1. Решение Администрации Обамы не блокировать «антиизраильскую» резолюцию СБ ООН вызвало в Вашингтоне волну недовольства, направленную не только в адрес Белого Дома, но и самой Организации, вопрос о финансировании которой вскоре может быть включен в повестку дня Конгресса.
2. Предпринятый администрацией Обамы комплекс карательных мер в адрес России на фоне отсутствия конкретных доказательств вызвал в США смешанную реакцию и нанес удар по авторитету уходящего президента.
3. С официальным открытием новой сессии Конгресса во вторник демократическое меньшинство в обеих палатах при поддержке активизировавшегося Барака Обамы начало строить планы по противодействию республиканцам, что может привести к продолжению пробуксовывания законодательного процесса.
Принятие «антиизраильской» резолюции ООН
23 декабря Совет Безопасности ООН, четырнадцатью голосами из пятнадцати принял резолюцию 2334, осуждающую «все меры, направленные на изменение демографического состава, характера и статуса палестинской территории, оккупируемой с 1967 года, включая Восточный Иерусалим». США, обычно накладывающие вето на любые антиизраильские резолюции в ООН, на этот раз воздержались от голосования. Принятию резолюции предшествовали несколько дней энергичных попыток Израиля не допустить голосования, в результате которых официальный спонсор резолюции Египет после звонка Дональда Трампа ее отозвал, но позже этот же текст был предоставлен Малайзией, Новой Зеландией, Сенегалом и Венесуэлой.
В разъяснении своей позиции постпред в ООН Саманта Пауэр заметила:
«Именно наши обязательства по обеспечению безопасности Израиля не позволили Соединенным Штатам встать на пути принятия данной резолюции, поскольку мы стремимся сохранить возможность достижения давней цели: позволить двум соседним государствам жить в мире и безопасности».
При этом, по словам Пауэр, «проблема поселений достигла таких масштабов, что стала угрожать самой жизнеспособности формулы два государства для двух народов». Однако, добавила она, резолюция не была бы принята, если бы в ней также не осуждались «контрпродуктивные действия палестинцев, такие как терроризм и подстрекательство к насилию».
Госсекретарь Джон Керри позже выступил с речью по палестино-израильскому конфликту, в которой повторил аргументы Пауэр и подчеркнул:
«Моя задача, в первую очередь, заключается в защите ценностей и интересов Соединенных Штатов Америки. И если мы будем бездействовать, зная, что это приведет к опасным последствиям, ведущим к разжиганию конфликта и дестабилизации региона, в котором мы имеем жизненно важные интересы, это будет означать отказ от наших собственных обязательств».
Несмотря прозвучавшие из уст Керри заверения в преданности Израилю, премьер-министр Биньямин Нетаньяху в ответном послании раскритиковал речь госсекретаря, которая «была настолько же однобокой, как и принятая неделей ранее резолюция ООН». При этом он добавил, что Израиль не нуждается в лекциях о важности мира, и дал понять, что более не собирается вести диалог с текущим руководством США:
«У меня нет никаких сомнений в том, что союз между нашими государствами переживет те глубокие разногласия, которые возникли у нас с администрацией Обамы, и в будущем станет лишь крепче. Израиль с нетерпением ждет возможности работать с избранным президентом Трампом, а также американским Конгрессом, как с демократами, так и с республиканцами, чтобы устранить разрушительные последствия этой резолюции и, в конечном итоге, отменить ее».
Помимо осуждения позиции США, Нетаньяху пошел дальше и обвинил Вашингтон в непосредственной «организации голосования» по данной резолюции, и пообещал предоставить «неоспоримые доказательства» следующей администрации.
Принятие резолюции стало логичным и недвусмысленным завершением политики администрации Обамы в отношении Израиля, которая за последние восемь лет пережила не один кризис. Следующий президент и Конгрессе, в свою очередь, были единодушны в критике данной позиции. Спикер палаты представителей Пол Райан назвал действия текущей администрации «совершенным позором», создающим «опасный прецедент для дальнейшей изоляции и демонизации Израиля», а лидеры обеих партий в Сенате в четверг подписали резолюцию, осуждающую прошедшее голосование в ООН и призывающую всех последующих президентов США впредь в подобных ситуациях использовать право вето в СБ.
Однако основной удар пришелся не по Обаме, а по ООН. Вслед за Дональдом Трампом, назвавшим организацию «клубом для людей, которые хотят просто хорошо проводить время», целый ряд законодателей выступили с предложением сокращения финансирования ООН. Сенаторы Джон Маккейн, Линдси Грэм, Том Коттон, Тед Круз в той или иной степени осудили организацию, а 4 января появились сообщения о готовящемся законопроекте, который либо сократит американские взносы, либо предоставит Конгрессу возможность на регулярной основе голосовать по вопросу возобновления финансирования. Окончательная формулировка будет определена на следующей неделе на заседании консервативного крыла республиканской партии (т.н. «Фридом Кокус»). Его председатель, член палаты представителей Марк Медоус, выразил уверенность в том, что предложение будет поддержано представителями обеих партий.
Если данная инициатива пока находится на стадии разработки, то законопроект о переносе американского посольства в Иерусалим был уже официально предоставлен на рассмотрение Конгресса.
Ответ США на приписываемое России вмешательство в американские выборы
29 декабря Барак Обама принял давно обещанные меры в ответ на приписываемые России хакерские атаки, осуществленные с целью оказать влияние на избирательный процесс в США. Внеся поправки в уже существующий президентский указ, изданный в апреле 2015 года и расширив таким образом свои полномочия по ответу на угрозы в киберпространстве, американский президент тут же этими полномочиями воспользовался и наложил санкции на две государственные разведывательные службы (ГРУ и ФСБ), четырех служащих ГРУ и три компании, услугами которых пользовалось ГРУ. Еще на двух российских граждан (Евгений Богдачев и Алексей Белан) наложило санкции Министерство финансов. Одновременно с этим США приняли меры в ответ на продолжающееся последние два года притеснение находящихся в России американских дипработников: 35 служащих российского посольства в Вашингтоне и консульства в Сан-Франциско были названы «персоной нон грата» и высланы из страны, а также был закрыт доступ к двум комплексам, принадлежащим России, в штатах Мериленд и Нью-Йорк. Наконец, Министерству национальной безопасности и ФБР было предписано подготовить совместный доклад, который повысил бы осведомленность заинтересованных лиц в вопросе выявления и защиты от «российской глобальной кампании по вредоносным действиям в киберпространстве».
Каждая трех составляющих ответа вызвала в США неоднозначную реакцию. Во-первых, наложение санкций за хакерские атаки произошло без предъявления доказательств виновности России. Как ожидается, такие доказательства будут содержаться в докладе, подготовленном разведывательным сообществом, с которым Обама ознакомился 5 января. 6-го января этот же доклад будет предоставлен Дональду Трампу, а на следующей неделе должна быть опубликована сокращенная (по соображениям безопасности) версия. Также пройдет серия открытых и закрытых заседаний профильных комитетов с участием глав разведсообщества. Первое из них состоялось в четверг в сенатском комитете по вооруженным силам, на котором директор национальной разведки Джеймс Клэппер заметил, что в процессе подготовки доклада он еще больше убедился в правильности своего первоначального заявления.
В отсутствие доказательств Дональд Трамп, не дожидаясь пятничного брифинга, в очередной усомнился в компетентности американских разведслужб, а также встал на сторону Джулиана Ассанджа, который во вторник снова категорически опроверг сотрудничество с Россией. Такая позиция избранного президента была встречена в штыки на Капитолийском холме, как демократами, так и республиканцами.
