Основное внимание Вашингтона на этой неделе – как и всего международного сообщества – было приковано к соглашению с Ираном о его ядерной программе, которое было достигнуто по итогам почти двух лет переговоров. Параллельно с этим в США состоялся американо-украинский бизнес-форум при участии прибывшей делегации из Украины во главе с премьер-министром страны и американских инвесторов, а также политического руководства США, включая президента Обаму. Не стихают в Вашингтоне дебаты касательно позиции США в отношении России, выявляя все больше раскол между госдепартаментом и Пентагоном.
ПРЕМИУМ
18 июля 2015 | 15:09

Дайджест внешней политики США за неделю (10 - 17 июля)

1. После многодневного дипломатического марафона в Вене политическое руководство США начинает новую битву с армией несогласных с ядерной сделкой с Ираном. В то время как госсекретарь стремиться добиться широкой поддержки среди американцев, президент пытается найти подход к лидерам других держав, особенно жестко критикующих заключенное соглашение.

2. Визит украинской делегации в Вашингтон для участия в бизнес-форуме проходил на фоне опасений американского истеблишмента в том, что реформы на Украине могут зайти в тупик. Поэтому основной темой выступлений американского руководства стала необходимость переходить от слов к конкретным действиям.

3. Характеристика России в качестве врага США номер один, прозвучавшая из уст представителя Пентагона, встретила сопротивление в Госдепартаменте. Подобное столкновение мнений, по словам экспертов, может говорить о становящемся все более очевидном расколе Вашингтона на «партию войны» и «партию дипломатов».

 

Будущее договора по Ирану

Подписание окончательного соглашения по Ирану 14 июля в Вене стало началом конца переговоров, длившихся почти два года. Именно столько времени понадобилось экспертами и политическим руководителям семи стран и Европейского Союза, чтобы разработать детализированный договор, в котором Тегеран взял обязательства «ни при каких условиях» не обладать ядерным оружием.

Все это время, несмотря на некоторые утечки, Госдепартамент делал все возможное, чтобы держать переговоры в тайне. Возможно, именно благодаря этому и было достигнуто соглашение. Теперь обсуждение текста переходит в открытую фазу, когда на смену экспертам приходят политики, мнение которых формируется под влиянием тех, от кого зависит их пребывание у власти. Очевидно, основной удар Администрации в схватке с Конгрессом придется именно по этой категории лиц.

Еще до отъезда из Вены Джон Керри изложил тезисы в поддержку договора для широкой американской общественности. 14 июля он дал интервью всем крупнейшим новостным телеканалам: «Эй-Би-Си», «Фокс», «Си-Би-Эс», «Би-Би-Си», «Си-Эн-Эн», «Эн-Би-Эс». Основная линия аргументации госсекретаря заключалась в следующем:

- договор основан не на доверии Тегерану, а на механизме по контролю над ядерной программой, который будет осуществляться МАГАТЭ;

- он не означает налаживания отношений с Ираном и не снимает другие претензии США к правительству страны, как и не подразумевает снятия санкций, не относящихся к ядерной программе;

- все оппоненты соглашения заняли такую позицию исключительно по политическим причинам и не могут предложить другого адекватного варианта решения проблемы.

Пока Джон Керри находился перед телекамерами, объясняя договор широким массам, Барак Обама сидел за своим столом в Овальном кабинете с телефоном в руках. Во вторник он первым делом позвонил израильскому премьер-министру Бенъямину Нетаньяху, главному оппоненту договора с Ираном, назвавшему его «исторической ошибкой». Согласно источникам газеты «Нью-Йорк Таймс», речь шла об увеличении и без того беспрецедентной военной помощи Израилю. Несмотря на публичное возмущение израильского руководства по поводу подобной «компенсации», израильский министр по стратегическим вопросам Ювал Стейниц все-таки отметил:

«Конечно, мы готовы обсуждать варианты – мы никогда не говорили нет».

Вслед за Нетаньяху, Барак Обама позвонил королю Саудовской Аравии Салману бин Абдельазиз аль-Сауду и наследному принцу Абу-Даби, заместителю главнокомандующего ВС ОАЭ Мухаммеду бин Заиду Аль-Нахайяну. Если Саудовская Аравия крайне настороженно относится к потенциальному снятию санкций с Ирана, что позволит увеличить его влияние в регионе, то ОАЭ отреагировали более позитивно, ожидая, что договор позволит увеличить приток иранских инвестиций. Не исключено, что и в случае с Саудовской Аравией США посулят увеличение военной помощи: не случайно министр обороны Эштон Картер на следующей неделе после Иерусалима посетит Эр-Риад, чтобы обсудить, по словам Сьюзан Райс, «возможное углубление сотрудничества в области безопасности».

Что касается оппонентов договора в Конгрессе, то здесь никаких неожиданностей не произошло. Большинство республиканцев и некоторые демократы (например, Роберт Менендез и Элиот Энжел, член комитета по международным делам палаты представителей) заявили о готовности до последнего противостоять договору с Ираном. Тогда как большинство демократов уклончиво отметили, что необходимо сначала прочитать договор. Как бы то ни было, шансов у оппонентов договора воплотить в жизнь угрозы крайне мало. С момента предоставления текста договора в Конгресс начнется 60-дневный период рассмотрения, после которого законодатели могут принять резолюцию, не одобряющую договор. Президент, в свою очередь, имеет право наложить на резолюцию вето. Для преодоления этого вето потребуется две трети голосов в обеих палатах. Учитывая подавляющую поддержку среди демократов, такого количества голосов, скорее всего, не наберется.

Есть и другой вариант развития событий: республиканцы могут попробовать принять закон, накладывающий дополнительные санкции на Иран. Однако, во-первых, Барак Обама уже пообещал не допустить подобных маневров, а во-вторых, такой закон никак не отразится на снятии санкций ООН, а значит, приведет лишь к тому, что США добровольно откажутся от сотрудничества с Ираном, в то время как весь остальной мир будет пользовать плодами достигнутого на этой неделе соглашения.

Американо-украинский бизнес-форум

13 июля Вашингтон посетила делегация из Украины во главе с премьер-министром Арсением Яценюком. Основной целью визита было участие в бизнес-форуме для привлечения американских инвесторов. Тем не менее, повестка дня была расширена в ходе ряда запланированных встреч с американскими высшим политическим руководством и одной «случайной» - с президентом США Бараком Обамой.

Атмосферу на бизнес-форуме задало сделанное накануне визита заявление руководителя европейского департамента МВФ Пола Томпсона о том, что готовящиеся к рассмотрению в Раде законопроекты могут подорвать реформы, необходимые для успешного использования пакета помощи в 40 млрд. долл.

Ответ украинского премьер-министра А. Яценюка прозвучал в интервью «Ассошиэтид Пресс»:

«В каждом парламенте есть популисты. Иногда это - настоящие сумасшедшие».

Несмотря на подобные красноречивые попытки заверить американское руководство, Самюэль Чарап, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, скептически отнесся к перспективе выполнения данных обещаний украинским правительством:

«Есть риторическая приверженность реформам, и некоторые конкретные шаги уже были сделаны. Тем не менее, есть разница между фундаментальными преобразованиями и выполнением условий для получения дополнительных средств от МВФ. И даже в этом смысле это еще не до конца решено: только в следующем месяце мы узнаем, когда будет осуществлен второй транш МВФ в рамках новой программы, если это вообще произойдет».

Определенные опасения озвучила и министр торговли США Пенни Притцкер:

«Основная задача украинского парламента заключается в том, чтобы двигаться вперед и не скатиться назад. Порой для этого приходится принимать трудные решения. Украинский премьер-министр осознает эту ответственность. И пока они движутся вперед, они не будут одиноки».

Подобная мысль прозвучала и в заявлении Джозефа Байдена. Выступая в министерстве торговли, американский вице-президент не только в очередной раз осудил действия России и похвалил достижения украинских властей, но и подчеркнул необходимость конкретных действий.

«Как украинцам хорошо известно, не достаточно просто говорить об изменениях, необходимо осуществлять их на практике. Поэтому я выражаю признательность премьер-министру Яценюку и президенту Порошенко за осуществление конкретных реформ. У Украины есть стратегия и новые законы для борьбы с коррупцией, новый глава независимого национального бюро по борьбе с коррупцией. Теперь настало время сажать людей в тюрьму. Необходимо, наконец, уже начать это делать».

Похоже, что одних заверений Арсения Яценюка Вашингтону показалось мало, и в четверг Виктория Нуланд, заместитель госсекретаря по делам Европы и Евразии, лично присутствовала на заседании Верховной Рады, чтобы проследить, что необходимые законопроекты будут приняты. В частности, она положительно оценила результаты голосования по вопросу о децентрализации страны. Еще накануне визита в Раду она отметила:

«Децентрализация позволит украинским регионам определять свое будущее, иметь больше власти в составлении бюджета, брать на себя ответственность за улучшение уровня жизни на местном уровне – уровня демократии на местном уровне – и способствовать росту экономики. Также она станет свидетельством того, что Украина выполняет Минские соглашения в той части, которая касается децентрализации и предоставления специального статуса. А это очень-очень важно».

