Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Среди экспертов в основном сформировалось понимание того, что, несмотря на ряд громких заявлений в ходе предвыборной кампании, Трамп-президент не будет заинтересован в немедленном воплощении своих обещаний в жизнь. Все его решения должны до поры до времени отражать позицию республиканской партии, иначе миллиардер рискует преждевременно попасть под процедуру импичмента, которой ему уже угрожают демократы. Соответственно, ожидать роспуска НАТО или немедленного строительства стены на американо-мексиканской границе преждевременно.
При этом даже одна лишь смена внешнеполитической риторики на более предметную, чего так ожидают от Трампа, может внести ряд позитивных изменений. Это касается, например, политики США в Закавказье, где Вашингтон сталкивается с интересами таких стран как Россия и Иран. Так, оценивая ситуацию вокруг Грузии, аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов отмечает:
"То, что Грузия благодаря конструктивным российско-американским отношениям будет занимать более взвешенную позицию, не будет использовать противоречия Запада с Россией для других целей, как это делал Саакашвили, в этом ничего плохого не вижу, честно говоря… Мы увидим, что если российско-американские отношения будут улучшаться, то Грузии от этого будет только лучше".
Маловероятно, что новая американская администрация готова признать за Россией наличие в Закавказье своей эксклюзивной зоны интересов. Резкий уход США в изоляционизм будет воспринят внутри страны и во всем мире как показатель слабости, а это совсем не то, за что выступал Трамп. Вместо этого наиболее вероятной стратегией представляется поиск новых компромиссов и красных линий, которые смогли бы упорядочить имеющиеся противоречия и обеспечить определенные выгоды для Москвы и Вашингтона. Именно прагматизация отношений, по мнению Сергея Маркедонова, может стать новой основой российско-американского диалога в Закавказье:
«Полагаю определенная прагматизация отношений возможна. Она не предопределена, но шанс есть. То же самое касается Грузии, понятное дело, что Трамп не скажет, что «мы признаем Абхазию и Южную Осетию» и не будет восторженно поддерживать путинский подход. Но он и его команда могут согласиться какие-то сюжеты не эксплуатировать. Скажем, Москва не будет педалировать тему присоединения Южной Осетии. А Трамп и его партнеры достаточно скептически будут относиться к идее членства Грузии в НАТО, не будут излишне продвигать этот тезис».
В любом случае, позитивные изменения буду невозможны, если первые попытки конструктивных переговоров быстро зайдут в тупик. Трамп может выглядеть удобным переговорщиком, однако он не станет бороться за сохранение диалога, когда поймет бессмысленность дальнейших разговоров. И, само собой, любые уступки с его стороны будут иметь немалую цену.
Состоявшийся 9 июля в Уфе саммит БРИКС ожидаемо привлек внимание американских экспертных кругов, в которых еще накануне встречи развернулась дискуссия о значимости деятельности группировки для международных позиций США. Параллельно с этим на прошедшей неделе вновь был поднят вопрос об информационной безопасности и необходимых мерах разведсообщества по ее обеспечению. В свою очередь, Президент Обама продолжает попытки договориться с однопартийцами для достойного завершения своего президентского срока.
Для моралистов идеал — справедливость. Для прагматиков — мир и безопасность. В ходе конфликта для многих постепенно становится очевидно, что справедливость можно отложить на потом, а сейчас главное безопасность. Наступил ли этот момент в украинском кризисе?
1 декабря в Москве состоялись переговоры президента России Владимира Путина и президента Абхазии Рауля Хаджимбы. Центральной темой встречи стали вопросы экономического сотрудничества между двумя странами. Российский президент дал понять, что дальнейшее экономическое взаимодействие будут зависеть от политической стабильности в Абхазии.
Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.