На начало июня главными кризисными точками региона, привлекающими внимание мировой общественности и непосредственную вовлеченность США и европейских государств, остаются Йемен и Сирия. Вооруженные столкновения здесь, очевидно, не приводят к преобладанию ни одной из участвующих сторон, а попытки мирного урегулирования продолжают тормозиться бескомпромиссными позициями враждующих сил. Не меньше беспокойства вызывает хаос в Ливии, дестабилизирующий северо-африканские государства и юг Европы. В этих условиях укрепление сотрудничества с Египтом видится европейскими лидерами и США как способ хоть как-то стабилизировать ситуацию в Северной Африке.
Визит Президента Египта в Европу и вопрос о возобновлении американской военной помощи
Египет 8 июня отмечал ровно год с момента вступления своего лидера Абдель Фаттаха ас-Сиси в должность президента. Задачи, которые стояли перед ним, связанные с экономическим кризисом и вызовами безопасности, остаются приоритетными и сегодня. Предвыборная программа Сиси фактически состояла из объективных целей и не изобиловала ни разработанными планами по их реализации, ни заоблачными обещаниями о скором благополучии. Сиси сразу заявил своему народу: скорых успехов ждать не следует, предстоит много работы.
Год спустя можно говорить о заметных улучшениях продолжающей оставаться крайне неустойчивой ситуации в стране. Так, в первом квартале 2015 года несколько снизился показатель безработицы – до 12.8% по сравнению с 13.4% за аналогичный период в прошлом году. В начале года зафиксирован прирост экономики на 4.5%, что связывается с возвращением туристов в страну. Президент ввел эффективную систему электронных продуктовых карт, позволяющих разумно реализовывать государственные субсидии на хлеб. Помимо этого, Сиси реализует масштабный проект по развитию Суэцкого канала. Параллельно, египетский лидер активизирует экономические связи с Европой и США с целью стимулирования инвестиций, и небезуспешно. Успехи с точки зрения безопасности еще менее заметны. Главными источниками угроз остаются Синай и ливийская граница, за год ставшая еще более нестабильной. На первом направлении Каир реализует проект буферной зоны безопасности (пока – шириной в полтора км, но предполагается, что она будет расширена до 5 км), для чего происходит снос жилых домов и переселение людей с территорий, соседствующих с палестинской границей. Сообщается об эффективном сотрудничестве египетских и израильских служб безопасности, в частности, в направлении выявления и уничтожения контрабандистских туннелей из Египта в Сектор Газа. На ливийском направлении Каир, в соответствии с Соглашением о военном сотрудничестве с правительством Тобрука, осуществляет содействие в подготовке кадров. Кроме того, сообщается о непосредственном участии египетских военных сил в боях на ливийской территории (на стороне Тобрука) в приграничных районах, что, однако, опровергается официальными лицами Египта.
Главным пунктом критики оппонентов Сиси является ситуация в стране с точки зрения нарушения прав человека. В стране с 2012 года не действует парламент (что характерно, распущен он был еще Мухаммедом Мурси, которого на Западе принято было считать «демократом» - в отличие от бывшего министра обороны Сиси), а выборы, запланированные на март 2015 года, были отложены. В стране действует жесткое законодательство, запрещающее любые, даже мирные демонстрации, и наделяющее силы безопасности практически неограниченными полномочиями по их подавлению. Вынесено около 1.5 тыс. смертных приговоров, включая бывшего президента Мурси, а в марте первый из них был реализован. Сообщается о повешении участника беспорядков в Каире после свержения Мурси, который обвинялся в том, что сбрасывал с крыши здания детей. Продолжаются сообщения о жестоких и безнаказанных действиях полиции, за которые Сиси в недавнем обращении к народу публично извинился, назвав себя «ответственным за все, что происходит с гражданами Египта».
Ставка Президента Сиси на безопасность, которая обеспечивается иногда ценой ограничения некоторых прав людей, себя оправдывает. Что характерно – позицию египетского лидера все больше разделяют европейцы, главные критики Каира за «недемократичность».
Так, Марин Ле Пен, лидер французской правой партии «Национальный фронт», в ходе своего визита, посвященного проблеме нелегальной миграции, в Египет в конце мая заявила, что «Египет – это крепость, которая защитит нас» от иммигрантов во Франции. Эту же мысль высказал венгерский премьер-министр Виктор Орбан, в ходе своей встречи с Сиси, прибывшим в Венгрию 5 июня: по его словам, Египет является основой стабильности на Ближнем Востоке и «в Европе не начнется стабилизация, если не стабилизируется Египет». Важным также стал визит Сиси в Германию 2 июня, где он провел встречу с Ангелой Меркель. Сообщается, что главной темой встречи стала не критика египетского руководства за некоторые аспекты его внутренней политики, а общие вопросы безопасности.
Усилившиеся потоки неконтролируемой нелегальной миграции из Ливии в Европу заставили европейских лидеров на время забыть о своей традиционной риторике о правах человека и сконцентрироваться на поиске партнеров, способных помочь европейцам в решении их насущной проблемы – проблемы безопасности. Каир представляется оптимальным союзником в этом плане. В свою очередь, Египет мало ожидает содействия Европы в стабилизации региона. Главной целью визита Сиси была активизация экономических контактов. Так, сообщается, что в Берлине состоялись встречи египетской делегации с представителями германских корпораций, а также было объявлено о получении компанией «Сименс» контракта на 8 млрд евро для улучшения электроснабжения в Египте.
США также стали закрывать глаза на «недемократические» действия Каира, признавая, что «Египет критически важен для стабильности на Ближнем Востоке». Однако ими движут другие соображения: опасения, что место Вашингтона в качестве партнера, особенно в военно-технической сфере, займет Москва или Пекин. В этой связи разговоры о размораживании ежегодной военной помощи в 1.3 млрд долл. в Конгрессе перешли в практическую плоскость.
Так, в Палате Представителей Конгресса США 2 июня был представлен законопроект о предоставлении помощи иностранным государствам, снимающий ограничения, касающиеся соблюдения прав человека. Предполагается разморозить традиционную американскую помощь Египту в размере 1.3 млрд долл. без предварительного требования проведения парламентских выборов в стране при условии сохранения стратегических отношений между Вашингтоном и Каиром и мирного договора последнего с Израилем. По словам представительницы Республиканской партии от штата Техас Кей Грейнджер:
«Чего мы хотим, так это возвращения отношений с Египтом к тому, как было раньше. Мы видим, что Египет пытается реализовывать демократию под руководством Сиси и соблюдает условия других договоров, которые обеспечивают наши национальные интересы».
Согласно законопроекту, предполагается, что Госдепартамент долен каждые 90 дней предоставлять отчет о достижениях Египта в сфере демократического развития: проведение парламентских выборов, обеспечение прав женщин и религиозных меньшинств, реализация реформ, гарантирующих свободу слова и мирных собраний, транспарентность и подотчетность действий сил безопасности и т.д. Помимо размораживания военной помощи, законопроект предполагает предоставление дополнительных 150 млн долл. от Фондов экономического развития «для реализации демократических программ». Пока документ находится на стадии подкомитетов и должен еще пройти через комитет по внешним связям. В течение лета также ожидается представление версии документа Сенатом, а итоговое голосование по его принятию произойдет не раньше декабря.
Разговоры о возобновлении ежегодной помощи Египту в Вашингтоне идут уже давно. Каир важен для США с точки зрения эффективного партнера по вопросам борьбы с терроризмом, ив особенности – ИГ, координации деятельности светской сирийской оппозиции, поддержки саудовской операции в Йемене, сохранения привилегий военных судов США в Суэцком канале и гарантии благоприятных условия для американских компаний. Отсутствие успехов на сирийском и йеменском направлениях, хаос в Ливии с вытекающими последствиями в виде нелегальной миграции и угрозы радикального исламизма, вогнавший в панику европейцев, и без того страдающих от украинского кризиса, а также заметная активизация контактов между Москвой и Каиром в традиционной для Вашингтона военной сфере – безусловно послужат стимулом для скорейшего размораживания египетской военной помощи. Препятствием, впрочем, выступает долгий бюрократический процесс принятия решений в США.
Кризис в Йемене: переговоры представителей США с хуситами
Изменения ситуации на полях вооруженных столкновений и в районах действия военно-воздушной кампании международной коалиции во главе с Саудовской Аравией продолжают измеряться исключительно увеличивающимся количеством жертв, причем в большинстве своем – среди мирного населения. По данным ООН, 20 млн человек – 80% населения – нуждаются в срочной помощи.
Попытки Эр-Рияда организовать переговорный процесс между враждующими сторонами для реализации мирного урегулирования пока не находят отклика со стороны хуситов и примкнувшего к ним бывшего президента страны Али Абдаллы Салеха и его сил. Последние все-таки добились реализации своего главного требования в отношении переговоров – проведения их на территории государства, не вовлеченного непосредственно в боевые действия в Йемене. Так, 6 июня ООН подтвердила, что мирные переговоры между хуситами и йеменским правительством состоятся 14 июня в Женеве. Изначально переговоры были запланированы на 28 мая, однако были отложены ввиду отказа хуситов освободить захваченные ими районы. По словам специального представителя ООН по йеменскому кризису Исмаила Ульда Шейха Ахмеда, переговоры будут нацелены на достижение перемирия, согласование плана вывода сил хуситов с подконтрольных им территорий и увеличение поставок гуманитарной помощи.
Примечательна позиция в отношении запланированных переговоров йеменского Президента Абд Раббу Мансура Хади, подавшего в отставку в январе, бежавшего из страны в марте и настойчиво продолжающего называть себя «легитимным». По его словам, его правительство не намерено обсуждать ничего с «поддерживаемыми Ираном хуситами». Главной темой переговоров, по его мнению, должна стать реализация апрельской резолюции СБ ООН, включающая требования об уходе хуситов с занимаемых ими территорий.
«Никаких обсуждений не будет. Будет только обговорено, как реализовывать резолюцию СБ ООН 2216. Это будет консультация».
Он также добавил, что ни о каком примирении с хуситами с его стороны речи не идет.
На этом фоне обращают на себя внимание секретные контакты США с хуситами, которые прошли в оманской столице Маскат на прошлой неделе, как заявляется, с целью содействия внутрийеменскому мирному процессу. Сообщается, что это была первая прямая встреча американских представителей с хуситами с момента начала кризиса. До этой встречи Администрация Барака Обамы пыталась установить связь с повстанцами, но до сих пор все контакты осуществлялись через посредников, главным среди которых выступил Оман. По всей видимости, основной темой переговоров был вопрос освобождения американских граждан, которые являются заложниками хуситов, при этом освобождение первого из них, как отмечается, и стало толчком для проведения прямой встречи.
Характерно, при этом, что позиция США касательно судьбы хуситов в политическом процессе Йемена значительно отличается от той, которую занимает Президент Хади: Вашингтон считает, что процесс должен быть всеобъемлющим и включать все внутриполитические силы страны, в том числе хуситов.
Между тем, согласно некоторым данным, США, в последние годы активно сотрудничающие с Саной по борьбе с терроризмом, и в частности – Аль-Каидой Аравийского полуострова (АКАП), с начала кризиса реализовывали сотрудничество с хуситами в противостоянии боевикам. (По другим данным, контр-террористическое сотрудничество с Йеменом было прекращено США с захватом столицы хуситами.) Как известно, АКАП сегодня контролируют значительную часть страны, однако саудовские СМИ старательно игнорируют этот факт, упиваясь обвинениями в адрес Ирана в том, что тот дестабилизирует регион, вмешиваясь во внутренние дела государств. Сам же Эр-Рияд, по некоторым сообщениям, использует боевиков АКАП для борьбы с хуситами. Так или иначе, очевидно, что США и Саудовская Аравия имеют разные интересы и приоритеты в Йемене, которые и Вашингтон, и Эр-Рияд, не отказываясь от сотрудничества, реализуют самостоятельно, даже если и в ущерб друг другу.
Подготовка новой мирной конференции по урегулированию кризиса в Сирии
На сирийском треке продолжается подготовка новой конференции по урегулированию сирийского кризиса – «Женева-3». Внимание привлекло заявление Стэфана де Мистуры, специального представителя ООН по конфликту в Сирии, в отношении роли Башара Асада в процессе урегулирования. Если в феврале он говорил о том, что нынешний сирийский президент является «частью решения», то 5 июня он назвал его диктатором и подчеркнул, что он «должен уйти». При чем это должно произойти, по мнению де Мистуры, в результате военного давления на Асада, которое окажут на него США. В этом контексте, он подверг критике ООН, отметив, что СБ обладает большими полномочиями, но своими действиями тормозит политический процесс. В ходе закрытой встречи с американскими представителями по Сирии в Женеве 5 июня де Мистура сказал, что им следует донести до своего правительства через Конгресс, что «Асад не сядет за стол переговоров, пока на него не будет оказано военное давление».
Специальный представитель ООН также выдвинул инициативу о том, что в Алеппо, одной из основных горячих точек в Сирии, враждующие стороны должны прекратить огонь, чтобы пропустить туда конвой с гуманитарной помощью. Это предложение де Мистуры вызвало сопротивление со стороны оппозиции, представители которой заявили, что прекращение огня позволит режиму перенаправить свои силы в другие части страны, где происходят бои.
Подобный подход главного международного посредника в сирийской кризисе ставит под вопрос необходимость проведения очередной мирной конференции, которая изначально обречена на провал: режим едва ли согласится обсуждать урегулирование при наличии предварительного условия об уходе Асада, а оппозиция, только начавшая одерживать военные победы, едва ли поддержит какие-либо действия, которые сведут их успехи на нет. В этих условиях наиболее конструктивным посредником представляется Москва, которая активно проводит встречи между представителями режима и различными группами оппозиции, параллельно осуществляя консультации с региональными и западными силами. Так, в ходе недавнего апрельского раунда переговоров оппозиционным группам удалось согласовать совместный документ о 10 принципах урегулирования. В конце мая также состоялась встреча разных представителей оппозиции в Астане (по предложению одной из сирийских оппозиционных групп), в которой, впрочем, представители режима участвовать отказались. В казахской столице также были согласованы основные принципы урегулирования внутрисирийского конфликта.
Виталий Наумкин, непосредственный модератор московских встреч, отмечает два важных принципа, которые удалось согласовать оппозиции. Во-первых, это децентрализация Сирии с предоставлением меньшинствам некоторой формы автономии. Во-вторых, это выведение всех иностранных сил с территории страны. Оба принципа вызывают большое количество разногласий, как со стороны режима, так и со стороны оппозиционеров. Не меньше споров возникает по вопросу необходимости придерживаться положений договоренностей 2012 года («Женева-1»).
Однако такой подход более квалифицируется как посредничество и действительно способствует поиску решений сирийского конфликта – в отличие от критикующего ООН де Мистуры, призывающего США оказать давление на Асада, который за три месяца перестал быть «частью урегулирования», при том, что Администрация Обамы последние два года явно демонстрирует отсутствие какого-либо желания осуществлять открытую интервенцию в Сирию.
Оптимальным для Украины сценарием было бы проведение досрочных выборов и формирование новой, центристской коалиции из БПП, Самопомощи и ряда партий, представляющих юго-восток страны. Это был бы первый шаг на пути вывода страны из состояния гражданского конфликта. Однако данный сценарий не оптимален для самого Порошенко, поскольку угрожает его власти, поэтому вряд ли этот сценарий будет реализован.
На прошедшей неделе основными темами внешнеполитической повестки США остаются сирийское и украинское досье, которые Вашингтон пытается связать во взаимозависимые и сделать предметом торга, навязываемого Москве. Вместе с тем, все новые успехи боевиков Исламского государства в Ираке на фоне продолжающейся военно-воздушной операции международной коалиции под руководством США вновь поставили вопрос о смене тактики действия Вашингтона в этом направлении. Параллельно с этим, новое развитие получила проблема закрытия тюрьмы Гуантанамо.
Иран мог бы действовать в обход США - совместно с Россией, заинтересованной в эффективной стабилизации Ближнего Востока и, в общем-то, занимающейся этой стабилизацией в Сирии. Проблема в том, что у Ирана и России, несмотря на внешнее согласие и совпадение интересов разное понимание слова «стабилизация». Иран жаждет ликвидации своих противников и хочет сам контролировать регион от Афганистана до Леванта. Москве же нужен баланс сил между всеми игроками региона.
28 февраля советник президента НК «Роснефть», доцент МГИМО Андрей Безруков дал интервью изданию «Московский комсомолец». В ходе беседы обсуждались первые итоги президентства Дональда Трампа, перспективы развития российско-американских отношений и мировой политики.