Помимо Трампа, в справедливости действий администрации в отношении России усомнились и некоторые журналисты президентского пула. Во время первой после праздников пресс-конференции в Белом доме пресс-секретарю был задан вопрос: «В 2015 году Китай похитил личные данные более чем 21-го миллиона госслужащих, почему Белый дом тогда не предпринял аналогичных публичных мер, хотя этот взлом имел более угрожающие последствия, чем предполагаемые действия России?» Пресс-секретарь не смог дать вразумительного ответа, однако на следующий день Клэппер заметил, что, в случае с Китаем произошел акт шпионажа, которым занимаются все государства, а Россия не только украла данные, но и использовала их для влияния на внутренние процессы США, что уже относится к другой категории.
Тем не менее, в целом, конгрессмены похвалили принятые Обамой меры, а некоторые призвали к усилению давления на Россию. Так на заседании комитета, сенатор Линдси Грэм назвал их «киданием гальки» в ситуации, когда «необходимо закидывать камнями», а сенатор Джон Маккейн поинтересовался у Клэппера, нельзя ли назвать действия Москвы актом военной агрессии.
Комментируя вторую составляющую ответа – по дипломатической линии, - Госдепартамент обосновал принятые меры следующим образом:
«За последние четыре года, а особенно в последние 12 месяцев, резко возросло количество случаев притеснения наших дипломатов, работающих за рубежом. Это включает в себя несанкционированное задержание служащими полиции, физические нападения, транслирование по государственным каналам их личных данных».
Отдельно в заявлении Госдепартамента упоминается отказ в строительстве «нового, более безопасного» здания американского генконсульства в Санкт-Петербурге. Однако повсеместный ажиотаж вызвали не столько сами меры, сколько решение Москвы не давать ожидаемого в данной ситуации пропорционального ответа.
Помимо Дональда Трампа, назвавшего решение российского лидера «очень, очень умным» шагом, комплименты раздались и от обычно недолюбливающих Россию американских либеральных СМИ.
«Господин Путин известен своей способностью находить умные и неординарные решения, - дала неожиданно лестную характеристику газета «Нью-Йорк Таймз», - и его заявление в пятницу является очередным доказательством этому. Решив, фактически, проигнорировать карательные меры Обамы, (он) сможет лишить своих американских критиков, называющих его агрессивным врагом США, их главного аргумента».
«Честно говоря, это стало самым сокрушительным и унизительным ответом, который мы могли бы получить, - заметил в интервью «Бизнес Инсайдер» специалист по России из Центра Вильсона Майкл Коффман. – Всем уже стало очевидно, что администрация Обамы и Конгресс стараются наложить ограничения на будущую политику Трампа в отношении России. Вместо того чтобы нанести ожидаемый ответный удар, русские просто лишили эту принятую меру какой бы то ни было ценности».
Не менее сомнительные последствия имела и третья составляющая ответа Обамы – публикация совместного доклада. Не только сам доклад был признан специалистами бесполезным, но и использование предложенных в нем мер по защите от русских хакеров на практике привело к возникновению курьезной ситуации. После проведения предписанных докладом проверок в Вермонте на одном из компьютеров была обнаружена вредоносная программа. Незамедлительно в «Вашингтон пост» появилась статья под заголовком «Русские хакеры взломали электросети США через компанию в Вермонте». Однако вскоре выяснилось, что вредоносная программа имеет украинское происхождение, доступна для скачивания в интернете, а сам компьютер не был подключен к сети. В результате газета «Вашингтон пост» отредактировала статью, что, однако не осталось незамеченным и стало уже вторым случаем распространения «вымышленных новостей» о России данным изданием.
Стратегия демократов в новой сессии Конгресса
Последние полгода на вопросы о «пост-президентских» планах Обама шутливо отвечал – взять длительный отпуск и сбежать от всех. Тем не менее, после избрания Дональда Трампа его ответ начал постепенно меняться и, наконец, в радиообращении 31-го декабря Обама заявил, что «готовится выступить в новой, более важной, роли гражданина» и заверил, что «будет активно участвовать в принятии каждого значимого решения». Подобная трансформация объясняется стремлением защитить свои политические достижения от нависшей угрозы в лице Дональда Трампа, обещавшего свести на нет «наследство Обамы», и республиканского большинства в обеих палатах Конгресса, позволяющего эти планы реализовать.
Самым важным из этих достижений Обама считает реформу здравоохранения, работу по отмене которой республиканцы уже начали на этой неделе. В среду он лично посетил Капитолийский холм (в первый раз с января 2016 года), чтобы обсудить с однопартийцами стратегию по защите «Обамакэир». По словам присутствовавших, он призвал «не отступать без борьбы», а сенатор-демократ Бен Кардин сразу после встречи заявил: «Мы будем сражаться всеми доступными нам средствами».
Помимо «Обамакэир», демократы выразили готовность отплатить республиканцам той же монетой в вопросе заполнения вакансии в Верховном суде. «Я не представляю такой кандидатуры, которая одновременно устраивала бы республиканцев и которую мы смогли бы поддержать», - заявил официально вступивший в должность лидер меньшинства в Сенате Чак Шумер и добавил, что демократы сделают все возможное, чтобы держать место, которое было у них украдено, свободным.
Наконец, на повестке дня стоит одобрение номинаций на министерские посты. Хотя у демократов не хватит голосов, чтобы их заблокировать, они готовятся максимально растянуть процесс, чтобы, с одной стороны, нанести удар по функционированию новой администрации, с другой – постараться подорвать авторитет самих министров. Как сообщает «Политико», демократы наняли независимых экспертов для сбора компрометирующей информации по кандидатам.
В 2009 году Митч Макконнелл, лидер сенатского большинства, не скрывал, что попытается максимально усложнить жизнь президенту. Учитывая, что данная стратегия позволила республиканцам сначала захватить Конгресс, а теперь и Белый дом, демократы могут взять ее на вооружение, а это будет означать, что законодательный процесс в США продолжит буксовать. На этом фоне выделяются единичные голоса, призывающие к совместной работе. Так, вице-президент Джо Байден призвал не уподобляться республиканцам. А сенатор-демократ Джо Манчин вовсе отказался принять участие во встрече с Обамой, заявив: «Моя совесть не позволяет мне сделать это. Почему все отказываются услышать американцев, которые проголосовали как раз за то, чтобы все тут, наконец, заработало? Уходящий президент приехал сюда, чтобы встретиться только с демократами. Только демократами, понимаете. Приходящий вице-президент (Майк Пенс) разговаривает только с республиканцами. Именно в этом и заключается наша главная проблема».
Амбициозная антироссийская законодательная инициатива - «О предупреждении российской агрессии» - позволяет республиканцам выглядеть убедительно в глазах избирателей, однако не просчитывает долгосрочные международные последствия ее принятия.
Как будет действовать в ситуации тотального обострения новая команда Михаила Саакашвили, решительно непонятно, особенно если учесть, что своими кадровыми решениями глава ОГА выставляет Петра Порошенко в глазах украинских патриотов едва ли не предателем интересов Украины. Помимо этого, есть насущная проблема: креатуры одесского губернатора трудно назвать опытными переговорщиками, способными найти точки соприкосновения в реальных политических конфликтах.
Возможности для внутреннего урегулирования вследствие новой, несоразмеримой вспышки насилия в Одессе и на Востоке Украины сократились до минимума. Временное правительство в Киеве своей воинственной риторикой и опрометчивой кадровой политикой на местах лишило себя шансов инициировать общенациональный диалог.
Запад позволял себе не учитывать стратегические интересы России, потому что сам не сформулировал своих стратегических интересов в отношении Москвы. А поскольку для Запада это не было вопросом жизни и смерти, можно было позволить себе отложить этот вопрос в долгий ящик. На Западе игнорировали Россию, поскольку полагали, что время на его стороне, а Москва неизбежно проиграет и вынуждена будет уступить.