2-3 сентября во Владивостоке на полях Восточного экономического форума состоялись переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Встреча стала второй за четыре месяца и обозначила рост доверия в отношениях между лидерами двух стран. Подчеркивая это, Путин и Абэ с обращались друг к другу по именам и держались исключительно дружелюбно по отношению друг к другу. Японский премьер-министр в своей речи на Восточном экономическом форуме и вовсе прибегал к поэтическим выражениям, предложив российскому коллеге встретиться во Владивостоке через год, «придя в девственный лес тайги, среди лучей солнца, проникающих сквозь листву».
Подчеркнуто позитивная тональность переговоров, проходящих в условиях режима санкций против России, позволяет предполагать, что Москва и Токио как никогда ранее близки к заключению мирного договора.
В своем подходе к проблеме мирного договора с Японией Россия опирается на Декларацию СССР и Японии от 19 октября 1956 г., установившую дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В соответствии с ним Советский Союз передавал Японии острова Хабомаи и Сикотан после процедуры заключения мирного договора. Документ был ратифицирован Верховным советом СССР и парламентом Японии, однако в итоге заключение мирного договора сорвалось из-за позиции Токио, которое обращалось к Трактату о торговле и границах 1855 г., по которому к Японии отходили все острова Южных Курил: Итуруп, Кунашир, Сикотан и Хабомаи.
На протяжении последних 60 лет проблема мирного договора оставалась на повестке дня российско-японских отношений. Ожидаемых подвижек здесь не произошло ни в правление Михаила Горбачева, ни во время президентства Бориса Ельцина. Токио твердо отстаивал позиции о принадлежности Японии всех островов Южных Курил, с чем Москва была категорически не согласна.
Однако динамика российско-японских отношений последних лет указывает на стремление сторон прийти компромиссу и заключить мир спустя 70 лет после окончания войны. Еще в 2012 г. накануне президентских выборов Владимир Путин заявил о готовности развивать экономические отношения с Японией и решить проблему мирного договора. Год спустя, в 2013 г. состоялся визит в Россию японского премьер-министра, который поддержал российского президента, отметив:
«Тем не менее, потенциалы для нашего сотрудничества пока ещё недостаточно раскрыты, и повышение уровня сотрудничества между нашими странами как партнёрами является потребностью времени. Это не только отвечает национальным интересам двух стран, но и внесёт вклад в дело стабильности и процветания нашего региона, а также мира в целом».
Результатом визита японского премьер-министра стало распоряжение МИД РФ «активизировать контакты по выработке взаимоприемлемого варианта решения проблем». Аналогичные меры последовали и со стороны Токио. Наметившийся поиск решений проблемы мирного договора был прерван событиями на Украине и присоединением Японии к санкциям против России.
Прошедшие в мае с.г. переговоры в Сочи, как и встреча во Владивостоке стали возвращением к тренду четырехлетней давности. В ходе своего визита в Сочи весной 2016 г. Синдзо Абэ предоставил Владимиру Путину проект из восьми направлений экономического сотрудничества России и Японии, сосредоточенных в основном на инвестициях японских компаний в российский Дальний Восток, которые были положительно восприняты в Москве. В ходе своего выступления на ВЭФ, премьер-министр Японии неоднократно возвращался к своим предложениям по развитию российско-японских экономических отношений. Здесь Синдзо Абэ стремился максимально конкретизировать выгоды для российской стороны:
«Хотел бы обратиться к присутствующим здесь российским предпринимателям: при строительстве моста, по которому вы все проехали сюда, были использованы японские машины для забивки свай. Электричество в этом зале производится газовыми турбинами японского производства. Прошу всех вас начать как можно скорее накапливать опыт работы с японскими предприятиями. На японских предприятиях вы обязательно встретите рабочих, которые улучшили эффективность производственных процессов на своём заводе».
Позиция России также демонстрировала готовность к диалогу с японскими партнерами. Рассуждая о проблеме мирного договора, Владимир Путин заявил, что для её решения необходим высокий уровень доверия. Предложенные японским коллегой восемь направлений экономического сотрудничества президент России признал «единственно правильным путем», подчеркнув, что:
«…нужно найти такой способ решения вопросов, который бы не разрушал наши отношения, а создавал прочную основу для развития этих отношений на длительную историческую перспективу. А для того чтобы этого добиться, нужно, ещё раз хочу сказать, чтобы при решении этих проблем ни одна из сторон не чувствовала себя ущемлённой и проигравшей».
Очевидно, Москва и Токио стремятся заключить мирный договор и сделать это в самой ближайшей перспективе. По мнению авторитетного японского эксперта Кадзухико Того, Синдзо Абэ хочет добиться исторического результата в отношениях с Россией, пока находится на посту премьер-министра, т.е. в течение ближайших двух лет. Независимо от решения Владимира Путина баллотироваться на президентский пост в 2018 г., российский лидер также заинтересован в том, чтобы сделать важный шаг в российско-японских отношениях. Важно учитывать и американский фактор. США вступают в период выборов и последующей за ними смены администрации, их активность на международной арене временно сократится. Давление, оказываемое на Японию заокеанским союзником, снизится и Токио сможет обойти режим санкций в отношении Москвы.
В своем комментарии РБК руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов отметил, что Россия всегда посылала сигнал, что под нажимом она на компромисс не пойдет, а готова вернуться к обсуждению в ходе масштабного процесса улучшения двусторонних отношений. Однако, указывает Сушенцов, на Японию может быть оказано давление со стороны США: объявляя программу экономического сотрудничества по восьми областям, Токио фактически снимает с России санкции, чему в Вашингтоне рады не будут. Эксперт также обращает внимание, что программа улучшения отношений с Россией — личное детище премьера Абэ, с которым у Путина сложились доверительные отношения, а ослабление позиций Абэ или его уход с поста премьера могут поставить под вопрос нынешнюю позитивную динамику.
По мере интенсификации переговоров о подготовке соглашения по строительству «Турецкого потока», в западных СМИ все активнее муссируется тематика отхода Турции от принципов демократии и солидарности со странами НАТО. Подобные соображения связаны, в первую очередь, с трансформации режима в Турецкой Республике и ее взаимодействием с Россией.
Саммит НАТО должен был решить две задачи: сформулировать «сильную и сбалансированную» политику в отношении России, а также продемонстрировать единство Альянса. Прокатившаяся по стране волна протестов выявила широкий спектр проблем американского общества, однако политические силы предпочли объявить временное перемирие во избежание роста насилия в стране. Решение о размещении в Южной Корее американской системы ПРО и вердикт международного трибунала в Гааге по поводу территориального спора в Южно-Китайском море вызвали недовольство Китая.
Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.
БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».