Сергей Маркедонов
Артем Соколов
Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Безусловно, фундаментальные изменения здесь маловероятны, однако стоит отметить, что одна лишь прагматизация подходов к решению актуальных проблем способна дать некоторые результаты. Например, упорядочить российско-американские противоречия в Закавказье.
ПРЕМИУМ
11 ноября 2016 | 20:07

Президентство Трампа прагматизирует отношения России и США в Закавказье

Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Среди экспертов в основном сформировалось понимание того, что, несмотря на ряд громких заявлений в ходе предвыборной кампании, Трамп-президент не будет заинтересован в немедленном воплощении своих обещаний в жизнь. Все его решения должны до поры до времени отражать позицию республиканской партии, иначе миллиардер рискует преждевременно попасть под процедуру импичмента, которой ему уже угрожают демократы. Соответственно, ожидать роспуска НАТО или немедленного строительства стены на американо-мексиканской границе преждевременно.

При этом даже одна лишь смена внешнеполитической риторики на более предметную, чего так ожидают от Трампа, может внести ряд позитивных изменений. Это касается, например, политики США в Закавказье, где Вашингтон сталкивается с интересами таких стран как Россия и Иран. Так, оценивая ситуацию вокруг Грузии, аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов отмечает:

"То, что Грузия благодаря конструктивным российско-американским отношениям будет занимать более взвешенную позицию, не будет использовать противоречия Запада с Россией для других целей, как это делал Саакашвили, в этом ничего плохого не вижу, честно говоря… Мы увидим, что если российско-американские отношения будут улучшаться, то Грузии от этого будет только лучше".

Маловероятно, что новая американская администрация готова признать за Россией наличие в Закавказье своей эксклюзивной зоны интересов. Резкий уход США в изоляционизм будет воспринят внутри страны и во всем мире как показатель слабости, а это совсем не то, за что выступал Трамп. Вместо этого наиболее вероятной стратегией представляется поиск новых компромиссов и красных линий, которые смогли бы упорядочить имеющиеся противоречия и обеспечить определенные выгоды для Москвы и Вашингтона. Именно прагматизация отношений, по мнению Сергея Маркедонова, может стать новой основой российско-американского диалога в Закавказье:

«Полагаю определенная прагматизация отношений возможна. Она не предопределена, но шанс есть.  То же самое касается Грузии, понятное дело, что Трамп не скажет, что «мы признаем Абхазию и Южную Осетию» и не будет восторженно поддерживать путинский подход. Но он и  его команда могут согласиться какие-то сюжеты не эксплуатировать. Скажем, Москва не будет педалировать тему присоединения Южной Осетии. А Трамп и его партнеры достаточно скептически будут относиться к идее членства Грузии в НАТО, не будут излишне продвигать этот тезис».

В любом случае, позитивные изменения буду невозможны, если первые попытки конструктивных переговоров быстро зайдут в тупик. Трамп может выглядеть удобным переговорщиком, однако он не станет бороться за сохранение диалога, когда поймет бессмысленность дальнейших разговоров. И, само собой, любые уступки с его стороны будут иметь немалую цену.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 марта 2015 | 12:00

Что стало с миром за год после Крыма?

В истории редки события, которые оказываются поворотными для развития мира. Несомненно, «крымская весна» стала одним из них. «Крымская весна» запустила череду процессов, последствия которых пока неочевидны. Однако они уже существенно меняют международный ландшафт XXI века.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

5 октября 2015 | 22:00

Россия в роли конструктора Большой Малой Азии

России следует, учитывая и уважая статус Ирана, играть на опережение, предлагать свои возможности и воздействовать на различные субъекты иранской политики, чтобы не сложилась ситуация, когда все будут играть не в те ворота, лишь торгуясь о тех или иных незначительных вещах, тогда как «тысяча и одна ночь» уже будут предопределены западоцентричной мировой средой.

5 июля 2016 | 20:00

Представления Х.Клинтон и Д.Трампа о России и Евразии

Если исходить из того, что российско-американские отношения при новом президенте США как минимум не станут лучше, а Евразийский экономический союз в новой администрации по-прежнему будет восприниматься как «креатура Москвы», существование оппозиции интеграционным проектам на евразийском пространстве не должно быть неожиданностью.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова