В Вашингтоне все больше привлекает внимание ситуация в Ливии - на фоне усиления позиций ИГ в этой стране - вплоть до обсуждения вопроса о военном вмешательстве для борьбы с террористической группировкой. Не менее противоречивым вопросом, обсуждавшимся на прошедшей неделе, стала проблема отказа от использования российскихракетных двигателей при запуске американских спутников, к чему призывает ряд конгрессменов во главе с Маккейном. Помимо этого, США выразили недовольство по поводу отказа Китая ужесточить санкции в отношении Северной Кореи, однако ничего этим не добились.
ПРЕМИУМ
29 января 2016 | 18:25

Дайджест внешней политики США за неделю (22 - 28 января)

1. После визита американского военного руководства в Париж в США всерьез заговорили о возможной военной операции против ИГ в Ливии, где последние несколько месяцев наблюдается укрепление позиций террористов.

2. Группа конгрессменов во главе с Джоном Маккейном планирует продолжать борьбу с использованием российских ракетных двигателей при запуске американских спутников, однако, по словам Пентагона, США обречены сотрудничество с Москвой в этой области как минимум до 2022-2023 года.

3. США дали понять, что более не намерены закрывать глаза на сотрудничество Китая и Северной Кореи, что, тем не менее, не заставило Пекин согласиться с ужесточением санкционного давления на КНДР.

 

Новый фронт борьбы с ИГ в Ливии

Конец прошлой недели ознаменовался серией высказываний высшего военного руководства США о необходимости разработки планов по борьбе с Исламским государством в Ливии. Находясь во Франции, сначала министр обороны Эш Картер, а на следующий день председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд выразили опасения, что бездействие в данной ситуации может привести к распространению ИГ в Ливии, которую террористы будут использовать в качестве плацдарма для дальнейшего продвижения в Африке.

Уже на этой неделе в среду пресс-секретарь Пентагона Питер Кук пояснил:

«Мы крайне обеспокоены распространением ИГ в других районах, одним из которых как раз является Ливия. Мы продолжаем отслеживать ситуацию в стране, продолжаем тесное сотрудничество по данному вопросу с другими членами коалиции и странами региона, которые разделяют наши опасения. […] Однако пока рано говорить о том, куда нас приведет развитие ситуации. […] Наш ответ будет соответствовать потенциальной угрозе».

Подтверждая слова Данфорда о том, что в ближайшее время Пентагон предоставит президенту планы военной кампании в Ливии, пресс-секретарь, тем не менее, заметил, что проведение наземной операции «пока что не обсуждается». Текущее присутствие в стране небольшого контингента американских войск он объяснил необходимостью прояснения ситуации «на земле», а также налаживания контактов с местными силами, которые могут быть полезными в борьбе с ИГ. Это соответствует словам генерала Джозефа Вотеля, главы Объединенного командования сил специального назначения, который еще 20 января говорил о планах своего ведомства в отношении Ливии:

«Мы планируем сосредоточиться на исследовании человеческого фактора, составить персоналии, определить лидеров, понять, кто доминирует в каком регионе».

При этом и Джозеф Данфорд, и Питер Кук подчеркнули, что любые военные действия ни в коем случае не должны мешать политическому процессу восстановления ливийского правительства, успех которого станет залогом стабилизации обстановки в стране.

Члены коалиции по борьбе с ИГ уже давно пристально следят за развитием ситуации в Ливии, где происходит укрепление позиций ИГ на средиземноморском побережье в районе города Сирт. В ноябре стало известно, что в результате авиаудара американских ВВС в Ливии был уничтожен гражданин Ирака Абу Набиль, которого Пентагон назвал лидером ИГ, отвечающим за ливийское направление. В декабре распространилась новость о том, что американский контингент численностью в 20 солдат был выдворен из страны сразу после прибытия. С начала декабря британская пресса периодически пишет о готовящейся «наземной операции, в которой будут участвовать 6000 солдат». Текущая же активизация США и их союзников (пока что речь идет потенциальном участии Великобритании, Франции и Италии (по сообщению «Аль-Арабии», в этом списке также упоминается Россия, однако подтверждения этого в других источниках отсутствуют)) последовала после сообщений об использовании террористами тяжелых вооружений для уничтожения ряда нефтяных сооружений.

В то время как представители Администрации говорят о том, что операция может начаться в ближайшие несколько недель, встает вопрос о ее легитимности.  

Официально санкционировать присутствие иностранных войск могло бы ливийское правительство, очередные попытки сформировать которое провалились на этой неделе, либо резолюция СБ ООН, для чего будет необходимо и согласие России, не раз упрекавшей себя за «молчание» в 2011 году во время голосования по установлению бесполетной зоны.

Американские конгрессмены выступили против российских ракетных двигателей

На состоявшемся в среду заседании сенатского комитета по вооруженным силам республиканец из Аризоны Джон Маккейн пообещал выступить инициатором серии законопроектов, которые «будут гарантировать прекращение зависимости (США) от российских ракетных двигателей и спонсирование Владимира Путина и его шайки коррумпированных подельников».

Основной гнев председателя комитета обрушился на компанию “Юнайтид Лонч Аллаинс» (United Launch Alliance – ULA), которая (при попустительстве Пентагона) не только продолжает покупать для своей ракеты «Атлас-5» российские двигатели РД-180, но и с 2006 года, после слияния двух конкурентов «Локхед Мартин Спейс Системс» и «Боинг Дефенс Спейс энд Секьюрити», стала фактическим монополистом в осуществлении космических запусков военных и разведывательных спутников американского правительства. Сочетание этих обстоятельств привело к тому, что будущее использование космоса Вашингтоном оказалось в прямой зависимости от готовности Москвы идти на сотрудничество.

Замминистра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнк Кендалл справедливо заметил, что самым очевидным выходом ситуации было бы создание полностью американского двигателя на деньги Пентагона. Однако, продолжил он, тут возникает три проблемы. Во-первых, определенный двигатель предназначен для определенного типа ракет и они не являются взаимозаменяемыми. А простое копирование российского РД-180 лишь упрочило бы монополию ULA. Во-вторых, встает вопрос с финансированием. По подсчетам Кендалла, это может обойтись американским налогоплательщикам в 3 млрд долларов, в то время как покупка одного двигателя у России стоит около 30 млн долл. Наконец, он подчеркнул, что минобороны «покупает не ракетные двигатели, не пусковые и двигательные установки, но услуги по доставке спутников на орбиту». Поэтому речь идет не о создании конкретного двигателя, а о поиске надежного поставщика этих услуг (а в идеале – нескольких). Естественно, что под надежностью понимается, в том числе, использование данным поставщиком (в отличие от ULA) исключительно отечественных деталей.

Выход из ситуации представители Пентагона видят в создании частно-государственных партнерств и планируют заключить соглашения сразу с несколькими компаниями, которые на деньги правительства создадут и протестируют пусковые системы. Государство, в свою очередь, получит права на приобретение их услуг в будущем по конкурентным ценам. Маккейн, однако, раскритиковал такой подход, поскольку вместо определения конкретных проектов, на которые будут выделяться деньги, Пентагон будет спонсировать сразу несколько компаний, без гарантий получения результатов.

Как бы то ни было, министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заметила, что по самым оптимистичным подсчетам новый, полностью американский, двигатель может быть разработан к 2019 году, а полностью американский запуск произойдет не раньше 2022-2023 года.

До тех пор, несмотря на все усилия Маккейна, Пентагон обречен на использование российских двигателей, отказ от которых сегодня приведет не только к потере «десятков или сотен миллионов долларов», но и к многолетним задержкам планируемых запусков.

Американо-китайские разногласия по поводу санкций против Северной Кореи

Изначально в американских планах по мобилизации международного сообщества для коллективного ответа на ядерные испытания КНДР особое место отводилось Китаю, основному торговому партнеру Северной Кореи, продолжающему сотрудничество несмотря на международные санкции. Именно это имел в виду Джон Керри, когда на следующий день после испытаний позвонил в Пекин и призвал своего китайского коллегу прекратить «вести дела в обычной манере» с Пхеньяном. Позже, общаясь с прессой, он заявил:

«Китай пытался применить особый подход, на что мы согласились и для чего предоставили поле для маневра. Сегодня, разговаривая с китайскими коллегами, я дал четко понять, что это не сработало, и что далее это продолжаться не может».

Дальнейший прогресс по разработке международного ответа емко охарактеризовала посол США в ООН Саманта Пауэр. Когда ее в середине января спросили, скоро ли США и Китаю удастся уладить противоречия по этому вопросу, она лишь сказала: «Нет».

Очевидно, что такой же ответ получил и Джон Керри от своего китайского коллеги Ван И на этой неделе. Заявления двух глав дипломатических ведомств по итогам пятичасовых переговоров были диаметрально противоположны. Ван И призвал оставить все как есть и не поддаваться сиюминутным настроениям, поскольку это может подорвать стабильность Корейского полуострова, поддержание которой Китай считает своей основной задачей:

«Китай – большая страна, и занимает прозрачную позицию. Но эта позиция также твердая и последовательная. Она не будет меняться под влиянием отдельных событий и преходящих настроений. Наша позиция включает три основных пункта. Мы будем и впредь поддерживать принцип денюклиаризации Корейского полуострова. Мы будем и впредь способствовать поддержанию мира и стабильности на полуострове. Мы будем и впредь решать все вопросы путем диалога и консультаций».

Поэтому, по словам Ван И, новая резолюция ООН «не должна провоцировать новый виток напряженности и дестабилизировать Корейский полуостров. Ее целью должно стать возвращение ядерного вопроса на правильный трек переговорного процесса».

Джон Керри, в свою очередь, неожиданно резко высказался в отношении Пхеньяна (до сих пор Вашингтон старался не заострять внимание на действиях руководства страны) и представил ядерную программу КНДР как проблему глобального масштаба (а не только Корейского полуострова):

«Соединенные Штаты относятся к этому вызову с максимальной серьезностью. И США сделают все необходимое, чтобы защитить собственное население, а также население своих друзей и союзников по всему миру».

Более того, он призвал к незамедлительным решительным действиям, которые являются «обязанностью любого государства, претендующего на позиции мирового лидера». Соглашаясь со своим коллегой, что конечной целью должно стать решение ядерной проблемы путем переговоров, он, тем не менее, заметил:

«При всем уважении, мы ввели более значительный и более действенный санкционный режим в отношении Ирана, у которого не было ядерного оружия, чем Северной Кореи, у которой оно есть».

Продолжая аналогию с Ираном (чего ранее в Вашингтоне старались избегать), Керри назвал санкции «той самой мерой, которая поможет вернуть Северную Корею за стол переговоров».

Неоднозначность позиции Китая, осуждающего действия КНДР, но препятствующего любым конкретным действиям, объяснил специалист по Корее, сотрудник Совета по международным отношениям Скотт Снайдер:

«Для КНР основная сложность заключается в поиске баланса между необходимостью наказать Северную Корею и опасениями подорвать стабильность этой страны. Поэтому Пекин хочет оказать давление, но не хочет, чтобы это давление стало невыносимым».

Роберт Дейли, директор Института Киссинджера по американо-китайским отношениям при Международном научном центре имени Вудро Вильсона, считает, что поведение Китая объясняется преимущественно внутренними причинами. По его мнению, тесное сотрудничество двух стран уже стало частью «истории и мифологии», обосновывающей легитимность коммунистической партии.

«По версии Пекина, идеологическое родство и союз с Пхеньяном позволили молодой и нахальной нации Мао Цзэдуна победить самую могущественную страну в мире в войне на Корейском полуострове. Отнимите эту историю, и китайцы начнут сомневаться, почему партия еще существует и почему она все еще управляет страной».

В этой ситуации Дейли считает, что США должны использовать двойственный подход. С одной стороны, с пониманием отнестись к китайской слабости в отношении КНДР, которую Пекин «никогда не отключит от системы жизнеобеспечения». С другой – дать понять, что излишняя снисходительность КПК может привести к возможным санкциям в отношении китайских предприятий и банков, которые ведут дела с Северной Кореей.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

25 апреля 2014 | 15:31

Приоритеты внешней политики Франции и украинский кризис

В результате муниципальных выборов во Франции правые получили рекордные 6,8% голосов и управление над 14 французскими городами. Усиление правых очевидно. Как это повлияет на внешнеполитический курс Франции?

8 марта 2015 | 19:00

Европа готова отступить в санкциях

В Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.

21 марта 2016 | 23:00

Безопасность государств ОДКБ и ЕАЭС на фоне российско-турецкого кризиса

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев рассказал о своем видении причин вывода российских войск из Сирии, влиянии российско-турецкого кризиса на Южный Кавказ, перспективах ОДКБ и ЕАЭС, а также отношения России к сотрудничеству своих союзников Армении и Белоруссии с Европейским союзом.

21 июля 2016 | 21:18

Мотивы конституционной реформы в Азербайджане

В условиях отсутствия известных светских лидеров недовольство властями могут легко монополизировать радикальные группы, включая и джихадистов. До определенной степени Азербайджан спасает отсутствие консолидации и идеологические разногласия между ними. Впрочем, для дестабилизации может хватить и относительно немногочисленных и разрозненных выступлений.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова