внешней политики Германии 31 октября – 6 ноября

Практически одновременно с Дональдом Трампом в длительную поездку по странам АТР отправился президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, посетив Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. В центре переговоров стояли вопросы углубления экономического сотрудничества и обмен опытом работы с миграционными потоками.В самой Германии отсутствие прогресса в коалиционных переговорах начинает пугать политиков и экспертов, призывающих стороны к компромиссу. 

14 марта 2016 | 23:00

Принципы нормализации отношений между Россией и Евросоюзом

14 марта министры иностранных дел ЕС собрались для важнейшего «мозгового штурма» за всю их карьеру. Судьба беженцев или даже сирийский конфликт - все эти актуальные темы меркнут перед задачей по нормализации отношений с Россией. И речь не просто о тактической нормализации - Евросоюз должен фактически определить новые правила игры и основы стратегических отношений с Россией в посткрымский период.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова