Ольга Ребро
Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада.
ПРЕМИУМ
7 апреля 2017 | 09:07

Дайджест внешней политики США (31 марта – 6 апреля)

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

1. Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром, испортившихся во времена предыдущей администрации.

2. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом, при этом традиционная критика в адрес России мало отличалась от риторики предыдущей администрации.

3. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада. Останавливаясь в шаге от официальных призывов к незамедлительному свержению режима, администрация грозит «серьезным ответом».

Визит президента Египта

3 апреля Вашингтон посетил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Это стал первый государственный визит главы Египта с 2009 года и вторая встреча ас-Сиси и Трампа: первая состоялась в сентябре 2016 года на полях Генассамблеи ООН. Тогда Дональд Трамп назвал египетского президента «отличным парнем», а ас-Сиси подчеркнул «глубокое и превосходное понимание» Трампом событий на Ближнем Востоке и в Египте.

Подобный оптимистичный тон был продолжен и во время официального визита, который, как отмечается в пресс-релизе Белого дома, «ознаменовал наступление нового этапа в отношениях между двумя странами». В не менее дружественной обстановке прошел и визит ас-Сиси в Пентагон, где министр обороны Джеймс Мэттис заметил:

«Когда-то давным-давно мы вместе служили, кажется, прошла целая вечность. Я думаю, господин президент, вы знаете меня достаточно хорошо и понимаете, что я отношусь к тем людям, которые называют Египет самой важной страной для поддержания долгосрочной стабильности на Ближнем Востоке».

Таким образом, на этой неделе Египет пополнил список стран, в отношении которых новая администрация взяла курс на восстановление традиционно близких отношений, испортившихся за время президентства Барака Обамы.

В случае с Египтом резкое ухудшение отношений произошло в 2013 году, после военного переворота, в результате которого к власти пришел ас-Сиси. Тогда Вашингтон отменил совместные военные учения, заморозил поставку некоторых видов вооружений и начал «пересмотр» экономической помощи. При этом в американском бюджете появилось условие, что часть двусторонней помощи должна «удерживаться» до тех пор, пока Конгрессу не будут предоставлены неоспоримые доказательства конкретных мер, предпринимаемых египетским правительством, по продвижению к демократии. В последующие годы США регулярно выступали с критикой в адрес Каира, обвиняя его в нарушениях прав человека (самым резонансным стало заключение уроженки штата Висконсин с двойным американо-египетским гражданством) и демократических процедур (в первую очередь – ограничение деятельности неправительственных организаций). В 2015 году на фоне дестабилизации ситуации в регионе Обама возобновил поставки вооружений, однако пообещал изменить процедуру предоставления военной помощи с 2018 года, сделав ее более точечной. «Египет получит больше гибкости для реагирования на возникающие вызовы. А США получат больше гибкости для прекращения помощи, если их что-то не устроит», - прокомментировала тогда это решение газета «Нью-Йорк Таймз».

Пока не сообщалось, какими конкретными инициативами будет наполнен новый курс в отношении Египта. В отсутствие пресс-конференции, пресс-релиз Белого дома лишь указывает, что лидеры «согласились» с важностью стабилизации региона, «включая Ливию, Сирию и Йемен», и поддержки мирного процесса между Израилем и Палестиной. Кроме этого, отдельно отмечается необходимость продвижения «современного понимания ислама», что, в контексте так и не реализованных намерений администрации признать организацию «Братья мусульмане» террористической, является реверансом в адрес египетского президента, горячо поддерживающего эту идею. Нет конкретики и относительно будущего двусторонней помощи: в пресс-релизе лишь говорится о средствах, выделенных МВФ, а в проекте бюджета Трампа Египет вовсе не упоминается. При этом Госдепартамент ранее отмечал, что производит ревизию всех программ двусторонней помощи, кроме израильской.

Единственное, что во время визита стало понятно (и за что на Трампа обрушилась волна критики): текущая администрация не собирается выносить обсуждение вопроса прав человека на публику. «Чтобы прогресс в этой области был возможен, мы считаем, что лучше всего вести такие разговоры за закрытыми дверями», - пояснил пресс-секретарь Белого дома, отвечая на негодование американских журналистов.

Министерская встреча НАТО

В пятницу госсекретарь Рекс Тиллерсон прибыл в Брюссель, чтобы принять участие во встрече министров иностранных дел стран НАТО. Перенесенное на 31 марта мероприятие (из-за конфликта в расписании госсекретаря) прошло по укороченному сценарию: Тиллерсон отказался от традиционных двусторонних встреч, ограничившись выступлением на общем заседании и на заседании Комиссии НАТО-Украина.

Рекс Тиллерсон обозначил три цели на этот визит: 

«Во-первых, (я подниму вопрос) обеспечения Альянса всеми необходимыми ресурсами для выполнения его миссии. Во-вторых, мы обсудим, как мы можем расширить уже и без того значительное участие НАТО в борьбе с ИГ и в борьбе с терроризмом, что, в конечном итоге, сможет стабилизировать Ближний Восток. И наконец, мы, конечно же, намерены поговорить о действиях НАТО здесь, в Европе, особенно в Восточной Европе, в ответ на агрессию России на Украине и в других местах».

Говоря об обеспечении НАТО ресурсами, госсекретарь в очередной раз повторил тезис о справедливом взносе каждого участника:

«США больше не могут брать на себя чрезмерно большую часть расходов НАТО на оборону. Способность Альянса защищать трансатлантическое сообщество зависит от (выполнения союзниками взятых на себя обязательств)».

При этом Тиллерсон конкретизировал выдвигаемые требования: те страны, которые пока не составили плана по достижению двухпроцентной планки к 2024 году, должны до конца года предъявить такой план Вашингтону, а те, у которых план имеется, должны ускорить его реализацию и продемонстрировать конкретные результаты. Отдельно госсекретарь похвалил тех союзников, которые уже тратят 2 % на оборону, и призвал их усилить давление на отстающих.

Слова Тиллерсона вызвали незамедлительную реакцию делегации из Германии: «Два процента означает, что 70 млрд. евро пойдет на военные расходы, - заметил министр иностранных дел ФРГ. – Я не знаю ни одного немецкого политика, который бы сказал, что это достижимо или хотя бы желательно. Соединенные Штаты должны понять, что лучше говорить о том, как мы тратим средства, а не об их количестве».

В качестве первоочередной задачи Альянса Тиллерсон назвал борьбу с терроризмом:

«НАТО может и обязана делать больше. Борьба с терроризмом является приоритетом в обеспечении национальной безопасности США, и это должно являться приоритетом для каждого из нас».

В этой связи он призвал разработать конкретные предложения по увеличению роли Альянса к майскому саммиту Альянса.

Обозначив, таким образом, домашнее задание («В следующие два месяца нам необходимо провести надлежащую работу, чтобы встреча в мае оказалась результативной»), Тиллерсон перешел к заверениям в преданности США Трансатлантическому единству, иллюстрируя их примерами готовности Вашингтона противостоять «российской угрозе»:

«Мы будем исполнять соглашения по защите наших союзников. Это не просто слова. Например, завтра американский батальон будет размещен в Польше. Президент поддерживает НАТО. Американский Конгресс поддерживает НАТО. Так, Сенат почти единодушно одобрил членство Черногории».

Более подробно на критике в адрес Москвы Тиллерсон остановился во время выступления на заседании Комиссии НАТО-Украина. Впрочем, не предлагая новых идей, госсекретарь лишь повторил тезисы предыдущей администрации: США никогда не признают «действия России по изменению украинских границ»; санкции не будут отменены до тех пор, пока Москва не устранит их причину; США и впредь будут поддерживать усилия Германии и Франции по поиску мирного решения конфликта; в эскалации насилия на востоке Украины виноваты «пророссийские сепаратисты»; а в промедлении реализации Минских соглашений – нежелание России допустить на территорию ДНР и ЛНР наблюдателей ОБСЕ. Вместе с этим Тиллерсон повторил призыв, появившийся в риторике Вашингтона в последний год администрации Обамы:

«Соединенные Штаты продолжают настаивать, чтобы Украина удвоила свои усилия по реализации непростых реформ, включая искоренение коррупции, прозрачность судебной системы, укрепление банковского сектора, приватизацию госкомпаний. Не имеет смысла бороться за свое тело на Донбассе, если душа загнивает в коррупции».


Химическая атака в Сирии

Во вторник Сирийская обсерватория по правам человека сообщила о химической атаке в сирийской провинции Идлиб. Несмотря на то, что Организация по запрещению химического оружия 4 апреля заявила, что «находится в процессе сбора и анализа информации из доступных источников», а представитель ООН по вопросам разоружения 5 апреля отметил, что детали пока уточняются, Вашингтон незамедлительно возложил вину на официальный Дамаск.

Уже во вторник на сайте Госдепартамента появилось официальное заявление:

«Мы продолжаем мониторинг ужасающей ситуации, но не может быть сомнений, что именно так действует Башар Асад: с жестоким нескрываемым варварством. Те, кто его защищают, включая Россию и Иран, не должны пытать иллюзий относительно Асада и его намерений. Любой, кто использует химическое оружие против собственного населения, должен быть наказан».

В среду аналогичные обвинения прозвучали уже из уст президента:

«Вчерашняя химическая атака в Сирии была столь ужасающей, в ней пострадали невинные люди, включая женщин, маленьких детей, даже красивых маленьких младенцев. Их смерти являются вызовом всему человечеству. Мы не должны мириться с такими отвратительными действиями режима Асада».

Проводя параллели с действиями предыдущей администрации в аналогичной ситуации в 2013 году, когда Барак Обама назвал применение Асадом химического оружия «красной линей», при пересечении которой последует военная операция, Дональд Трамп заявил:

«Для меня это является пересечением многих-многих линий. (Асад ушел) далеко за красную линию».

После этого в СМИ появились сообщения о том, что глава Пентагона Джеймс Мэттис и советник по национальной безопасности «Г.Р.» Макмастер активно обсуждают варианты военного ответа, которые должны быть представлены на рассмотрение президента вечером 6 апреля. Экстренное совещание состоится в Мар-а-Лаго (Флорида), где проходит официальный визит главы Китая Си Цзиньпина. Направляясь туда, и Дональд Трамп, и Рекс Тиллерсон отметили необходимость ответных действий. «У нас нет никаких сомнений, и информация, которой мы располагаем, это подтверждает, что Сирия, сирийский режим под руководством президента Башара Асада, несет ответственность за эту атаку, - заявил госсекретарь. - И я считаю, что российское правительство должно внимательно изучить вопрос дальнейшей поддержки режима Асада. Учитывая его действия, становится понятным, что он не должен принимать участия в управлении Сирией». Впрочем, Тиллерсон, неоднократно называвший приоритетом борьбу с терроризмом в Сирии, а не свержение режима, уточнил:

«Разработка процедуры ухода Асада требует совместного международного подхода, который должен включать сначала разгром ИГ в Сирии, стабилизацию страны для предотвращения дальнейшей гражданской войны и затем коллективную работу с нашими партнерами по определению политического процесса, в результате которого Асад уйдет».

Отвечая на вопрос о возможности военных действий, Тиллерсон лишь отметил:

«(Химическая атака) является серьезным нарушением и требует серьезного ответа».

Между тем в среду состоялось экстренное заседание СБ ООН, на котором обсуждался проект резолюции, осуждающий режим Асада за совершение химической атаки. На эмоциональные выступления представителей Франции, Великобритании и США (в последнем случае сопровождавшегося фотографиями жертв) Россия отвечала призывами не торопиться и разобраться в произошедшем. Показательно, что, несмотря на жесткую риторику в адрес Москвы в ООН, миды Германии и Франции предостерегли от односторонних действий и военной эскалации в Сирии. Диаметрально противоположную позицию заняла Турция, президент которой в четверг заявил, что «сделает все возможное» для поддержки военной операции США.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 июля 2015 | 11:25

Как избежать заморозки конфликта в Донбассе

С учетом конструкции Минского процесса урегулирования, ответственность за корректировку действий Украины лежит на «нормандской четверке». При этом, очевидно, что у Франции, Германии и России нет ресурсов, чтобы обеспечить подчинение Киеву вооруженных подразделений на линии фронта и в тылу. Более того, у самих украинских властей таких ресурсов не так много.

25 мая 2015 | 18:00

Дуда на коне: Итоги президентских выборов в Польше

Новым президентом Польши стал Анджей Дуда. Его предшественник, Бронислав Коморовский, еще до объявления официальных результатов голосования признал поражение. Дуда — член партии «Право и справедливость», как и тоже занимавший президентский пост Лех Качиньский, вместе со своим братом Ярославом запомнившийся большинству россиян как махровый русофоб. Однако ожидать ухудшения отношений Москвы и Варшавы из-за успеха Дуды не стоит — это политик другого поколения, менее идеологически заряженный и более прагматичный.

24 августа 2015 | 16:53

Круглый стол: перспективы мирного урегулирования на Украине

26 августа в РСМД состоится  круглый стол с участием ведущих российских экспертов-международников о судьбе Минских договоренностей по вопросу урегулирования украинского кризиса и презентация доклада Андрея Сушенцова о российско-украинских отношениях.

9 июля 2015 | 12:00

Еще разок? Кому нужен повторный референдум о статусе Крыма

Проводить референдумы с различными формулировками, которые не оспаривают законности волеизъявления граждан Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года, можно хоть каждый год, однако результат будет один и тот же. Процесс интеграции полуострова в состав России идет полным ходом, население прекрасно видит, что творится на Украине, поэтому плебисцит мало что изменит. А вот сам факт таких обсуждений надо рассматривать только в одной плоскости — как попытку понять, готов ли Брюссель приступить к восстановлению отношений с Москвой.

 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.