Россия – враг номер один?

В пятницу переполох в уже более-менее устоявшийся подход Вашингтона к выстраиванию отношений с Россией внес генерал Джозеф Данфорд, претендующий на пост главы Объединенного комитета начальников штабов ВС США. На слушании Комитета по вооруженным силам, он назвал Россию «самым большим вызовом национальной безопасности США». Этот комментарий, безусловно, имел вполне конкретного адресата – главу комитета Джона Маккейна.

Отвечать за слова представителя министерства обороны пришлось пресс-секретарю госдепартамента. 9 июля Джон Кирби, застигнутый врасплох, высказался в характерной для внешнеполитического ведомства манере, когда за обвинениями в адрес России сразу следует упоминание о сотрудничестве:

«Как мы всегда говорили и продолжаем говорить, Россия, конечно, представляет значительные вызовы национальной безопасности не только США, но наших союзников и партнеров в Европе. Возможно, вы слышали, что заместитель госсекретаря Виктория Нуланд встретилась сегодня с министром Карасиным. Они говорили о Минских соглашениях и о том, каким образом обеспечить их выполнение с обеих сторон. И, возможно, вы слышали, что российская сторона назвала эту встречу продуктивной и конструктивной, закладывающей основу для будущего диалога».

На следующий день госдепартамент сформулировал более четкий комментарий по поводу заявления Джозефа Данфорда:

«Хотелось бы добавить к вчерашнему заявлению, что госсекретарь не согласен с такой оценкой, согласно которой Россия называется угрозой существованию Соединенных Штатов. Кстати, этого нельзя сказать и о Китае. Это крупные державы, с которыми мы сотрудничаем по целому ряду вопросов, несмотря на существующие разногласия. К таким вопросам относятся Иран, Сирия, и другие проблемы в разных частях света. Мне бы хотелось отметить, что госсекретарь считает угрозой существованию США быстрый рост экстремистских группировок, таких как ИГ, особенно в регионах, где отсутствует централизованная власть».

Подобное противостояние двух ведомств, по мнению Стивен Коэна, профессора Принстонского и Нью-Йоркского университетов, может иметь два объяснения:

«Либо в Вашингтоне существует глубокий раскол между партией войны и партией дипломатов по поводу Ирана и России, поскольку, им кажется, что эти два вопроса связаны между собой, либо существует недопонимание ситуации со стороны высшего руководства страны».

В подобном ключе написана и статья Джеймса Кардена, бывшего советника Госдепартамента, а ныне исполнительного редактора Американского комитета по соглашению Восток — Запад. По его словам, проблема заключается в том, что Барак Обама назначает на ключевые посты «военных людей», таких как Филипп Бридлав (на замену которому и должен прийти Джозеф Данфорд) и «бюрократов», таких как Виктория Нуланд. На их фоне выделяется Джон Керри, «много лет обитающий в Вашингтоне и прекрасно понимающий, что демонизация России, является долгосрочным проектом вашингтонской касты вояк, запущенным еще во времена Джорджа Буша-мл.».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

7 сентября 2015 | 09:00

За кражу века: Почему Молдавия вышла на Майдан

Молдавия сейчас — главный претендент на роль жертвы нового майдана. В стране идет эрозия государственности: в социальном, экономическом и даже символическом плане. Последней каплей стала так называемая «кража века» — хищение 1 миллиарда долларов (1/8 всего ВВП страны) из трех крупнейших банков страны и вывод этих денег в офшоры. В попытке спасти пострадавшую банковскую систему страны власти включили печатный станок, после чего валюта обвалилась почти на 20 процентов, а инфляция выросла до 8 процентов.

7 апреля 2017 | 09:07

Дайджест внешней политики США (31 марта – 6 апреля)

Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада.

5 февраля 2016 | 10:31

Дайджест внешней политики США за неделю (29 января-4 февраля)

Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.

6 мая 2016 | 19:33

Дайджест внешней политики США за неделю (29 апреля-5 мая)

Несмотря на ряд сохраняющихся противоречий, Москва и Вашингтон смогли найти общий знаменатель по сирийской проблеме, что превратило Россию в риторике США из разжигателя конфликта в партнера по его разрешению. Очередной дефолт Пуэрто-Рико послужил напоминанием о необходимости разрешения вопроса о юридическом статусе этой «неинкорпорированной территории». Во вторник Дональд Трамп стал «предполагаемым» кандидатом от республиканской партии, чье руководство взялось за непростую задачу по сплочению своих рядов для победы над Хиллари Клинтон в ноябре.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова