Гор Алексанян
Оценив все риски, Армения сделала выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него.
ПРЕМИУМ
5 апреля 2014 | 12:00

Крым во внешней политике Армении

Присоединение Крыма к России стало серьезным вызовом для внешней политики Армении, которая оказалась перед необходимостью обозначить свою позицию относительно происходящих событий. В ходе развития украинского кризиса официальный Ереван хранил молчание, несмотря на позитивно складывающиеся двухсторонние отношения с Украиной и большое число украинских армян, участвующих в акциях протеста.

Долгое молчание Армении можно объяснить несколькими обстоятельствами. Со дня независимости внешняя политика Армении строится исходя из существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Любой шаг Еревана напрямую влияет на судьбу НКР. В этом смысле, логика внешней политики Армении подразумевает приоритет права народов на самоопределение над принципом территориальной целостности государства. Из этого следует, что Ереван должен был поддержать самоопределение населения в Крыму. В аналогичной ситуации в 2008 году, когда албанцы в Косово отделились от Сербии, Армения вслед за Россией не поддержала Косово. 

Решение Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз сузило возможности Еревана по лавированию между Западом и Россией. Хотя ТС и считается экономической организацией, фактически страны-участницы ведут и согласованную внешнюю политику. В разных политических процессах Армения следует линии России, однако у Еревана есть специфические интересы, которые неудобны Москве. Ереван стремится  к созданию условий для международного признания НКР. Пока Армения не видит для этого возможностей и сама не признает республику. Армения находится на грани войны с Азербайджаном и в экономической блокаде со стороны Турции. Единственная твердая гарантия безопасности Армении и НКР – военный союз Еревана с Москвой. 

Россия так же является основным торговым партнером Армении и поставщиком жизненно важных товаров, включая энергоресурсы. Единственной реальной альтернативой для Еревана в этой ситуации остаются контакты с Ираном, который сам находится в непростом положении. В совокупности это определяет курс Армении на партнерство с Россией. В Ереване рассчитывают, что в случае осложнения отношений России с Азербайджаном, Москва вспомнит и про референдум 1991 года, проведенный в НКР. Однако это маловероятно, поскольку Россия заинтересована в сохранении статус-кво между Арменией и Азербайджаном, слом которого неизбежно приведет к самому крупному военному конфликту на российских границах, в который Москва будет вынуждена вовлечься.  

Политическая пауза, который взял официальный Ереван в связи с украинским кризисом, была нарушена концертом в столице НКР Степанакерте в честь самоопределения Крыма. За ним последовало заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что страна выступает за урегулирование украинского кризиса путем мирных переговоров. Кульминацией стал телефонный разговор между Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным, во время которого лидеры согласились, что референдум в Крыму является примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления.

В результате переговоров стороны опубликовали официальные сообщения, которые существенно отличались друг от друга. В российском сообщении не уточнялась позиция Армении, и говорилось только про обмен мнениями в связи с воссоединением Крыма и России. В сообщении армянской стороны обозначалась четкая поддержка политики России в крымском вопросе. Хотя Москва нуждалась в союзниках в связи с конфронтацией с Западом, Кремль не уточнил позицию Армении, давая шанс Еревану сохранить нейтралитет в сложной ситуации. Ереван, однако, предпочел публично поддержать Москву. 

Новые власти Украины выразили недовольство позицией Армении и отозвали своего посла для консультаций. С критикой оценки крымского референдума Ереваном выступили послы США и Великобритании в Армении. Отношение армянских оппозиционеров к позиции правительства, напротив, положительное.  Многие непримиримые противники президента и правящей партии поддержали эту позицию. 

Вряд ли лица принимающие решения, не смогли правильно сориентироваться в этой ситуации и не воспользоваться шансом, предоставленным Москвой. Исключен также вариант ситуационного реагирования на происходящее событие. 

Ереван отказался от сохранения нейтралитета и поддержал Москву в крымском вопросе. При этом Армения настроила против себя Украину и вызвала недоумение на Западе. Это станет для Еревана проблемой в случае, если его ставка на союз с Россией и курс на экономическую интеграцию с Таможенным союзом не даст скорого результата, который может быть зафиксирован в виде интенсивного роста экономики Армении или международного признания НКР. В Ереване опасаются, что западные страны будут оказывать на него давление и перейдут к поддержке Азербайджана. Оценив все риски, руководители Армении сделали выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

15 апреля 2015 | 22:53

Источники неопределенности в отношениях Москвы и Пекина

Совершенно очевидно одно – этот визит доказывает укрепление «всеобъемлющего стратегического партнерства» между нашими странами. При этом говорить о формировании некоего российско-китайского союза совершенно неуместно – сближение Москвы и Пекина определяется сонаправленными, но не совпадающими векторами развития.

22 февраля 2016 | 06:51

Российско-турецкая конфронтация: кавказское измерение

Не представляется возможным оставлять ситуацию в этом регионе на самотек. Нужно максимизировать дипломатические контакты между всеми странами Закавказья, несмотря на имеющиеся неразрешенные проблемы, и добиться более нюансированной позиции в отношении действий Турции (как в целом, так и на кавказском направлении в частности). Это позволило бы купировать дополнительные риски и, в конечном итоге, удержать имеющийся статус-кво до лучших времен.

11 апреля 2016 | 21:04

Логика внешней политики постсоветских государств и роль ОДКБ

У каждой страны-члена ОДКБ есть свои объективные и субъективные резоны для того, чтобы не быть против российской политики, но «воздерживаться». Следует признать сегодняшнюю реальность. Постсоветское пространство, как некая политически интегрированная территория на самом деле не существует. Бывшие республики «нерушимого Союза» расходятся каждый в соответствии со своими интересами

9 января 2016 | 17:00

Маркедонов: Нормализации отношений ЕС с Россией в 2016 году не будет

Минувший год запомнился продолжением и расширением кризиса в международных отношениях и новыми вызовами для безопасности в Европе. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии и на Украине добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы и российско-турецкий конфликт. О вызовах международной безопасности на Украине, Южном Кавказе и Ближнем Востоке и возможностях их преодоления в 2016 году рассказал Сергей Маркедонов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова