Как и ожидалось, на Международной конференции по вопросу стабильности и развития Ливии, состоявшейся 17 сентября в Мадриде, никаких сколь-либо значимых для реального восстановления страны решений принято не было. По итогам встречи ее европейские и северо-африканские участники пришли к выводу о том, что «не существует военного решения нынешнего ливийского кризиса».
Внутриливийский конфликт продолжает набирать обороты: с начала августа в стране функционирует два парламента – в лице избранной в ходе парламентских выборов Палаты Представителей и формально распущенного ею Всеобщего национального конгресса (ВНК) – и два правительства – в Тобруке и Триполи соответственно. При этом все силы, связанные с ВНК, объявлены Палатой террористами: с ними ведется борьба, не приносящая заметных результатов.
В ходе конференции присутствовавший представитель Тобрукского правительства, министр иностранных дел Ливии Мухамед Абдельазиз, заявил:
«Мы убеждены, что борьба с терроризмом должна вестись не только посредством ударов по позициям соответствующих группировок с воздуха».
В августе, после начала военно-воздушной контр-террористической операции США в Ираке, Палата выступила с призывом к международному сообществу предпринять аналогичные меры в Ливии. Не дождавшись однозначного, хотя и вполне очевидного, отказа со стороны западных партнеров, Тобрук начал искать союзников для борьбы с силами ВНК, представленными в основном исламистами во главе с «братьями-мусульманами». Обвиняя Турцию, Катар, а также Судан, в пособничестве нелегально функционирующему в Триполи парламента, ливийское руководство в Тобруке обратилось за помощью к Египту и монархиям Залива, в последний год активно ведущим войну против «братьев». В частности, сообщается о нанесении египетской и эмиратской авиацией ударов по позициям исламистов.
Главным союзником Тобрука в этом вопросе, несомненно, становится Каир, кровно заинтересованный в стабилизации своей западной границы. Еще в июне генерал Халифа Хафтар, главная военная опора Палаты Представителей, призвал египетское руководство «предпринять все необходимые военные меры на ливийской территории для восстановления порядка». А 4 сентября между Тобруком и Каиром было заключено Соглашение о военном и стратегическом сотрудничестве сроком на 5 лет, предполагающее масштабное взаимодействие сторон в обеспечении безопасности, а также содержащее пункт о том, что «любая прямая или косвенная угроза или вооруженная агрессия против одной из договаривающихся сторон будет восприниматься как угроза или агрессия и против другой».
Несмотря на всю кажущуюся серьезность документа, по мнению профессора британского Университета Эксетера Омара Ашура, «соглашение всего лишь закрепило юридически то, что уже и так происходит фактически». Еще в июле Амр Мусса, приближенная фигура к президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси, говорил о необходимости вмешаться в ливийский конфликт в качестве реализации «права на самозащиту», однако других сообщений о египетском военном участии в Ливии не было. В своем недавнем интервью нынешний министр иностранных дел Египта Самех Шукри не подтвердил, но и не опроверг факт вовлеченности ВС страны в ливийские столкновения.
Логично предположить, что представители военной элиты Хафтар и Сиси, разделяющие общее стремление борьбы с исламистами и восстановления внутригосударственной безопасности, действительно осуществляют военное сотрудничество, которое не афишируется, по всей видимости, с целью не провоцировать египетских исламистов. Каир действительно заинтересован в стабилизации границы с Ливией, так как расшатанный экономически и политически Египет – главная цель ливийских исламистов, связанных с «братьями-мусульманами» - группировкой, борьба с которой для Сиси сегодня является определяющей.
Встает также вопрос о масштабах участия Египта в столкновениях на ливийской территории. Помимо западных границ исламистская угроза для Каира исходит также и со стороны Синая. ИГИЛ, по мнению некоторых экспертов, также своей целью ставит Египет. Кроме того, перед Сиси сегодня стоит множество острых внутренних социально-экономических задач, решать которые гораздо более разумно, чем ввязываться в сложный ливийский конфликт с двоевластием и неэффективной борьбой двух правительств с разрозненными вооруженными группировками.
В целом, любое вмешательство в ливийский конфликт - в поддержку будь то Тобрукского или Триполитанского правительств - не будет способствовать стабилизации ситуации. Однако оно, так или иначе, происходит со стороны региональных сил в лице Турции, Катара, Саудовской Аравии и союзных монархий Залива, а также со стороны Египта. В отличие от остальных, участие Каира обосновано соображениями безопасности, а не борьбой за сферы влияния. Поэтому логично ожидать от египетских властей ограниченного военного вовлечения, сконцентрированного в районе границы, без углубления в ливийскую территорию. Решать или влиять на решение внутриливийского кризиса власти у Каира не хватит сил.
В целом, официальная реакция большинства по поводу смерти Бориса Немцова сдержанная. Но информационное противостояние России и Запада накладывает отпечаток на циркулирующие в публичном пространстве мнения. Поэтому версии о «кремлевском» следе в преступлении намного популярнее версий о бытовых, финансовых, случайных или религиозных причинах для убийства.
Депутаты высшего законодательного органа власти Украины проголосовали за отмену целого пакета документов, регламентирующих вопросы материально-технического снабжения Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и миротворцев. В Кишиневе силы ОГРВ видятся, как нежелательное иностранное присутствие, сдерживающее «европейский выбор» Молдавии и поощряющее сепаратистские устремления жителей на левом берегу Днестра.
Очевидно, санкции продлят до конца 2015 года, а затем, возможно, и дальше, поскольку этот вопрос упирается в довольно специфическое понимание некоторыми лидерами Европейского союза «полного выполнения Минских соглашений». В Европе не хотят слышать о том, что это зависит не только от России, но и от других сил, так или иначе вовлеченных в реализацию мирного плана. Как минимум одна из этих сил — Украина — взяла четкий и однозначный курс на полный срыв дорожной карты.
Сама апрельская эскалация не была чем-то неожиданным для всех, кто следил за динамикой армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Рост числа инцидентов и жертв (включая не только военнослужащих, но и гражданских лиц) уже не первый год является отчетливым трендом. Что же касается дипломатического формата, то ни Ереван, ни Баку не демонстрировали вчера и не демонстрируют сегодня приверженности к компромиссам и уступкам.